Класс хрящевые рыбы

1. Введение

Цель урока – рас­смот­реть ос­нов­ные черты клас­са и его от­дель­ных от­ря­дов, а также очер­тить раз­но­об­ра­зие хря­ще­вых рыб.

 2. Общие характеристики класса

Класс на­зы­ва­ет­ся так из-за на­ли­чия хря­ще­во­го ске­ле­та (рис. 1), кост­ной ткани у них нет. На­при­мер, че­лю­сти акулы, как и ее ске­лет, тоже со­сто­ят из хряща (рис. 2).

Хря­ще­вой ске­лет

Рис. 1. Хря­ще­вой ске­лет

 

Акула

Рис. 2. Акула 

Хрящ может быть про­пи­тан со­ля­ми каль­ция. По­движ­ных жа­бер­ных кры­шек нет, вме­сто них жа­бер­ные щели, рас­по­ло­жен­ные на брюш­ной части тела рыбы или по бокам тела (рис. 3).

При­мер жа­бер­ных щелей ки­то­вой акулы

Рис. 3. При­мер жа­бер­ных щелей ки­то­вой акулы

От­сут­ству­ет пла­ва­тель­ный пу­зырь. Кожа бы­ва­ет голой или по­кры­той че­шу­я­ми, ко­то­рые по стро­е­нию и со­ста­ву на­по­ми­на­ют зубы, они так и на­зы­ва­ют­ся – кож­ные зубы.

Класс вклю­ча­ет в себя три от­ря­да: Акулы, Скаты, Хи­ме­ро­об­раз­ные (рис. 4).

От­ря­ды рыб

Рис. 4. От­ря­ды 

 3. Отряд акулы

Форма тела: удли­нен­ная тор­пе­до­об­раз­ная форма тела.

Длина: от 20 см до 20 м (рис. 5).

Кожа: ше­ро­хо­ва­тая, по­кры­та зуб­ца­ми и че­шу­я­ми.

Плав­ни­ки: пар­ные брюш­ные и груд­ные плав­ни­ки рас­по­ло­же­ны го­ри­зон­таль­но, обес­пе­чи­ва­ют дви­же­ние рыбы вверх или вниз. Дви­же­ние впе­ред и по­во­ро­ты обес­пе­чи­ва­ют­ся из­ги­бом хво­ста или тела.

Ор­га­ны чувств: глаза рас­по­ла­га­ют­ся по бокам го­ло­вы, зре­ние чер­но-бе­лое. Об­ла­да­ют силь­ным обо­ня­ни­ем, чув­ству­ют ма­лей­шие ко­ле­ба­ния воды и так узна­ют про до­бы­чу на боль­шом рас­сто­я­нии.

Опло­до­тво­ре­ние: внут­рен­нее, раз­мно­жа­ют­ся жи­во­рож­де­ни­ем или яй­це­жи­во­рож­де­ни­ем. 

Неко­то­рые акулы могут на­па­дать на людей. Боль­шин­ство акул – мор­ские рыбы, но неко­то­рые за­плы­ва­ют и в прес­ные во­до­е­мы. Один вид живет по­сто­ян­но в прес­но­вод­ном озере Ни­ка­ра­гуа (рис. 6). Неко­то­рые виды акул едят люди, чаще всего япон­цы, осо­бен­но цен­ны­ми счи­та­ют­ся пе­чень и плав­ни­ки. Кожа при­ме­ня­ет­ся в про­мыш­лен­но­сти.

Акула тиг­ро­вая

Рис. 5. Акула тиг­ро­вая

 

Ни­ка­ра­гу­ан­ская прес­но­вод­ная акула

Рис. 6. Ни­ка­ра­гу­ан­ская прес­но­вод­ная акула

 4. Отряд скаты

Форма тела: упло­щен­ное в спин­но-брюш­ном на­прав­ле­нии.

Плав­ни­ки: рас­ши­рен­ные груд­ные плав­ни­ки по бокам, хво­сто­вой плав­ник имеет вид длин­но­го тон­ко­го хлы­ста.

Раз­ме­ры: от­но­си­тель­но круп­ные рыбы, неко­то­рые до­сти­га­ют 6–7 м в ши­ри­ну, масса может быть в рай­оне 2,5 т (рис.7). Самые ма­лень­кие скаты в длину могут быть около 12 см.

Глаза и рот: у дон­ных видов глаза рас­по­ло­же­ны на верх­ней сто­роне го­ло­вы, у пе­ла­ги­че­ских – по бокам. Рот в по­пе­реч­ном по­ло­же­нии и жа­бер­ные щели на­хо­дят­ся на брюш­ной сто­роне тела.

Кожа: голая или с кож­ны­ми зу­ба­ми, име­ют­ся же­ле­зи­стые клет­ки, вы­де­ля­ю­щие слизь.

Опло­до­тво­ре­ние: внут­рен­нее, раз­мно­жа­ют­ся жи­во­рож­де­ни­ем или яй­це­жи­во­рож­де­ни­ем.

Пред­ста­ви­те­ли вида ведут дон­ный образ жизни, круп­ные скаты могут оби­тать в толще воды. Боль­шин­ство ска­тов – мор­ские, но есть и прес­но­вод­ные виды. Неко­то­рые неболь­шие прес­но­вод­ные скаты со­дер­жат­ся в ак­ва­ри­умах.

Скат

Рис. 7. Скат

 5. Отряд химерообразные

Хи­ме­ро­об­раз­ные – это немно­го­чис­лен­ная и свое­об­раз­ная груп­па глу­бо­ко­вод­ных рыб.

Форма тела: име­ет­ся мощ­ный пе­ред­ний отдел и по­сте­пен­но сужа­ет­ся к хво­сту.

Длин­на: от 60 см до 2 м.

Плав­ни­ки: хво­сто­вой плав­ник тон­кий и за­кан­чи­ва­ет­ся тон­ким ни­те­вид­ным при­дат­ком.

Кожа: голая и ли­шен­ная чешуй.

Опло­до­тво­ре­ние: внут­рен­нее, раз­мно­жа­ют­ся путем от­клад­ки яиц.

Всего из­вест­но около 30 видов хи­ме­ро­об­раз­ных рыб. Наи­бо­лее изу­че­на ев­ро­пей­ская хи­ме­ра, оби­та­ю­щая в Ба­рен­це­вом море на глу­би­нах более 1000 м (рис. 8). В Тихом и Ат­лан­ти­че­ском оке­ане оби­та­ют но­са­тые хи­ме­ры (рис. 9).

Ев­ро­пей­ская хи­ме­ра

Рис. 8. Ев­ро­пей­ская хи­ме­ра

 

Но­са­тая хи­ме­ра

Рис. 9. Но­са­тая хи­ме­ра

 6. Заключение

На уроке мы изу­чи­ли класс Хря­ще­вые рыбы, разо­бра­лись в от­ря­дах этого клас­са и рас­смот­ре­ли ха­рак­тер­ных пред­ста­ви­те­лей этого вида и их среды оби­та­ния.

Вопросы к конспектам

В чем вы­ра­жа­ет­ся при­спо­соб­лен­ность рыб к жизни в толще воды и на дне во­до­е­ма? Какие у рыб осо­бен­но­сти стро­е­ния тела?

Каких рыб от­но­сят к от­ря­ду акул? Опи­ши­те акулу. Как при­спо­со­би­лись они к быст­ро­му пла­ва­нию и хищ­ни­че­ству? 

По­че­му у хря­ще­вых рыб мала пло­до­ви­тость? Как они вы­на­ши­ва­ют потом­ство?

В чем раз­ли­чие и сход­ство акул и ска­тов? 

Последнее изменение: Вторник, 27 Март 2018, 10:28