Причастия. Виды причастий. Participle I, II

 1. Формы причастия английского глагола

При­ча­стие – это нелич­ная форма гла­го­ла, со­че­та­ю­щая в себе свой­ства гла­го­ла, при­ла­га­тель­но­го и на­ре­чия. В рус­ском языке ему со­от­вет­ству­ют при­ча­стие и де­е­при­ча­стие.

У ан­глий­ских гла­го­лов есть 2 формы при­ча­стия – на­сто­я­щая и про­шед­шая (Present Participle, Past Participle).

Present Participle (Participle I)

V+-ing

При­ча­стие на­сто­я­ще­го вре­ме­ни вы­ра­жа­ет ак­тив­ное зна­че­ние.

При­мер:

flying (ле­тя­щий)

playing (иг­ра­ю­щий)

running (бе­гу­щий)

sleeping (спя­щий)

working (ра­бо­та­ю­щий) etc

Past Participle (Participle II)

V+-ed (regularverbs)

При­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни вы­ра­жа­ет стра­да­тель­ное зна­че­ние.

При­мер:

moved (сдви­ну­тый)

played (сыг­ран­ный)

stopped (оста­нов­лен­ный)

typed (на­пе­ча­тан­ный)

irregular verbs → Past Participle

broken (сло­ман­ный)

read (про­чи­тан­ный)

sold (про­дан­ный)

taken (взя­тый)

 2. Функции причастия

Глав­ная функ­ция при­ча­стий со­сто­ит в об­ра­зо­ва­нии неко­то­рых вре­мен.

Present Participle ис­поль­зу­ет­ся во вре­ме­нах груп­пы Continuous и Perfect Continuous.

При­мер:

He is working now.

We were sleeping when he called.

She will be studying all day.

He has been working since early morning.

При­ме­ча­ние:

Когда ан­глий­ское при­ча­стие яв­ля­ет­ся ча­стью вре­мен­ной формы, то оно пе­ре­во­дит­ся на рус­ский язык как вре­мен­ная форма, а не при­ча­стие.

Past Participle ис­поль­зу­ет­ся во вре­ме­нах груп­пы Perfect в ак­тив­ном за­ло­ге, а также во всех вре­ме­нах стра­да­тель­но­го за­ло­га.

При­мер:

He has done his part of the work already.

Five reports were typed last week.

The task will be done tomorrow.

Participle в ан­глий­ском языке имеет 2 формы – про­стую (Simple) и слож­ную (Compound).

Про­стые формы ис­поль­зу­ют­ся при об­ра­зо­ва­нии вре­мен­ных форм, а также в функ­ции опре­де­ле­ния и об­сто­я­тель­ства в пред­ло­же­ни­ях.

Слож­ные формы ис­поль­зу­ют­ся редко, как пра­ви­ло, в при­част­ных обо­ро­тах.

При­мер:

Simple forms:

The reading boy didn’t pay any attention to the teacher’s words. – Чи­та­ю­щий маль­чик не об­ра­тил ни­ка­ко­го вни­ма­ния на слова учи­те­ля.

He was sitting by the window, reading a book. – Он сидел у окна, читая книгу.

Here are the books read by him last week. – Вот книги, про­чи­тан­ные им на про­шлой неде­ле.

Compound forms:

(formed with the help of the auxiliary verbs be and have)

having done (perfect active), being done (passive), having been done (perfect passive)

Having read ten pages of the book, he decided to have a break. – Про­чи­тав де­сять стра­ниц книги, он решил сде­лать пе­ре­рыв.

Having been translated into several languages, this story is well known in many countries. – Бу­дучи пе­ре­ве­ден­ной на несколь­ко язы­ков, эта по­весть хо­ро­шо из­вест­на во мно­гих стра­нах.

Ан­глий­ское при­ча­стие может вы­сту­пать в роли опре­де­ле­ния к су­ще­стви­тель­но­му. В таком слу­чае оно со­от­вет­ству­ет рус­ско­му при­ча­стию.

При­мер:

She spoke in a trembling voice. – Она го­во­ри­ла дро­жа­щим го­ло­сом.

A broken cup lay on the floor. – Раз­би­тая чашка ле­жа­ла на полу.

Если ан­глий­ское при­ча­стие со­сто­ит из од­но­го слова, то оно обыч­но идет перед сло­вом, к ко­то­ро­му оно от­но­сит­ся.

При­мер:

a flying bird (ле­тя­щая птица)

a moving train (дви­жу­щий­ся поезд)

a promising actor (мно­го­обе­ща­ю­щий актер)

Од­на­ко, если ан­глий­ское при­ча­стие ближе по смыс­лу к гла­го­лу, оно ста­вит­ся после слова, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся.

При­мер:

the problems remaining (остав­ши­е­ся про­бле­мы)

the people involved (при­част­ные к этому люди)

the questions discussed (об­суж­дав­ши­е­ся во­про­сы)

При­ме­ча­ние:

В таких слу­ча­ях вме­сто при­ча­стия можно ис­поль­зо­вать при­част­ный обо­рот или при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние.

При­ча­стие на­сто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни

В ан­глий­ском языке при­ча­стие на­сто­я­ще­го вре­ме­ни имеет ак­тив­ное зна­че­ние, а при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни – пас­сив­ное.

Срав­ни­те:

1. The film was interesting. (active meaning) – Фильм был ин­те­рес­ный.

2. I was interested by the film. (passive meaning) – Я был за­ин­те­ре­со­ван филь­мом.

1. It was a boring party. (active meaning)

2. Everyone at the party was bored. (passive meaning)

Рас­смот­ри­те еще по­доб­ные пары при­ча­стий:

active meaning

passive meaning

alarming (тре­во­жа­щий)

alarmed (встре­во­жен­ный)

astonishing (изум­ля­ю­щий)

astonished (изум­лен­ный)

disappointing (разо­ча­ро­вы­ва­ю­щий)

disappointed (разо­ча­ро­ван­ный)

exciting (вол­ну­ю­щий)

excited (взвол­но­ван­ный)

exhausting (из­ну­ря­ю­щий)

exhausted (из­ну­рен­ный)

humiliating (уни­жа­ю­щий)

humiliated (уни­жен­ный)

В роли опре­де­ле­ния при­част­ный обо­рот все­гда идет после су­ще­стви­тель­но­го, к ко­то­ро­му он от­но­сит­ся.

При­мер:

The boy playing with the kitten is my brother. – Маль­чик, иг­ра­ю­щий с ко­тен­ком, – мой брат.

The car parked by the entrance is mine. – Ма­ши­на, при­пар­ко­ван­ная у входа, при­над­ле­жит мне.

Аб­со­лют­ные при­част­ные обо­ро­ты

Аб­со­лют­ные при­част­ные обо­ро­ты (Absolute participial constructions) часто ис­поль­зу­ют­ся в ли­те­ра­тур­ной и на­уч­ной речи. В то же время они не очень рас­про­стра­не­ны в по­все­днев­ной речи.

Аб­со­лют­ные при­част­ные обо­ро­ты имеют свое соб­ствен­ное под­ле­жа­щее и могут сто­ять как в на­ча­ле, так и в конце пред­ло­же­ния.

При­мер:

The weather being nice and warm, we went for a walk. – По­сколь­ку по­го­да была хо­ро­шая и теп­лая, мы пошли на про­гул­ку.

Sydney is the largest city in Australia, with Melbourne being the second largest. – Сид­ней – самый боль­шой город в Ав­стра­лии, а Мель­бурн – вто­рой по ве­ли­чине.

The recent fight forgotten, the children began to play with their new toys. – По­за­быв недав­нюю ссору, дети на­ча­ли иг­рать со сво­и­ми но­вы­ми иг­руш­ка­ми.

Как на­ре­чия при­ча­стия чаще всего вы­пол­ня­ют роль об­сто­я­тель­ства, опре­де­ля­ю­ще­го дей­ствие. В таком слу­чае они со­от­вет­ству­ют рус­ско­му при­ча­стию.

При­мер:

When doing the exercises, look up new words. – Делая упраж­не­ния, по­смот­ри­те новые слова в сло­ва­ре.

Surprised by his decision, his friends tried to talk him out. – Удив­лен­ные его ре­ше­ни­ем, дру­зья пы­та­лись его от­го­во­рить.

Кон­струк­ции типа

1. I saw him crossing the street

2. I found him sleeping

3. I had my car washed

часто на­зы­ва­ют слож­ным до­пол­не­ни­ем (object complement).

При­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни упо­треб­ля­ют­ся в кон­струк­ци­ях со слож­ным до­пол­не­ни­ем после гла­го­лов чув­ствен­но­го вос­при­я­тия (hear, see, watch, observe, notice, feel), чтобы по­ка­зать дей­ствие в про­цес­се.

При­мер:

I saw him crossing the street. – Я видел, как он пе­ре­хо­дил улицу.

I heard her singing. – Я слы­шал, как она пела.

При­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни упо­треб­ля­ет­ся в кон­струк­ци­ях со слож­ным до­пол­не­ни­ем, когда лицо или пред­мет в слож­ном до­пол­не­нии под­вер­га­ет­ся дей­ствию при­ча­стия.

При­мер:

We heard her name mentioned during the discussion. – Мы слы­ша­ли, как ее имя упо­ми­на­ли во время дис­кус­сии.

We want him elected. – Мы хотим, чтобы его из­бра­ли.

Кон­струк­ция ‘have / get something done’ ис­поль­зу­ет­ся, когда мы хотим по­ка­зать, что дей­ствие вы­пол­ня­ет­ся для нас кем-то дру­гим, а также когда речь идет о неуда­чах или несчаст­ных слу­ча­ях. В дан­ной кон­струк­ции ис­поль­зу­ет­ся при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни.

При­мер:

I had my car washed – Мне по­мы­ли ма­ши­ну.

He had his hair cut yesterday. – Его вчера под­стриг­ли.

He had his finger burnt yesterday. – Он вчера обжег палец.

 3. Практическое задание

Да­вай­те про­ве­рим, как вы усво­и­ли эту тему.

Choose the most appropriate answer:

1. We saw a lot of ______ chairs in the basement.

a) breaking

b) broken

c) having broken

2. You look ­______ . What’s the matter?

a) worried

b) being worried

c) worrying

3. The man _______ with Mrs. Smith is her son’s teacher, if I’m not mistaken.

a) talked

b) talking

c) being talked

4. The second question _______ at the conference yesterday was very interesting.

a) being discussed

b) having been discussed

c) discussed

5. When I looked out of the window, I saw her ______ the street.

a) crossing

b) crossed

c) having crossed

6. I heard the children _______ over something and went to see what it was.

a) being fought

b) fought

c) fighting

7. _______ my work on the report, I locked my office and went home.

a) Finished

b) Having finished

c) Having been finished

8. The weather _______ pleasantly warm, we stayed in the park all day.

a) being

b) having been

c) is

9. Jerry drove the car, with his head ______ out.

a) stuck

b) being stuck

c) sticking

10. Teresa was writing with the light ______ .

a) burning

b) burnt

c) being burnt

Check your answers – 1B, 2A, 3B, 4C, 5A, 6C, 7B, 8A, 9C, 10A

Вопросы к конспектам

Open the brackets and fill in with the proper participle

1. He fell asleep (exhaust) by the journey.

2. She entered the dining room (accompany) by her husband and her father.

3. A snake (sleep) in the grass will bite if anyone treads upon it.

4. (Fill) his pockets with apples the boy was about to run away when he saw the owner of the garden with a stick in his hand.

5. It was a bright Sunday morning of early summer (promise) heat.

6. When I came home, I found the table (lay).

7. (Judge) by the colour of the sun it should be windy tomorrow.

8. (Arrive) at a big seaport, I started to look for a job.

9. He had received an urgent message (ask) him to telephone Sir Matthew.

10. He looked at groups of young girls (walk) arm in arm.

11. In the wood they sat down on a (fall) tree.

12. (See) from the hill the city looks magnificent.

13. (Not know) where to go he turned to a passerby.

14. (Lock) in her room she threw a fit.

15. (Address) the parcel, I went out at once to post it.

16. She often took care of my little sister (give) me a possibility to play with other boys.

17. (Wash) her face in cold water, she came up to the window and shut it.

18. Paul sat down again, evidently (change) his mind about going.

Последнее изменение: Понедельник, 9 Октябрь 2017, 20:55