Максим Горький. Пьеса «На дне»

 Произведение и эпоха

Пьеса Мак­си­ма Горь­ко­го «На дне» была на­пи­са­на в самом на­ча­ле ХХ века. Это время ост­рых со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий, спо­ров, по­ис­ков новых путей раз­ви­тия об­ще­ства. Да­лё­кие от нас яв­ле­ния и пред­ме­ты ста­нут по­нят­нее, если за­гля­нуть в Сло­варь, а в раз­де­ле Ис­то­ри­че­ский фон вы най­дё­те ин­фор­ма­цию об от­ра­жён­ной в про­из­ве­де­нии эпохе.

 Проблематика

В цен­тре пьесы – спор о че­ло­ве­ке,  велик он  или ни­что­жен,  а также по­ле­ми­ка о прав­де и лжи: спо­со­бен ли че­ло­век вы­дер­жать прав­ду. Па­рал­лель­но под­ни­ма­ет­ся мно­же­ство во­про­сов: о смыс­ле жизни перед лицом смер­ти, о при­зва­нии, бре­ме­ни труда, о мечте.

Драма «На дне» вы­зва­ла неод­но­знач­ные оцен­ки кри­ти­ки, и до сих пор про­из­ве­де­ние Горь­ко­го оста­ет­ся пред­ме­том изу­че­ния. Горь­кий не дает од­но­знач­но­го от­ве­та на во­про­сы. Вы мо­же­те по­про­бо­вать са­мо­сто­я­тель­но по­раз­мыш­лять над ними, если за­гля­не­те в раз­дел Во­про­сы для дис­кус­сии.

 Сюжет и композиция

Сюжет в про­из­ве­де­нии несколь­ко ослаб­лен, но это не озна­ча­ет, что он от­сут­ству­ет. В пьесе про­ис­хо­дят весь­ма дра­ма­тич­ные со­бы­тия, но дви­га­те­лем яв­ля­ет­ся не внеш­нее дей­ствие, а по­пыт­ки ге­ро­ев найти прав­ду.

Ком­по­зи­ция пьесы стро­ит­ся во­круг двух кон­флик­тов. На по­верх­но­сти – кон­фликт лю­бов­ный. Его за­вяз­кой ста­но­вит­ся по­яв­ле­ние хо­зя­и­на ноч­леж­ки Ко­сты­лё­ва, рев­ну­ю­ще­го свою жену Ва­си­ли­су к Вась­ке Пеплу. Куль­ми­на­ция оста­ёт­ся за сце­ной: мы узна­ём, что Ва­си­ли­са из рев­но­сти об­ли­ла ки­пят­ком свою сест­ру На­та­шу, ко­то­рая нра­ви­лась  Пеплу. Раз­вяз­ка – Вась­ка Пепел уби­ва­ет Ко­сты­лё­ва. Од­на­ко не этот лю­бов­ный че­ты­рёх­уголь­ник дви­жет пьесу.

Го­раз­до более важ­ным ока­зы­ва­ет­ся вто­рой, глу­бин­ный кон­фликт – со­ци­аль­но-фи­ло­соф­ский. В общем виде его раз­ви­тие можно пред­ста­вить так: в ноч­леж­ке (крайне де­шё­вой го­сти­ни­це для бед­ных) пер­со­на­жи спо­рят о прав­де и смыс­ле жизни. Неожи­дан­но в ноч­леж­ку при­хо­дит че­ло­век – его по­яв­ле­ние и есть за­вяз­ка фи­ло­соф­ско­го кон­флик­та. Сво­и­ми сло­ва­ми стран­ник вну­ша­ет всем оби­та­те­лям на­деж­ду на луч­шее. На­чи­на­ют­ся оже­сто­чен­ные споры о прав­де и че­ло­ве­ке, ко­то­рые в итоге ста­но­вят­ся куль­ми­на­ци­ей. А раз­вяз­кой яв­ля­ет­ся са­мо­убий­ство героя по про­зви­щу Актёр: он не смог жить без спа­си­тель­но­го уте­ше­ния. Кто участ­ву­ет в этом кон­флик­те?  Да­вай­те по­смот­рим.

 Персонажи

Стран­ни­ка, уте­ша­ю­ще­го оби­та­те­лей ноч­леж­ки, зовут Лука. В его имени можно уви­деть намёк на лу­кав­ство, а также от­сыл­ку к еван­ге­ли­сту Луке. Для Горь­ко­го, ко­то­рый был вра­гом хри­сти­ан­ства, это имя – про­яв­ле­ние скеп­ти­че­ско­го от­но­ше­ния к пер­со­на­жу.

Среди оби­та­те­лей ноч­леж­ки вы­де­ля­ет­ся неза­ви­си­мый Сатин – он при­вык го­во­рить людям прав­ду, пре­зи­ра­ет свою убо­гую жизнь, но не готов за­ни­мать­ся ра­бо­той, ко­то­рая ему не по душе. Он ценит свою сво­бо­ду и видит в че­ло­ве­ке мас­штаб и ве­ли­кое пред­на­зна­че­ние. Имен­но ему при­над­ле­жит зна­ме­ни­тая фраза: «Че­ло­век… это зву­чит гордо!».

Буб­нов – же­сто­кий циник, не ве­ря­щий ни во что хо­ро­шее в че­ло­ве­ке. С точки зре­ния Буб­но­ва, на дне жизни об­на­жа­ет­ся ис­тин­ная че­ло­ве­че­ская суть: сти­ра­ет­ся на­сло­е­ние ци­ви­ли­за­ции и оста­ют­ся лишь жи­вот­ные про­яв­ле­ния. В таком слу­чае, по сло­вам Буб­но­ва, есть толь­ко одна воз­мож­ность – пре­бы­вать в пас­сив­но­сти и опус­кать­ся, по­то­му что всё равно «все люди на земле – лиш­ние».

 Жанр

Перед нами со­ци­аль­но-фи­ло­соф­ская драма – пьеса с со­вре­мен­ной бы­то­вой те­ма­ти­кой и ак­цен­том на об­ще­че­ло­ве­че­ских про­бле­мах. В пьесе «На дне» изоб­ра­же­на жизнь людей, на­хо­дя­щих­ся в самом низу со­ци­аль­ной лест­ни­цы. Но имен­но этим опу­стив­шим­ся людям автор до­ве­ря­ет раз­мыш­ле­ния ни много ни мало – о пред­на­зна­че­нии че­ло­ве­ка.

 Художественные приёмы

Про­бле­ма­ти­ка пьесы под­дер­жи­ва­ет­ся ху­до­же­ствен­ны­ми при­ё­ма­ми, среди ко­то­рых так на­зы­ва­е­мый «диа­лог глу­хих»: герои го­во­рят из раз­ных углов, и ре­пли­ки за­ча­тую не свя­за­ны между собой. Это под­чер­ки­ва­ет раз­об­щён­ность ге­ро­ев, оди­но­че­ство че­ло­ве­ка перед гло­баль­ны­ми во­про­са­ми.

От­ме­тим также зер­каль­ное от­ра­же­ние эпи­зо­дов друг в друге. На­при­мер, прит­ча Луки о пра­вед­ной земле и эпи­зод с са­мо­убий­ством Ак­те­ра. Оба фраг­мен­та до­слов­но сов­па­да­ют в фи­наль­ных строч­ках: «А после того пошел домой — и уда­вил­ся...» — «Эй... вы! Иди... идите сюда!... Там. Актер... уда­вил­ся!» Это уси­ли­ва­ет горь­ко-иро­нич­ную, скеп­ти­че­скую ин­то­на­цию пьесы.

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 22:41