Фонетика. Звуки речи. Алфавит

Изо дня в день мы про­из­но­сим хо­ро­шо зна­ко­мые нам слова. Но очень редко за­ду­мы­ва­ем­ся над тем, как это у нас по­лу­ча­ет­ся. На­при­мер, как у нас по­лу­ча­ет­ся про­из­но­сить такое зна­ко­мое слово «здрав­ствуй­те»? Мы про­из­но­сим опре­де­лен­ное со­че­та­ние зву­ков, ко­то­рое скла­ды­ва­ет­ся в нашем со­зна­нии в со­от­вет­ству­ю­щее по­ня­тие. В слове «здрав­ствуй­те» мы про­из­нес­ли  11 зву­ков. Три из них глас­ные звуки, 8 со­глас­ные. Все эти звуки про­из­но­сят­ся нами в опре­де­лен­ном по­ряд­ке. Про­из­но­сим мы не про­сто звуки, ведь зву­ка­ми мы счи­та­ем и шум ав­то­мо­би­ля, и скрип от­кры­ва­ю­щей­ся двери, и ло­ша­ди­ный топот. Жи­вот­ные тоже про­из­во­дят самые раз­лич­ные звуки. Мы же про­из­но­сим звуки, из ко­то­рых со­сто­ят слова. Это звуки речи.

Фо­не­ти­ка. Звуки и буквы. Гра­фи­ка

Фо­не­ти­ка – раз­дел науки о языке, в ко­то­ром изу­ча­ют­ся звуки речи.

Звуки мы про­из­но­сим и слы­шим. Но ведь мы умеем чи­тать и пи­сать. Видим и пишем мы буквы.

Гра­фи­ка – раз­дел науки о языке, изу­ча­ю­щий обо­зна­че­ние бук­ва­ми зву­ков речи на пись­ме.

Ал­фа­вит

Ал­фа­вит – буквы, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном по­ряд­ке.

В рус­ском ал­фа­ви­те 33 буквы. 10 букв обо­зна­ча­ют глас­ные звуки и 21 – со­глас­ные. Две буквы – ъ и ь – не обо­зна­ча­ют зву­ков.

 Рус­ский ал­фа­вит

Рис. 1. Рус­ский ал­фа­вит

Зна­ние ал­фа­вит­но­го по­ряд­ка по­мо­жет нам, на­при­мер, сори­ен­ти­ро­вать­ся в ор­фо­гра­фи­че­ском или ка­ком-ли­бо дру­гом сло­ва­ре, в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке рас­по­ла­га­ют­ся раз­лич­ные спис­ки, на­при­мер, фа­ми­лии уча­щих­ся в класс­ном жур­на­ле.

Тран­скрип­ция слова

Нам часто при­хо­дит­ся за­по­ми­нать пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных и удво­ен­ных со­глас­ных. По­че­му нам при­хо­дит­ся за­по­ми­нать на­пи­са­ние таких слов? По­че­му нам при­хо­дит­ся ис­кать про­ве­роч­ные слова и изу­чать боль­шое ко­ли­че­ство пра­вил ор­фо­гра­фии? Всё по­то­му, что про­из­но­ше­ние слова да­ле­ко не все­гда сов­па­да­ет с его на­пи­са­ни­ем. И не все­гда ко­ли­че­ство зву­ков и букв в слове оди­на­ко­вое. И мы можем за­пи­сать не толь­ко слово по пра­ви­лам ор­фо­гра­фии, но и с по­мо­щью букв и до­пол­ни­тель­ных зна­ков за­пи­сать зву­ча­ние слова. Такая «зву­ко­вая» за­пись на­зы­ва­ет­ся тран­скрип­ци­ей.

Прак­ти­че­ское на­блю­де­ние

Тран­скрип­ция слова за­пи­сы­ва­ет­ся в квад­рат­ных скоб­ках.

Тран­скрип­ция слова «мо­ло­ко» – [ ма­ла­ко́ ]. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в без­удар­ном по­ло­же­нии мы не про­из­но­сим звук [о], а про­из­но­сим звук [а]. В этом слове 6 букв и 6 зву­ков. Тран­скрип­ция слова «пе­ри­ла» – [ п’ир’и́ла ]. В без­удар­ном по­ло­же­нии все­гда про­из­но­сит­ся звук [и]. Кроме этого, вы ви­ди­те спе­ци­аль­ные знаки в виде «за­пя­той» ввер­ху буквы. Это апо­строф, он обо­зна­ча­ет мяг­кость со­глас­но­го.

Тран­скрип­ция слова «тень» –[т’эн’]. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что буква е в этом слове пе­ре­да­ет звук [э]. Мяг­кий знак не обо­зна­ча­ет букву. Таким об­ра­зом, в этом слове 4 буквы, 3 звука.

Тран­скрип­ция слова «солн­це» – [со́нцэ]. Здесь об­ра­ща­ем вни­ма­ние на непро­из­но­си­мый со­глас­ный. Звук [л] в этом слове мы не про­из­но­сим, сле­до­ва­тель­но, и в тран­скрип­ции он не отоб­ра­жа­ет­ся. Таким об­ра­зом, в слове 6 букв, 5 зву­ков.

Тран­скрип­ция слова «ягода» – [j’а́гада]. В этом слове буква я обо­зна­ча­ет два звука, по­это­му в нем 5 букв, 6 зву­ков.

Зву­ко­пись

Воз­мож­но, вы за­ме­ти­ли, что опре­де­лен­ные звуки или их со­че­та­ния вы­зы­ва­ют у нас ас­со­ци­а­ции о том или ином яв­ле­нии. На­при­мер, со­че­та­ние зву­ков [г] и [р] на­по­ми­на­ет нам рас­ка­ты грома. В своем сти­хо­тво­ре­нии Федор Тют­чев спе­ци­аль­но по­вто­ря­ет со­че­та­ние этих зву­ков, чтобы со­здать образ грозы:  Люблю грозу в на­ча­ле мая,

Когда ве­сен­ний первый гром,

Как бы рез­вя­ся и играя,

Грохо­чет в небе голу­бом.

Гремят рас­ка­ты мо­ло­дые…

Или от­ры­вок из сти­хо­тво­ре­ния Ми­ха­и­ла Лер­мон­то­ва. Поэт с по­мо­щью звука [л] пе­ре­да­ет образ те­ку­щей воды, плав­ные дви­же­ния плы­ву­щей ру­сал­ки:

Русалка плыла по реке голубой,

Оза­ря­е­ма полной луной;

И старалась она доплес­нуть до луны

Се­реб­ри­стую пену волны.

Такое свой­ство вы­ра­зи­тель­ной речи на­зы­ва­ет­ся зву­ко­пи­сью.

Вы­со­кая му­зы­каль­ность по­э­зии пред­по­ла­га­ет тон­кое про­ник­но­ве­ние в осо­бен­но­сти зву­ча­щей речи, в ее спо­соб­ность про­из­во­дить впе­чат­ле­ние не толь­ко смыс­лом слов, но и их зву­ча­ни­ем, их му­зы­кой.

На до­су­ге мо­же­те по­про­бо­вать рас­ска­зать о ка­ком-то яв­ле­нии, ис­поль­зуя зву­ко­пись. Или пред­ло­жи­те в клас­се твор­че­ское со­рев­но­ва­ние на самое ори­ги­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние зву­ко­пи­си.

Сле­ду­ет за­ме­тить, что воз­мож­ность зву­ко­пи­си была давно за­ме­че­на на­ро­дом и нашла свое от­ра­же­ние в шу­точ­ных пе­сен­ках, ча­стуш­ках и, ко­неч­но же, в ско­ро­го­вор­ках. Ско­ро­го­вор­ки при­ду­ма­ны не толь­ко для за­ба­вы, они по­мо­га­ют от­ра­бо­тать хо­ро­шую дик­цию. Сна­ча­ла ско­ро­го­вор­ку про­из­но­сят мед­лен­но, об­ра­щая осо­бое вни­ма­ние на слож­ные для про­из­но­ше­ния со­че­та­ния зву­ков. А затем ско­ро­го­вор­ку нужно про­из­но­сить как можно быст­рее, по­вто­ряя ее несколь­ко раз.

От то­по­та копыт пыль по полю летит.

Вёз ко­рабль ка­ра­мель, на­ско­чил ко­рабль на мель. И мат­ро­сы две неде­ли ка­ра­мель на мели ели.

В поле полет Поля просо, а сор­ня­ки вы­но­сит Фрося.

Все бобры для своих боб­рят добры.

Два щенка щека к щеке щип­лют щетку в угол­ке.

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1

За­пи­ши­те тран­скрип­цию дан­ных слов  и опре­де­ли­те ко­ли­че­ство букв и зву­ков.

Якорь, молва, груст­ный, река.

За­да­ние №2

За­пи­ши­те дан­ные слова в ал­фа­вит­ном по­ряд­ке. Если пер­вая буква в раз­ных сло­вах оди­на­ко­вая, сле­ду­ет смот­реть на вто­рую букву, если и вто­рая оди­на­ко­вая, то на тре­тью. За­пом­ни­те на­пи­са­ние вы­де­лен­ных букв.

Ви­не­грет, ак­ку­рат­ный, ал­фа­вит, пу­те­ше­ствие, го­ри­зонт, хо­зяй­ство, ди­рек­тор, ко­ли­че­ство, пас­са­жир, шоссе, чер­ни­ла, кол­лек­ция, ка­ри­ка­ту­ра, авиа­ция, один­на­дцать, фи­ал­ка, ак­ро­бат, до­ли­на.

Последнее изменение: Понедельник, 18 Сентябрь 2017, 01:45