Максим Горький: «На дне». Поэтика пьесы

 1. Вступление

Горь­кий по­зна­ко­мил­ся с труп­пой те­ат­ра, когда она при­е­ха­ла в Ялту на­ве­стить Че­хо­ва. Тогда они уго­во­ри­ли Горь­ко­го пи­сать для них. Горь­кий начал ра­бо­тать над двумя пье­са­ми сразу: «Ме­щане» и «На дне».

Мос­ков­ский Ху­до­же­ствен­ный театр, МХТ СССР им. Горь­ко­го (преж­ние на­зва­ния «Ху­до­же­ствен­но-об­ще­до­ступ­ный театр»)

Рис. 1. Мос­ков­ский Ху­до­же­ствен­ный театр, МХТ СССР им. Горь­ко­го (преж­ние на­зва­ния «Ху­до­же­ствен­но-об­ще­до­ступ­ный театр»)

Мос­ков­ский Ху­до­же­ствен­ный театр, ру­ко­во­ди­мый в 1902 году яр­ки­ми ре­фор­ма­то­ра­ми те­ат­ра К. С. Ста­ни­слав­ским и В. И. Неми­ро­ви­чем-Дан­чен­ко, не слу­чай­но из­брал эту пьесу (и от­сто­ял ее в споре с цен­зу­рой): ему был нужен свое­об­раз­ный жест­кий, не сен­ти­мен­таль­ный «ан­ти­те­атр» Горь­ко­го с неожи­дан­ной сце­ни­че­ской пло­щад­кой («под­вал, по­хо­жий на пе­ще­ру»), театр, от­ри­цав­ший тра­ди­ци­он­ную ка­мер­ную, «по­то­лоч­ную» пьесу с ис­кус­ствен­ны­ми де­ко­ра­ци­я­ми, с из­веч­ны­ми ре­зо­не­ра­ми, про­ста­ка­ми, «зло­де­я­ми».

Пьеса «На дне» — со­ци­аль­но-фи­ло­соф­ское про­из­ве­де­ние, яв­ля­ю­ще­е­ся, по мне­нию мно­гих ли­те­ра­тур­ных кри­ти­ков, цен­траль­ным в твор­че­стве пи­са­те­ля. «Как бы к Горь­ко­му ни от­но­сить­ся, драма «На дне» пе­ре­жи­вёт и ру­гань его вра­гов, и кли­ку­ше­ские вос­тор­ги по­до­бо­страст­ных дру­зей»,— писал ли­те­ра­тур­ный кри­тик Д. В. Фи­ло­со­фов. «Ос­нов­ной во­прос, ко­то­рый я хотел по­ста­вить,— го­во­рил сам Горь­кий,— это — что лучше: ис­ти­на или со­стра­да­ние?».

Драма Горь­ко­го «На дне» (1902), со­здан­ная сразу же после серии ро­ман­ти­че­ских про­из­ве­де­ний 90-х годов, пол­ных бунта про­тив пси­хо­ло­гии сми­ре­ния, по­кор­но­сти, «гу­ма­низ­ма со­стра­да­ния», по­ра­жа­ет оби­ли­ем тре­вож­ных во­про­сов, скры­тых и явных дис­кус­сий о месте че­ло­ве­ка в мире, о прав­де мечты и прав­де ре­аль­но­сти, о гра­ни­цах сво­бо­ды че­ло­ве­ка и при­ни­жа­ю­щей силе об­сто­я­тельств. 

Ки­рил­лов А. Мак­сим Горь­кий чи­та­ет пьесу

Рис. 2.  Ки­рил­лов А. Мак­сим Горь­кий чи­та­ет пьесу

На самых ост­рых, судь­бо­нос­ных во­про­сах, зву­ча­щих в драме, и сле­ду­ет оста­но­вить­ся в опре­де­лен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти, непре­мен­но учи­ты­вая  из­мен­чи­вое от­но­ше­ние Горь­ко­го к своей же пьесе, ее слож­ную и но­ва­тор­скую дра­ма­тур­ги­че­скую струк­ту­ру, ее язык. В этой пьесе он пе­ре­дал свои  на­блю­де­ния за лю­дь­ми.

 

2. Смысл названия

У Горь­ко­го было несколь­ко ва­ри­ан­тов на­зва­ния пьесы: « Без солн­ца», «Ноч­леж­ка», «На дне жизни».  На­зва­ние «На дне» по­яви­лось впер­вые на афи­шах МХАТ. 

Афиша пьесы «На дне»

Рис. 3. Афиша пьесы «На дне»

По­че­му Горь­кий оста­но­вил­ся на этом на­зва­нии? 

Пьеса «На дне» под­чер­ки­ва­ла точку невоз­вра­та, в этом  фи­ло­соф­ский смысл пьесы.

 3. Жанровые особенности. Поэтика пьесы

Горь­кий опре­де­лил жанр своей пьесы – это кар­ти­на (автор стре­мить­ся уйти от жест­ко­го жан­ро­во­го опре­де­ле­ния). Он де­ла­ет ак­цент на опи­са­ние куска дей­стви­тель­но­сти.

Со­зда­ет опре­де­лен­ную  ат­мо­сфе­ру. Спи­сок дей­ству­ю­щих лиц (хо­зя­ин ноч­леж­ки, люди без опре­де­лен­ных за­ня­тий). Сразу воз­ни­ка­ют пред­по­ло­же­ния о со­ци­аль­ном, лю­бов­ном кон­флик­тах. В самом на­зва­нии  кон­фликт фи­ло­соф­ский.  Опи­са­ние де­ко­ра­ций со­про­вож­де­но ав­тор­ски­ми ре­мар­ка­ми. Ка­мень, тем­но­та - все раз­ру­ше­но, гряз­но. Было ощу­ще­ние того, что мир утра­тил кра­со­ту, це­лост­ность. Зву­ко­вой мир  тоже не со­всем при­я­тен.

Сцена из спек­так­ля «На дне»

Рис. 4. Сцена из спек­так­ля

Сцена из спек­так­ля «На дне»

Рис. 5.  Сцена из спек­так­ля

Весна. Ран­нее утро. На­деж­да на что? За­вяз­ки в пьесе нет.\

Сцена из пьесы «На дне»

Рис. 6. Сцена из пьесы

Это сле­до­ва­ние че­хов­ской дра­ма­тур­гии, где зри­тель неволь­но ста­но­вить­ся участ­ни­ком неор­га­ни­зо­ван­ной жизни. Но каж­дая ре­пли­ка ин­фор­ма­тив­на. Каж­дый пер­со­наж свое­об­ра­зен, имеет свой осо­бый голос, свой круг тем, своя ин­то­на­ция, слов­но хор, в ко­то­ром все звуки зву­чат од­но­вре­мен­но.  Из этого хора можно вы­чле­нить лейт­мо­тив.

Лейт­мо­тив. Тер­мин лейт­мо­тив в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии обо­зна­ча­ет как гла­вен­ству­ю­щую тему про­из­ве­де­ния или твор­че­ства пи­са­те­ля в целом, так и со­во­куп­ность групп те­ма­ти­че­ских эле­мен­тов или вы­ра­зи­тель­ных средств, по­сто­ян­ных, «ка­но­ни­че­ских» для опре­де­лен­но­го жанра и стиля. Также под лейт­мо­ти­вом ино­гда под­ра­зу­ме­ва­ет­ся ком­плекс те­ма­ти­че­ских и вы­ра­зи­тель­ных средств, ко­то­рый по­сто­ян­но по­вто­ря­ет­ся на про­тя­же­нии дан­но­го ху­до­же­ствен­но­го це­ло­го — ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния.  

 4. Герои пьесы

Из  раз­го­во­ров пер­со­на­жей можно узнать их ре­аль­ные или вы­ду­ман­ные ис­то­рии. Нет от­ве­тов на во­прос, по­че­му люди ока­за­лись в ноч­леж­ке. Что-то с ними не так: кто-то убыл, кто-то запил, об­сто­я­тель­ства на­хо­дят­ся внут­ри ге­ро­ев.

Все ноч­леж­ни­ки раз­ные, но у них  есть общие черты: у каж­до­го нет в жизни таких со­бы­тий. Они по­па­ли в ноч­леж­ку из-за оши­бок, ко­то­рые  со­вер­ши­ли сами.

Горь­кий не скло­нен ис­кать при­чи­ны этого пу­те­ше­ствия на дно жизни.

Все они  счи­та­ют пре­бы­ва­ние в ноч­леж­ке вре­мен­ным и все, что с ними про­ис­хо­дит, они нена­ви­дят.  Они пы­та­ют­ся свою жизнь при­укра­сить. Все они раз­дра­же­ны, фи­ло­соф­ству­ют, много го­во­рят. Всех их объ­еди­ня­ет мечта вы­рвать­ся  из этого мира.

Ре­пли­ки кон­тра­сти­ру­ют друг с дру­гом (2 дейст., раз­го­вор Анны и ре­пли­ки кар­теж­ни­ков).

Жизнь по­сто­яль­цев по­все­днев­ная,  все со­бы­тия идут по за­ве­ден­но­му кругу. Герои про­из­но­сят одни и те же слова, про­из­во­дят одни и те же дей­ствия. Жизнь вер­тит­ся по за­мкну­то­му кругу, все меч­та­ют разо­рвать этот круг.

 5. Образ Луки

По­яв­ля­ет­ся в образ Луки (стран­ник, о ко­то­ром ни­че­го не из­вест­но). По­сто­яль­цы рав­но­душ­ны  друг к другу, Лука вгля­ды­ва­ет­ся в каж­до­го с лю­бо­пыт­ством. По­сто­яль­цы ноч­леж­ки раз­го­ва­ри­ва­ют грубо, Лука -  с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми. Он жа­ле­ет и успо­ка­и­ва­ет по­сто­яль­цев, обе­ща­ет им при­ми­ре­ния с дей­стви­тель­но­стью. Лука пред­ла­га­ет Вась­ке и На­та­ше уйти и ис­кать своё бу­ду­щее.

Он похож на бо­ся­ка, у  ко­то­ро­го ни­че­го нет, он стран­ству­ет в по­ис­ках прав­ды. Это  глав­ный во­прос, ко­то­рый автор за­да­ет в этой пьесе.

    

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать пьесу «На дне». Со­ста­вить ха­рак­те­ри­сти­ку ге­ро­ям.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 22:49