Древний Рим: от города к республике
Основные периоды истории Древнего Рима
Царский период – 753–509 гг. до н. э.
Республика – 509–30 гг. до н. э.
Империя – 30 гг. до н. э. – 476 г. н. э.
Положение Рима в Центральной части Италии было очень выгодным. Большое влияние на раннюю римскую историю оказали племена этрусков, которые населяли территории к северу от Римского государства. Их влияние на римскую культуру во многом сказывается и сегодня, например, традиционные элементы римской культуры, такие как гладиаторские бои и распространенная система гаданий, были взяты именно от этрусков.
Большую роль в развитии Римского государства сыграли многочисленные греческие колонии, расположенные в южной части Италии, на острове Сицилия. Этот регион еще в древности получил название «Великая Греция», так как греков там проживало больше, чем в самой материковой Греции. Свое экономическое влияние они пытались распространить на прилегающие земли, в том числе и на молодое Римское государство.
В этих условиях на стыке разных цивилизаций и разных культур возникает город Рим. Традиция связывает возникновение этого города с 753 годом до н. э., с деятельностью братьев Ромула и Рема (рис. 1). Ромул считается основоположником города и основателем Римского государства. Рим, согласно традиции, носит его имя.
Рис. 1. Картина Пьетро Берреттини – «Нахождение Ромула и Рема Фаустулом»
Разделение римлян на классы и сословия
Если говорить о царском периоде истории Древнего Рима, то Ромул был первым Римским царем. Всего за два с половиной века царской эпохи царей в Риме было семь.
Интересен шестой царь Древнего Рима – Сервий Туллий (рис. 2). Он правил в середине VI века до н. э. Он провел важную реформу: разделил население Рима на шесть имущественных разрядов. В зависимости от того, какой доход имел римлянин, он занимал определенное положение в политической и экономической системе Римского государства. Степень влияния человека на политику определялась тем, к какому классу он принадлежит.
Рис. 2. Сервий Туллий
Все разряды, на которые римляне были разделены, имели названия. В разряд, объединявший наиболее бедных римлян, входили люди, не имевшие никакого дохода. Их единственным богатством считались их наследники, потомки. Этот класс в Риме стал называться пролетариями.
Помимо такого классового деления, в Риме существовало сословное деление по другим признакам. Самым главным было разделение всего населения на патрициев и плебеев (рис. 3). Патриции – это потомки коренных жителей Рима (знатное происхождение). Плебеями называлось пришлое население Рима, не обладавшее гражданскими правами. Борьба между патрициями и плебеями велась на протяжении всей истории республики. Патриции считали, что только им принадлежит возможность управлять государством. Плебеи с этим были категорически не согласны. Плебеи нередко были богаче патрициев. Та земля, которую захватывали древние римляне, должна была доставаться именно коренным жителям, поэтому они имели огромные наделы и могли на них заниматься земледелием и скотоводством. Плебеям земли давали мало. Земледелием на таком участке заниматься было практически невозможно. Поэтому они начинали заниматься ремеслом и торговлей. Ремесло и торговля было даже еще более прибыльным, чем земледелие и скотоводство. Плебеи часто выступали с требованиями к Римскому государству о предоставлении им политических прав и свобод. Методов политической борьбы было много. Самым главным из них был метод сецессий.
Рис. 3. Деление на патрициев и плебеев
Римская армия состояла в основном из плебеев. Как только Риму начинала угрожать серьезная военная опасность, плебеи уходили из города и заявляли, что не вернутся в Рим и не станут защищать этот город до тех пор, пока патриции не пойдут на уступки в их отношении. Такие выходы плебеев из города получили названия сецессии. Во время каждой из таких сецессий плебеям удавалось добиться расширения своих прав. Так, они добились того, что решения, принятые на плебисцитах (собрания плебеев), приобретали силу закона. Кроме того, они потребовали и получили возможность увеличения своих земельных наделов. Также они добились того, чтобы патриции разрешили представителям плебейских родов вступать в браки с представителями родов патрицианских. После этого разрешения деление на патрицианские и плебейские роды стало фактически условным.
Причины могущества Римского государства
Патриции и плебеи делали все возможное для того, чтобы Римское государство стало мощным. Почему же именно Римское государство стало крупнейшим государством древности? Можно выделить целую совокупность причин, которые привели Рим к таким успехам.
Во-первых, это дисциплина, которая существовала в римской армии. Римская дисциплина проявлялась в том, что солдаты не бросали оружие даже тогда, когда победа их противников казалась абсолютно неминуемой.
Во-вторых, это принцип римской внешней политики. Этот принцип звучит как «Разделяй и властвуй!». Римляне нередко натравливали своих потенциальных врагов друг на друга. В ссоре противников между собой и заключался этот принцип.
Он проявлялся еще и в том, что между союзниками Рима не должно было быть соглашений. Федерацию италийских городов Рим заменил на двусторонние договоры. Каждый из этих городов должен был подписывать подобные соглашения с Римом и не вступать в отношения со своими соседями. Именно такая политика предопределила возвышение Рима среди других городов Италии.
В-третьих, стоит учитывать и элементарное везение, которое сопутствовало римлянам на ранних этапах их истории. У Рима не было мощного соперника, который смог бы остановиться продвижение войск этого города в самые разные стороны.
Установление республиканского строя в Римском государстве
После свержения Тарквиния Гордого (рис. 4) в 509 году до н. э. в Риме был установлен республиканский строй. Он предполагал, что человека, который управлял бы всем государством, не будет. Поэтому в Риме существовала система различных органов, многие из которых являются источниками формирования политических организаций даже в наши дни.
Рис. 4. Тарквиний Гордый
Так, высшей политической властью в Риме официально обладали народные собрания. Это было не единое народное собрание, как в Афинах или Спарте, это были разные народные собрания, собиравшиеся по разным поводам. Были собрания воинов, трибутные собрания (собрания по племенам), собрания, в которых принимали участие только патриции или только плебеи. Каждое собрание считало себя главным, и те решения, которые на нем принимались, должны были исполняться. Но часто решения противоречили друг другу.
Тогда появился центральный орган римской власти – Совет старейшин (Сенат). Сенаторов было немного. В этом органе власти могли заседать только представители патрицианских родов. Сколько было родов, столько и сенаторов. На ранних этапах римской истории их было 300. Потом их количество стало увеличиваться. Но даже в самые яркие периоды римской истории оно не достигало 1000 человек.
Именно в Риме была создана мощнейшая разветвленная система чиновников с четко распределенными полномочиями и кругом прав и обязанностей. Высшей государственной властью, как военной, так и гражданской, в Риме обладали консулы. Их было два. Консулы не имели за пределами городской стены никаких ограничителей власти. За пределами города Рима, на территориях остального государства, их власть была неограниченной. Она называлась империум. Именно поэтому в Риме и возник термин «император» – как человек, обладающий безграничной властью.
Ограничивали власть консулов на территории города Рима народные трибуны. Они представляли собой профессиональных правозащитников. Они защищали интересы римских граждан, в первую очередь плебеев. Единственным способом, которым они могли это делать, было право вето – от латинского «я запрещаю». Народные трибуны не пользовались особой популярностью со стороны патрициев, но за оскорбление народного трибуна виновного ждала смертная казнь.
Другие чиновники в Риме также были многочисленны. Существовали цензоры, которые проводили перепись численности населения и проверяли правильность расходов средств из государственной казны. Были квесторы, которые занимались финансовыми вопросами. Преторы командовали армией и осуществляли судейские полномочия. Ликторы – почетные стражи чиновников. Все эти должности существовали в мирное время. В особо опасной, чрезвычайной, ситуации в Риме появлялся отдельный чиновник, который обладал всей полнотой власти. Такой чиновник назывался диктатор. Эта должность была выборной. Он не назначался, а избирался. Срок его полномочий составлял всего полгода. В том случае, если срок полномочий диктатора заканчивался, а сложная ситуация не прекращалась, полномочия диктатору никто не продлевал, избирался новый диктатор. Два раза подряд диктатор не мог занимать свой пост.
Пунические войны
Особенно популярны диктаторы в Риме были в те времена, когда Рим вел активные войны. В III веке до н. э. самым опасным и самым серьезным соперником Рима стало государство Карфаген. Он представлял собой финикийскую колонию, которая находилась на территории современного Туниса. Благодаря своей мощной экономике и боеспособной армии жители Карфагена смогли подчинить себе не только обширные территории в Северной Африке, но и многие другие земли. Они смогли проникнуть на Сицилию, а также основали несколько городов на побережье современной Испании. Между Римом и Карфагеном возникла борьба за обладание территориями на островах Сардиния и Корсика. Жителей Карфагена римляне называли пунами, поэтому войны между Карфагеном и Римом получили название Пунические.
Первая Пуническая война (264–241 гг. до н. э.) (рис. 5)
Сражения в этой войне велись за промежуточные территории. Серьезное участие в этой войне принимали греческие города, расположенные на Сицилии и в Южной части Италии. Первая Пуническая война закончилась вничью. Ни римские, ни карфагенские территории не изменились.
Рис. 5. Первая Пуническая война
Вторая Пуническая война (218–201 гг. до н. э.)
Гораздо большее значение для истории римско-карфагенских отношений имела Вторая Пуническая война (рис. 6). По окончании Первой Пунической войны римляне начали выводить свои колонии на спорные земли Сардинии и Корсики. В результате Карфаген вынужден был начать войну. Во время Второй Пунической войны добиться полного разгрома Карфагена было невозможно. Этот город был слишком хорошо укреплен. К тому же римские силы были ограничены.
Рис. 6. Вторая Пуническая война
Третья Пуническая война (149–146 гг. до н. э.)
Только в результате Третьей Пунической войны Риму удалось справиться с Карфагеном и добиться полной ликвидации этого государства. Город по приказу римских полководцев был разрушен и засолен, чтобы никто не смог там больше селиться. 146 год до н. э. стал отправной точкой создания Римской империи в рамках всего Средиземноморья. Самый главный конкурент благодаря Третьей Пунической войне был уничтожен (рис. 7).
Рис. 7. Схема. Пунические войны в истории Древнего Рима
Система войн создавала трудности для римского общества и римской экономики. До конца II века до н. э. римская армия представляла собой ополчение. Люди, которые в военное время были солдатами, в мирное время оказывались ремесленниками, земледельцами, скотоводами, торговцами. Участие этих людей в войнах означало, что римская экономика недополучает продукцию, то есть стоят ремесленные мастерские, не производится зерно, сокращается поголовье скота. Именно поэтому римские полководцы выступили с идеей военной реформы. Военную реформу в 107–104 гг. до н.э. провел знаменитый римский полководец Гай Марий (рис. 8).
Рис. 8. Гай Марий
Его реформа предполагала создание в Риме постоянной профессиональной армии. В армию должны были попадать только те римские юноши, которые чувствовали себя морально и физически готовыми к тому, чтобы посвятить всю свою жизнь защите интересов отечества. Это позволило повысить уровень боеспособности армии, но главным образом привело к тому, что римская армия наконец-то стала однородной. До этого времени римские ополченцы должны были сами обеспечивать себя вооружением и доспехами. Теперь все это им предоставляло государство. Командир мог сам определять, чем лучше заниматься тому или иному солдату. Таким образом, военные таланты человека могли предопределить его место в армии и способствовали тому, чтобы этот человек смог стать лучшим солдатом, чем он был бы во времена ополчения. Самый важный момент этой реформы заключался в том, что солдатам стали платить жалованье. До этого времени все доходы от войн заключались в добыче, которую солдаты получали и делили между собой после очередной победы. Теперь солдатам выплачивались деньги, а также солдатам за службу стали выдавать землю.
Служба в армии становилась все более популярной, а полководцев становилось все больше и влияние их в обществе росло. Совсем скоро такие полководцы заявят о своей претензии на власть.