Развитие опорно-двигательной системы

1. Физические упражнения

Фи­зи­че­ские упраж­не­ния де­лят­ся на ста­ти­че­ские и ди­на­ми­че­ские. Ди­на­ми­че­ские упраж­не­ния на­прав­ле­ны на уве­ли­че­ние лов­ко­сти, точ­но­сти вы­пол­не­ния дви­же­ний. Ста­ти­че­ские же упраж­не­ния раз­ви­ва­ют силу и вы­нос­ли­вость мышц. По­это­му в любом ком­плек­се упраж­не­ний долж­ны со­че­тать­ся ста­ти­че­ские и ди­на­ми­че­ские упраж­не­ния. Итак, сна­ча­ла ре­ко­мен­ду­ет­ся вы­пол­нять ди­на­ми­че­ские упраж­не­ния, а за­кан­чи­вать любое упраж­не­ние лучше ста­ти­че­ским, ко­то­рое поз­во­лит за­кре­пить по­лу­чен­ный тре­ни­ро­воч­ный эф­фект и раз­вить силу этих мышц.

Ос­нов­ная за­да­ча урока физ­куль­ту­ры в школе – это на­учить детей пра­виль­но дви­гать­ся при беге, прыж­ках, при ходь­бе на лыжах, при пла­ва­нии. Но фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти на уро­ках физ­куль­ту­ры не хва­та­ет для того, чтобы раз­вить стой­кий тре­ни­ро­воч­ный эф­фект. По­это­му для луч­ших ре­зуль­та­тов необ­хо­ди­мо от­дель­но за­ни­мать­ся спор­том. Вы­би­рать вид спор­та нужно, в первую оче­редь, ис­хо­дя из осо­бен­но­стей сво­е­го ха­рак­те­ра и осо­бен­но­стей раз­ви­тия своей мы­шеч­ной си­сте­мы, а также от со­сто­я­ния здо­ро­вья, от воз­рас­та че­ло­ве­ка. В любом слу­чае по­лез­ны­ми яв­ля­ют­ся пла­ва­ние и любые ак­тив­ные по­движ­ные игры, ко­то­рые поз­во­ля­ют вам как можно боль­ше на­хо­дить­ся на све­жем воз­ду­хе.

1.1. Вступление

Мышцы и кости рас­тут и раз­ви­ва­ют­ся в те­че­ние прак­ти­че­ски всей жизни че­ло­ве­ка. Осо­бен­но ак­тив­ный рост про­ис­хо­дит в дет­ском и под­рост­ко­вом воз­расте, когда кости до­ста­точ­но гиб­кие и в них со­дер­жит­ся много ор­га­ни­че­ских ве­ществ. К 25 годам рост и око­сте­не­ние ске­ле­та за­кан­чи­ва­ет­ся, од­на­ко к 30 – 35 годам кости еще про­дол­жа­ют расти в тол­щи­ну. Для того чтобы ске­лет и вся опорно-двигательная система в целом нор­маль­но фор­ми­ро­ва­лись, че­ло­ве­ку необ­хо­ди­мо пра­виль­но пи­тать­ся, по­лу­чать с пищей до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство ви­та­ми­нов и ми­не­раль­ных солей. А также со­блю­дать опре­де­лен­ный режим дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти.

У людей, ко­то­рые до­ста­точ­но ак­тив­но за­ни­ма­ют­ся спор­том, на ко­стях, в ме­стах при­креп­ле­ния су­хо­жи­лий и мышц, раз­ви­ва­ют­ся так на­зы­ва­е­мые бу­гор­ки. Они уве­ли­чи­ва­ют пло­щадь со­при­кос­но­ве­ния су­хо­жи­лия с ко­стью, а зна­чит, и улуч­ша­ют это со­еди­не­ние. Кроме того, над­кост­ни­ца снаб­жа­ет­ся кро­вью более ин­тен­сив­но. Кости лучше рас­тут в тол­щи­ну, они более тол­стые и креп­кие.

Древ­ние уче­ные, такие как Пла­тон, Со­крат, Ари­сто­тель, уде­ля­ли очень боль­шое зна­че­ние гим­на­сти­че­ским упраж­не­ни­ям. Да и сами до пре­клон­ных лет за­ни­ма­лись гим­на­сти­кой. Ведь в по­жи­лом воз­расте, к со­жа­ле­нию, ко­ли­че­ство ор­га­ни­че­ских ве­ществ в ко­стях со­кра­ща­ет­ся, и, на­о­бо­рот, воз­рас­та­ет ко­ли­че­ство ми­не­раль­ных ве­ществ. По­это­му кости ста­но­вят­ся более хруп­ки­ми. И из-за по­сто­ян­ных фи­зи­че­ских на­гру­зок кости де­фор­ми­ру­ют­ся. А это при­во­дит к раз­ви­тию раз­лич­ных за­бо­ле­ва­ний. Для того чтобы этого не про­изо­шло, необ­хо­ди­мы опре­де­лен­ные фи­зи­че­ские на­груз­ки.

1.2. Тренировочный эффект

В ор­га­низ­ме непре­рыв­но идут про­цес­сы об­ме­на ве­ществ. Пи­та­тель­ные ве­ще­ства, по­сту­па­ю­щие с пищей, вса­сы­ва­ют­ся в ки­шеч­ни­ке и за­тра­чи­ва­ют­ся – часть на по­стро­е­ние ор­га­низ­му необ­хо­ди­мых ве­ществ, на­при­мер, ка­ких-ли­бо фер­мен­тов или бел­ков, а дру­гая часть рас­па­да­ет­ся, окис­ля­ет­ся с вы­де­ле­ни­ем энер­гии. Два этих про­цес­са идут по­сто­ян­но и в тес­ной вза­и­мо­свя­зи друг с дру­гом.

Чем боль­ше ве­ществ рас­па­да­ет­ся с вы­де­ле­ни­ем энер­гии, тем боль­ше син­те­зи­ру­ет­ся новых, необ­хо­ди­мых ор­га­низ­му ве­ществ. Если в ор­га­низм по­сту­па­ет ве­ществ боль­ше, неже­ли необ­хо­ди­мо для энер­го­за­трат, то лиш­ние ве­ще­ства на­чи­на­ют от­кла­ды­вать­ся про запас, чаще всего в жи­ро­вой ткани. Это при­во­дит к уве­ли­че­нию массы тела.

Если же фи­зи­че­ские упраж­не­ния слиш­ком ин­тен­сив­ные, а отдых после них непро­дол­жи­те­лен, то новые ве­ще­ства не успе­ва­ют син­те­зи­ро­вать­ся для того, чтобы ком­пен­си­ро­вать за­тра­ты, ко­то­рые были про­из­ве­де­ны на вы­пол­не­ние этих фи­зи­че­ских упраж­не­ний.

Со­вер­шен­но иначе ор­га­низм себя ведет при до­ста­точ­ной фи­зи­че­ской на­груз­ке. В таком слу­чае энер­гия, ко­то­рая вы­де­ля­ет­ся при рас­па­де ор­га­ни­че­ских ве­ществ во время ак­тив­ной мы­шеч­ной ра­бо­ты, за­тра­чи­ва­ет­ся на син­тез новых, необ­хо­ди­мых ор­га­низ­му ве­ществ. В ре­зуль­та­те ор­га­низм по­лу­ча­ет боль­ше, чем он за­тра­тил. И вот тогда воз­ни­ка­ет так на­зы­ва­е­мый тре­ни­ро­воч­ный эф­фект. Т. е., дру­ги­ми сло­ва­ми, на­ра­щи­ва­ние мы­шеч­ной массы. Итак, тре­ни­ро­воч­ный эф­фект воз­ни­ка­ет, когда син­тез ве­ществ об­го­ня­ет их рас­пад. И дру­гое важ­ное пра­ви­ло, что после фи­зи­че­ской на­груз­ки необ­хо­дим отдых, ко­то­рый поз­во­ля­ет мыш­цам вос­ста­но­вить­ся и прой­ти син­те­зу необ­хо­ди­мых ве­ществ.

1.3. Допинг

До­пинг впер­вые был при­ме­нен на скач­ках. До­пинг – это хи­ми­че­ский пре­па­рат, ко­то­рый резко уве­ли­чи­ва­ет фи­зи­че­скую ак­тив­ность и нерв­ное на­пря­же­ние. Перед скач­ка­ми ло­ша­дям вво­ди­ли такой пре­па­рат, и они дей­стви­тель­но были рез­вее своих со­пер­ни­ков. Од­на­ко, как и любое хи­ми­че­ское вли­я­ние на ор­га­низм, до­пинг имеет очень се­рьез­ный от­ри­ца­тель­ный эф­фект. После вве­де­ния таких пре­па­ра­тов ло­ша­ди не могли вос­ста­но­вить­ся, и чаще всего их при­стре­ли­ва­ли.

До­пинг сей­час за­пре­щен к ис­поль­зо­ва­нию во всех видах спор­та. По­то­му что, кроме того, что он вре­дит здо­ро­вью спортс­ме­на, ре­зуль­та­ты, ко­то­рые он по­лу­чит на со­рев­но­ва­ни­ях после при­ме­не­ния до­пин­га, за­ви­сят не от его фи­зи­че­ской под­го­тов­лен­но­сти, а от воз­дей­ствия хи­ми­че­ских пре­па­ра­тов.

Кроме до­пин­га, рань­ше еще упо­треб­ля­лись и так на­зы­ва­е­мые сте­ро­ид­ные гор­мо­ны. Сте­ро­ид­ные гор­мо­ны вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся корой над­по­чеч­ни­ка в нашем ор­га­низ­ме в том ко­ли­че­стве, ко­то­рый необ­хо­дим для его нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти. Сте­ро­ид­ные гор­мо­ны вли­я­ют на жи­ро­вой и бел­ко­вый обмен. Од­на­ко если их вво­дить боль­ше нормы, то сте­ро­ид­ные гор­мо­ны уве­ли­чи­ва­ют объем бел­ко­во­го об­ме­на, т. е. резко уве­ли­чи­ва­ет­ся мы­шеч­ная масса. Но, как и у любой ме­да­ли, есть две сто­ро­ны. Вто­рая сто­ро­на упо­треб­ле­ния сте­ро­ид­ных гор­мо­нов – это на­ру­ше­ние жи­ро­во­го об­ме­на, что через неко­то­рое время упо­треб­ле­ния сте­ро­ид­ных гор­мо­нов ведет к рез­ко­му уве­ли­че­нию массы тела че­ло­ве­ка за счет жи­ро­вых от­ло­же­ний. К тому же сте­ро­ид­ные гор­мо­ны от­ри­ца­тель­но вли­я­ют и на по­ло­вую функ­цию че­ло­ве­ка.

Сей­час в ме­ди­цине су­ще­ству­ют спе­ци­аль­ные био­ло­ги­че­ские пре­па­ра­ты, ко­то­рые сти­му­ли­ру­ют бел­ко­вый обмен мягко и по­мо­га­ют мыш­цам вос­ста­но­вить­ся, до­пу­стим, после дол­го­го без­дей­ствия. На­при­мер, если у че­ло­ве­ка дол­гое время был на­ло­жен гипс. Но такие пре­па­ра­ты нужно при­ме­нять обя­за­тель­но при ре­ко­мен­да­ции и при стро­гом кон­тро­ле врача.

Нужно за­бо­тить­ся о своем здо­ро­вье пра­виль­но, а не гнать­ся за ка­ки­ми-то быст­ры­ми и вы­со­ки­ми ре­зуль­та­та­ми. Си­сте­ма­ти­че­ские за­ня­тия физ­куль­ту­рой и спор­том ведут к улуч­ше­нию опор­но-дви­га­тель­ной си­сте­мы, к уве­ли­че­нию мы­шеч­ной массы. Од­на­ко очень важно пра­виль­но и гра­мот­но рас­пре­де­лить фи­зи­че­скую на­груз­ку в те­че­ние дня и во­об­ще ка­ко­го-то дли­тель­но­го вре­ме­ни.

1.4. Утренняя зарядка

Утрен­няя за­ряд­ка не долж­на со­дер­жать упраж­не­ний, ве­ду­щих к силь­ной мы­шеч­ной ак­тив­но­сти. На­о­бо­рот, за­ряд­ка пред­на­зна­че­на для того, чтобы про­бу­дить наш ор­га­низм и сти­му­ли­ро­вать мышцы к ра­бо­те. В первую оче­редь необ­хо­ди­мо вы­пол­нять упраж­не­ния, свя­зан­ные с рас­тяж­кой наших мышц (см. Рис. 1).

рас­тяж­ка мышц

Рис. 1.

После таких упраж­не­ний хо­ро­шо сде­лать ак­тив­ные дви­же­ния на все груп­пы мышц: на мышцы пле­че­во­го пояса, на мышцы ту­ло­ви­ща, на мышцы ко­неч­но­стей. За­кон­чить за­ряд­ку лучше всего ходь­бой и ды­ха­тель­ны­ми упраж­не­ни­я­ми, ко­то­рые на­сы­тят нашу кровь кис­ло­ро­дом.

Вопросы к конспектам

1. Что такое тре­ни­ро­воч­ный эф­фект и в чем он про­яв­ля­ет­ся?

2. Что такое до­пинг?

3. Как клас­си­фи­ци­ру­ют фи­зи­че­ские упраж­не­ния? При­ве­ди­те при­ме­ры таких упраж­не­ний.

4. Раз­ра­бо­тай­те про­грам­му упраж­не­ний для утрен­ней за­ряд­ки.

Последнее изменение: Среда, 28 Март 2018, 16:44