Походы Александра Македонского. Эпоха эллинизма

 Кризис греческого полиса

После Пе­ло­по­нес­ской войны Гре­ция ока­за­лась в глу­бо­ком кри­зи­се. Этот кри­зис, ко­то­рый еще на­зы­ва­ют кри­зи­сом по­ли­са, за­ни­ма­ет боль­шую часть IV века до н. э. Его про­яв­ле­ния были мно­го­чис­лен­ны, но глав­ное за­клю­ча­лось в том, что от­ныне ни зем­ле­де­лие, ни ре­мес­ло, ни тор­гов­ля не счи­та­лись по­чет­ны­ми за­ня­ти­я­ми. Опыт спар­тан­ской армии, ко­то­рая по­бе­ди­ла Афины, при­вел к тому, что мно­гие в Гре­ции по­же­ла­ли быть на­ем­ны­ми во­и­на­ми. На­ем­ни­че­ство в Гре­ции в это время по­лу­ча­ет боль­шое рас­про­стра­не­ние. Слу­жить воины шли не в армию соб­ствен­но­го по­ли­са, а в армию дру­го­го по­ли­са (же­ла­тель­но та­ко­го, где боль­ше пла­тят за служ­бу).

От­но­ше­ние из­ме­ни­лось даже к ре­ме­с­лу. Счи­та­лось, что ре­мес­ло остав­ля­ет че­ло­ве­ку мало вре­ме­ни для того, чтобы об­щать­ся с дру­зья­ми и за­ни­мать­ся по­ли­ти­кой. Таким об­ра­зом, от­но­ше­ние к труду кар­ди­наль­но из­ме­ни­лось.

 Третья Священная война и эпоха правления Филиппа II

IV век пре­вра­тил­ся в эпоху войн. Войны про­ис­хо­ди­ли из-за несе­рьез­ных при­чин. Это были ско­рее незна­чи­тель­ные по­во­ды. Наи­бо­лее по­ка­за­тель­ной стала Тре­тья Свя­щен­ная война (355–346 гг. до н. э.) – война про­тив фо­кей­цев. Это война свя­за­на с кон­флик­том свя­ти­ли­ща бога Апол­ло­на, ко­то­рое рас­по­ла­га­лось в го­ро­де Дель­фы, и по­ли­сом Фо­ки­да, рас­по­ло­жен­ным непо­да­ле­ку. У Фо­ки­ды с хра­мом Апол­ло­на были слож­ные от­но­ше­ния, они кон­флик­то­ва­ли из-за тер­ри­то­рий. Нечто по­доб­ное про­изо­шло в се­ре­дине IV века до н. э. Фо­кей­цы за­ня­ли часть тер­ри­то­рий, ко­то­рые рань­ше были пе­ре­да­ны храму Апол­ло­на. Жрецы воз­му­ти­лись. Вся Гре­ция раз­де­ли­лась на два ла­ге­ря: за Фо­ки­ду и за храм Апол­ло­на.

По­сто­ян­ные кон­флик­ты не спо­соб­ство­ва­ли эко­но­ми­че­ско­му раз­ви­тию Гре­ции. В ре­зуль­та­те Гре­ция всту­пи­ла в по­ло­су эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го упад­ка.

На фоне осла­бе­ва­ю­щих гре­че­ских го­су­дарств было такое, ко­то­рое, на­о­бо­рот, уси­ли­лось. Таким го­су­дар­ством стала Ма­ке­до­ния. Воз­вы­ше­ние было свя­за­но с име­нем царя Фи­лип­па II Ма­ке­дон­ско­го (рис. 1) (годы прав­ле­ния: 359–336 гг. до н. э.). Фи­липп II ис­поль­зо­вал свое осо­бое по­ло­же­ние для того, чтобы укре­пить Ма­ке­дон­ское го­су­дар­ство. Он со­здал проч­ную си­сте­му вла­сти и бое­спо­соб­ную армию, ко­то­рая была в со­сто­я­нии вме­ши­вать­ся в кон­флик­ты на тер­ри­то­рии Гре­ции. Фи­липп ис­поль­зо­вал опыт мно­гих гре­че­ских го­ро­дов, на­при­мер, он при­гла­шал спе­ци­а­ли­стов из раз­ных гре­че­ских по­ли­сов. На­при­мер, в ка­че­стве учи­те­ля для сво­е­го сына Алек­сандра он нанял Ари­сто­те­ля (рис. 2).

Ре­фор­мы Фи­лип­па были на­прав­ле­ны на то, чтобы со­здать армию, спо­соб­ную под­чи­нить себе всю Гре­цию. С тех­ни­че­ской точки зре­ния эта армия была хо­ро­шо во­ору­же­на. Все эти во­ен­ные при­го­тов­ле­ния про­ис­хо­ди­ли в тайне. Греки не осо­зна­ва­ли той опас­но­сти, ко­то­рую для них пред­став­ля­ла воз­вы­ша­ю­ща­я­ся Ма­ке­до­ния. Как толь­ко Фи­липп на­брал до­ста­точ­но силы, он решил ее про­де­мон­стри­ро­вать гре­кам. В Свя­щен­ной войне он объ­явил себя со­юз­ни­ком храма Апол­ло­на. Вме­сте со своим вой­ском он явил­ся в Фо­ки­ду и при­ка­зал схва­тить всех жи­те­лей этого по­ли­са и уто­пить их в море. Со­глас­но пре­да­нию, по­гиб­ло около 3 тысяч че­ло­век. Гре­кам стало ясно, что при­шел че­ло­век, спо­соб­ный удер­жи­вать всех под своей вла­стью.

Бюст Фи­лип­па II Ма­ке­дон­ско­го

Рис. 1. Бюст Фи­лип­па II Ма­ке­дон­ско­го

Ари­сто­тель

Рис. 2. Ари­сто­тель

В ответ на это в Афи­нах воз­ник­ла по­ли­ти­че­ская груп­пи­ров­ка, ко­то­рая вы­сту­па­ла за то, чтобы со­брать об­ще­гре­че­ское вой­ско и уда­рить по Ма­ке­до­нии, чтобы обез­опа­сить себя от воз­мож­но­го вме­ша­тель­ства со сто­ро­ны ма­ке­дон­ско­го царя Фи­лип­па. Воз­глав­лял эту ан­ти­ма­ке­дон­скую груп­пи­ров­ку ора­тор Де­мо­сфен (рис. 3) (384–322 гг. до н. э.). Были и те, кто счи­тал, что Фи­липп, на­о­бо­рот, при­не­сет Гре­ции мир. На­при­мер, та­ко­вым был Ис­о­крат (рис. 4) (436–338 гг. до н. э.). Такая борь­ба между ан­ти­ма­ке­дон­ской и про­ма­ке­дон­ской груп­пи­ров­ка­ми про­дол­жа­лась долго. В итоге по­бе­ди­ла ан­ти­ма­ке­дон­ская груп­пи­ров­ка. Воз­вы­ше­ние Ма­ке­до­нии ме­ша­ло раз­ви­тию гре­че­ских го­ро­дов.

Скульп­ту­ра Де­мо­сфе­на

Рис. 3. Скульп­ту­ра Де­мо­сфе­на

Ис­о­крат

Рис. 4. Ис­о­крат

В 338 году до н. э. Гре­ции уда­лось со­брать армию. Эта армия была на­прав­ле­на про­тив ма­ке­дон­ско­го царя. В ав­гу­сте 338 года до н. э. со­сто­я­лась битва при Хе­ро­нее. В итоге гре­че­ская армия была раз­би­та. Ма­ке­до­ния стала за­ни­мать глав­ную по­зи­цию в Гре­ции.

В 337 году до н. э. в го­ро­де Ко­рин­фе по ини­ци­а­ти­ве ма­ке­дон­ско­го царя про­шел Ко­ринф­ский кон­гресс. Участ­ни­ки этого кон­грес­са – гре­че­ские го­ро­да – при­зна­ли Фи­лип­па II своим ру­ко­во­ди­те­лем. Он офи­ци­аль­но был объ­яв­лен ге­ге­мо­ном – ру­ко­во­ди­те­лем всей Гре­ции. Все во­ин­ские под­раз­де­ле­ния тер­ри­то­рии Гре­ции долж­ны были под­чи­нять­ся ему. Также было за­креп­ле­но ли­ди­ру­ю­щее по­ло­же­ние Ма­ке­до­нии в гре­че­ском мире.

Фи­липп II по­ни­мал, что такая боль­шая армия долж­на быть ис­поль­зо­ва­на. В Ма­ке­до­нии на­чи­на­ет­ся про­цесс со­зда­ния им­пе­рии. Взоры Фи­лип­па все чаще стали об­ра­щать­ся на Во­сток, к Пер­сид­ской им­пе­рии. Имен­но туда он со­би­рал­ся от­пра­вить­ся после окон­ча­тель­но­го по­ко­ре­ния Гре­ции. Но его пла­нам не суж­де­но было сбыть­ся. В 336 году до н. э. Фи­липп был убит.

 Походы Александра Македонского

Его пре­ем­ни­ком стал стар­ший сын – Алек­сандр (рис. 5) (впо­след­ствии Алек­сандр Ма­ке­дон­ский). Он пра­вил всего 13 лет (336–323 гг. до н. э.), но его прав­ле­ние сыг­ра­ло огром­ную роль в ис­то­рии ци­ви­ли­за­ции.

Алек­сандр Ма­ке­дон­ский

Рис. 5. Алек­сандр Ма­ке­дон­ский

Когда к вла­сти при­шел Алек­сандр, все пол­ко­вод­цы при­сяг­ну­ли ему на вер­ность. Но вот греки по­пы­та­лись вос­стать. Взбун­то­вал­ся город Фивы, один из самых круп­ных и ак­тив­ных го­ро­дов Гре­ции. В 335 году до н. э. Алек­сандр Ма­ке­дон­ский во главе ма­ке­дон­ско­го вой­ска при­шел в Цен­траль­ную Гре­цию и уни­что­жил Фивы. 

В 334 году до н. э. Алек­сандр Ма­ке­дон­ский от­прав­ля­ет­ся в поход, на ко­то­рый так на­де­ял­ся его отец Фи­липп (рис. 6). После раз­гро­ма Фив все гре­че­ские го­ро­да вы­нуж­де­ны были при­знать Алек­сандра своим пред­во­ди­те­лем и предо­ста­вить ему свои во­ин­ские части для уча­стия в этом по­хо­де.

По­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го

Рис. 6. По­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го

В ре­зуль­та­те Алек­сандр пе­ре­вел через про­лив Гел­лес­понт (сей­час Дар­да­нел­лы) около 34–35 тысяч че­ло­век. Так на­чал­ся его 10-лет­ний поход.

Все его во­ен­ные кам­па­нии можно де­лить на целый ряд ча­стей. Сна­ча­ла его марш­рут про­ле­гал по тер­ри­то­рии Малой и Пе­ред­ней Азии. Спер­ва он осво­бож­дал гре­че­ские го­ро­да, ко­то­рые были за­хва­че­ны пер­са­ми еще до гре­ко-пер­сид­ских войн, затем осва­и­вал тер­ри­то­рию Фи­ни­кии, затем при­шел в Еги­пет, где он был ко­ро­но­ван как еги­пет­ский фа­ра­он и была про­ве­де­на офи­ци­аль­ная це­ре­мо­ния при­зна­ния Алек­сандра как бога Солн­ца. Раз­гро­мив пер­сид­скую армию в целом ряде сра­же­ний, Алек­сандр занял все сто­ли­цы Пер­сид­ско­го го­су­дар­ства. Глав­ную роль иг­ра­ли такие го­ро­да, как Ва­ви­лон и Пер­се­поль.

Во­сточ­ный поход Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го про­ле­гал по тер­ри­то­рии ны­неш­них го­су­дарств Иран и Аф­га­ни­стан. На об­рат­ном пути он по­се­тил и тер­ри­то­рию Па­ки­ста­на. Везде, где бы ни был Алек­сандр Ма­ке­дон­ский, он ос­но­вы­вал го­ро­да. Счи­та­ет­ся, что несколь­ко де­сят­ков го­ро­дов было ос­но­ва­но за эти 10 лет, ко­то­рые про­дол­жал­ся его поход. Боль­шин­ство из ос­но­ван­ных им по­се­ле­ний по­лу­ча­ли на­зва­ние Алек­сан­дрия (рис. 7). Неко­то­рые из них су­ще­ству­ют до се­го­дняш­не­го дня. Но самой из­вест­ной была Алек­сан­дрия Еги­пет­ская. Го­су­дар­ство, ко­то­рое было со­зда­но во­круг нее, су­ще­ство­ва­ло дол­гое время, даже после краха дер­жа­вы Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го. Эта Алек­сан­дрия (уже без при­став­ки Еги­пет­ская) про­дол­жа­ет су­ще­ство­вать и се­год­ня и яв­ля­ет­ся вто­рым по ве­ли­чине го­ро­дом со­вре­мен­но­го Егип­та.

Алек­сан­дрия Еги­пет­ская

Рис. 7. Алек­сан­дрия Еги­пет­ская

Алек­сандр Ма­ке­дон­ский пы­тал­ся со­здать им­пе­рию, ко­то­рая была бы общей для всех на­ро­дов, на­се­ляв­ших тер­ри­то­рии, ко­то­рые в нее вошли. Имен­но с этой целью Алек­сан­дром со­зда­ва­лись мно­го­чис­лен­ные го­ро­да. В этих го­ро­дах раз­ме­ща­лись гре­ко-ма­ке­дон­ские гар­ни­зо­ны, ко­то­рые слу­жи­ли про­вод­ни­ка­ми за­пад­ной куль­ту­ры на тер­ри­то­ри­ях, неко­гда вхо­див­ших в со­став Пер­сид­ской дер­жа­вы.

Алек­сандр Ма­ке­дон­ский про­во­дил по­ли­ти­ку со­зда­ния новой элиты. Одним из мо­мен­тов этой по­ли­ти­ки были сме­шан­ные браки. Новая элита пред­став­ля­ла собой уже син­тез­ное яв­ле­ние.

 Эпоха эллинизма: проявление политического, экономического, социального и культурного синтеза

Имен­но по­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го яв­ля­лись тем мо­мен­том, с ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся от­счет эпохи эл­ли­низ­ма. Эта эпоха да­ти­ру­ет­ся 323–30 гг. до н.э. Эпоха эл­ли­низ­ма – это пе­ри­од гло­баль­но­го рас­про­стра­не­ния гре­че­ско­го языка и об­ра­за жизни на тер­ри­то­ри­ях, за­во­е­ван­ных Алек­сан­дром Ма­ке­дон­ским, а также вза­им­но­го про­ник­но­ве­ния и вза­им­но­го вли­я­ния двух ве­ли­ких ан­тич­ных куль­тур – пер­сид­ской и гре­че­ской. Такой гре­ко-во­сточ­ный син­тез про­дол­жал­ся не толь­ко во вре­ме­на Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, но и занял все время эпохи эл­ли­низ­ма.

Этот син­тез про­яв­лял­ся в по­ли­ти­ке, эко­но­ми­ке и куль­ту­ре. Эл­лин­ские цари со­че­та­ли в себе черты гре­че­ских пра­ви­те­лей, вполне де­мо­кра­тич­ные и черты во­сточ­ных, са­мо­власт­ных и жест­ких царей. На­чи­ная с Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, эл­лин­ские пра­ви­те­ли при­ни­ма­ют титул во­сточ­ных царей. На­при­мер, егип­тяне на­зы­ва­ли гре­че­ских царей, пра­вив­ших в Егип­те, фа­ра­о­на­ми.

С эко­но­ми­че­ской точки зре­ния син­тез за­клю­чал­ся в том, что греки при­нес­ли на Во­сток то­вар­но-де­неж­ное об­ра­ще­ние. С со­ци­аль­ной же сто­ро­ны син­тез про­яв­лял­ся в том, что греки при­нес­ли на Во­сток клас­си­че­ское раб­ство. На Во­сто­ке раб­ство было пат­ри­ар­халь­ным, то есть раб рас­смат­ри­вал­ся как член семьи. В гре­че­ских го­ро­дах тем вре­ме­нем по­яв­ля­ют­ся клас­си­че­ские рабы. На всей осталь­ной тер­ри­то­рии го­су­дарств про­дол­жа­ло су­ще­ство­вать раб­ство пат­ри­ар­халь­ное.

Наи­бо­лее про­дук­тив­ным был этот син­тез в об­ла­сти куль­ту­ры. Гре­ция рас­по­ла­га­ла мощ­ней­ши­ми фи­ло­соф­ски­ми шко­ла­ми, уче­ни­я­ми, ко­то­рые на­мно­го опе­ре­ди­ли свое время. Но и Во­сток не был от­ста­лым с точки зре­ния куль­ту­ры. Изоб­ра­зи­тель­ные науки, скульп­ту­ра, науки, в том числе и точ­ные, до­пол­ни­ли и обо­га­ти­ли гре­че­скую куль­ту­ру. Этот син­тез куль­тур про­хо­дил по свое­об­раз­ной мо­де­ли. Общая эл­ли­ни­сти­че­ская куль­ту­ра (то есть гре­ко-во­сточ­ная) ока­за­лась на­мно­го бо­га­че, чем каж­дый из ком­по­нен­тов, ко­то­рый ее со­ста­вил. Одним из про­дук­тов этого гре­ко-во­сточ­но­го син­те­за мы можем счи­тать хри­сти­ан­ство.

Дер­жа­ва Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го про­су­ще­ство­ва­ла недол­го. В 324 году до н. э. он вер­нул­ся из сво­е­го по­хо­да и осел в го­ро­де Ва­ви­лоне. В 323 году до н. э. Алек­сандр Ма­ке­дон­ский умер. До сих пор оста­ет­ся неиз­вест­ной точ­ная при­чи­на его смер­ти. Воз­мож­но, эта была бо­лезнь, но су­ще­ству­ет и вер­сия о его отрав­ле­нии.

 Птолемеевский Египет и Государство Селевкидов

Через 2 года после смер­ти пол­ко­вод­ца, его дер­жа­ва рас­па­лась. Со­рат­ни­ки Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го под­пи­са­ли мир 321 года до н. э., со­глас­но ко­то­ро­му на месте быв­шей еди­ной им­пе­рии воз­ни­ка­ло около де­сят­ка го­су­дарств. Ос­нов­ны­ми были два го­су­дар­ства: Пто­ле­ме­ев­ский Еги­пет и Го­су­дар­ство Се­лев­ки­дов.

Осо­бое зна­че­ние имело Го­су­дар­ство Пто­ле­ме­ев. Пто­ле­мей I Лаг (рис. 8) (367–283 гг. до н. э.) был дру­гом дет­ства Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го. Го­су­дар­ство Пто­ле­ме­ев за­ни­ма­ло не толь­ко тер­ри­то­рию Егип­та. Пто­ле­мей об­ла­дал нема­лы­ми тер­ри­то­ри­я­ми и в бас­сейне Эгей­ско­го моря. Он об­ла­дал и ост­ро­вом Кипр. Его дер­жа­ва ока­за­лась самой дол­го­веч­ной из всех эл­лин­ских го­су­дарств. Она про­су­ще­ство­ва­ла до 30 года до н. э., когда была за­во­е­ва­на Римом. Сто­ли­цей Пто­ле­ме­ев­ско­го Егип­та бала Алек­сан­дрия. Зна­ме­ни­тый Фа­рос­ский маяк (рис. 9) счи­тал­ся одним из чудес света. Это была по­строй­ка вы­со­той до 80 мет­ров. Она об­ла­да­ла си­сте­мой зер­кал, ко­то­рая поз­во­ля­ла от­ра­жать свет от го­рев­ше­го на вер­шине ко­ст­ра на рас­сто­я­ние до 60 км. В XIV веке маяк был уни­что­жен в ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния.

Бюст Пто­ле­мея I

Рис. 8. Бюст Пто­ле­мея I

Фа­рос­ский маяк

Рис. 9. Фа­рос­ский маяк

Эл­лин­ский Еги­пет ста­но­вит­ся одним из цен­тров куль­тур­но­го при­тя­же­ния. Здесь со­зда­ет­ся Алек­сан­дрий­ский му­сей­он – ос­нов­ной центр эл­лин­ской науки, со­здан­ный в Алек­сан­дрии при пер­вых Пто­ле­ме­ях. От него про­ис­хо­дит слово «музей».

После рас­па­да им­пе­рии Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го Гре­ция вновь по­гру­зи­лась в пу­чи­ну войн, и очень мно­гие об­ра­зо­ван­ные и та­лант­ли­вые люди были рады уехать из этого мя­теж­но­го ре­ги­о­на и от­пра­вить­ся в Алек­сан­дрию, где им были обе­ща­ны жа­ло­ва­нья и спо­кой­ные усло­вия для ра­бо­ты. При му­сей­оне было со­зда­но хра­ни­ли­ще для книг – из­вест­ная Алек­сан­дрий­ская биб­лио­те­ка (рис. 10).

Алек­сан­дрий­ская биб­лио­те­ка

Рис. 10. Алек­сан­дрий­ская биб­лио­те­ка

Пто­ле­ме­ев­ский Еги­пет – это го­су­дар­ство, ко­то­рое впер­вые со­зда­ет си­сте­му го­су­дар­ствен­ных мо­но­по­лий. Про­из­вод­ство важ­ней­ших для эко­но­ми­ки стра­ны то­ва­ров было по­став­ле­но под го­су­дар­ствен­ный кон­троль. Была со­зда­на со­вер­шен­ней­шая на­ло­го­вая си­сте­ма. Си­сте­ма вла­сти была на­столь­ко проч­но уко­ре­не­на вме­сте с еги­пет­ски­ми тра­ди­ци­я­ми, что она не вы­зы­ва­ла со­мне­ний ни у егип­тян, ни у гре­ков. По­это­му Пто­ле­ме­ев­ский Еги­пет и стал самым мощ­ным го­су­дар­ством эл­лин­ско­го мира. Но и ему при­шел конец.

I век до н. э. ока­зал­ся очень слож­ным вре­ме­нем для Во­сточ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья. В это время эл­лин­ские го­су­дар­ства ис­пы­ты­ва­ют на­тиск с обеих сто­рон сразу. На Во­сто­ке в это время воз­ни­ка­ет дер­жа­ва, ко­то­рая на­зы­ва­лась Пар­фия, а на За­па­де ак­тив­ную экс­пан­сию в это время про­яв­ля­ет Рим.

По­след­няя еги­пет­ская ца­ри­ца Клео­пат­ра VII (рис. 11) (69–30 гг. до н. э.) пы­та­лась убе­речь свое го­су­дар­ство от за­хва­та Римом. Она даже за­клю­ча­ла ди­пло­ма­ти­че­ские союзы сна­ча­ла с Гаем Юлием Це­за­рем, а затем с Мар­ком Ан­то­ни­ем. Но все по­пыт­ки Клео­пат­ры VII со­хра­нить свое го­су­дар­ство неза­ви­си­мым не увен­ча­лось успе­хом. В 31–30 гг. до н. э. Рим осу­ществ­ля­ет свой по­след­ний на­тиск на эл­лин­ский мир. В ре­зуль­та­те Еги­пет вхо­дит в со­став Рим­ско­го го­су­дар­ства.

Клео­пат­ра VII

Рис. 11. Клео­пат­ра VII

Так за­кон­чи­лась ис­то­рия эл­лин­ской эпохи и ис­то­рия Древ­ней Гре­ции.

Последнее изменение: Воскресенье, 13 Май 2018, 20:15