Афины и Спарта. Афинская демократия

 Полисный период развития Греции

В ар­ха­и­че­скую эпоху в Гре­ции ос­нов­ной фор­мой по­ли­ти­че­ско­го устрой­ства ста­но­вит­ся полис. На­пом­ним, что по­лис­ный этап вклю­ча­ет в себя го­ме­ров­ский пе­ри­од, ко­то­рый был рас­смот­рен на про­шлом уроке, ар­ха­и­че­ский и клас­си­че­ский пе­ри­о­ды в ис­то­рии Древ­ней Гре­ции. Полис – это по­ня­тие мно­го­знач­ное. Во-пер­вых, полис – это го­род-го­су­дар­ство (то есть город и сель­ско­хо­зяй­ствен­ная окру­га). Боль­шин­ство жи­те­лей по­ли­са про­жи­ва­ло в го­ро­де, а в сель­ской окру­ге имело зе­мель­ный надел, ко­то­рый об­ра­ба­ты­ва­ло). Во-вто­рых, полис – это ан­тич­ная граж­дан­ская об­щи­на. Это по­ня­тие пред­по­ла­га­ет, что все сво­бод­ные ко­рен­ные жи­те­ли этого го­ро­да яв­ля­лись его граж­да­на­ми и могли при­ни­мать уча­стие в управ­ле­нии этим го­ро­дом-го­су­дар­ством. В каж­дом гре­че­ском по­ли­се глав­ным ор­га­ном вла­сти было на­род­ное со­бра­ние (рис. 1), ко­то­рое в каж­дом по­ли­се могло на­зы­вать­ся по-раз­но­му. Од­на­ко это со­вер­шен­но не озна­ча­ло, что в по­ли­се не было офи­ци­аль­ных чи­нов­ни­ков. Как пра­ви­ло, чи­нов­ни­ки из­би­ра­лись чле­на­ми на­род­но­го со­бра­ния и перед ним от­чи­ты­ва­лись.

На­род­ное со­бра­ние в Афи­нах

Рис. 1. На­род­ное со­бра­ние в Афи­нах

Ко­ли­че­ство древ­не­гре­че­ских по­ли­сов до се­го­дняш­не­го дня окон­ча­тель­но неиз­вест­но. Можно пред­по­ла­гать, что их было не менее 100. Од­на­ко не стоит за­бы­вать, что эти го­ро­да-го­су­дар­ства были очень неболь­ши­ми. Стан­дарт­ная пло­щадь та­ко­го по­ли­са вклю­ча­ла около 100 кв. км, а на­се­ле­ние – при­мер­но 5, 10, мак­си­мум 12 тысяч че­ло­век. Самый ма­лень­кий полис, ко­то­рый нам из­ве­стен, на­счи­ты­вал всего 800 че­ло­век. Двумя са­мы­ми круп­ны­ми гре­че­ски­ми по­ли­са­ми были Афины и Спар­та.

Тер­ри­то­рия Спар­ты в пе­ри­од ее мак­си­маль­но­го рас­цве­та до­сти­га­ла 8400 кв. км. На тер­ри­то­рии Спар­ты можно было раз­ме­стить 84 обыч­ных по­ли­са. На­се­ле­ние Спар­ты опре­де­ля­ет­ся в 240–250 тысяч че­ло­век.

Афины были мень­ше, чем Спар­та, в несколь­ко раз. Пло­щадь ее со­став­ля­ла около 2700 кв. км. На­се­ле­ние Афин опре­де­ля­ет­ся в 200–220 тысяч че­ло­век, хотя, ко­неч­но же, точ­ны­ми дан­ны­ми ис­то­рия не рас­по­ла­га­ет.

Неболь­шие гре­че­ские по­ли­сы по­сто­ян­но стал­ки­ва­лись с про­бле­мой пе­ре­на­се­ле­ния. На про­тя­же­нии всей ар­ха­и­че­ской эпохи с се­ре­ди­ны VIII до конца VI в. до н. э. идет про­цесс, из­вест­ный как Ве­ли­кая Гре­че­ская ко­ло­ни­за­ция (рис. 2). Гре­че­ские го­ро­да вы­во­дят мно­го­чис­лен­ные ко­ло­нии на дру­гие тер­ри­то­рии в бас­сейне Сре­ди­зем­но­го и Чер­но­го морей. Толь­ко круп­ных таких ко­ло­ний было вы­ве­де­но около 200 штук. Их на­се­ле­ние по чис­лен­но­сти при­бли­жа­лось к тер­ри­то­рии ма­те­ри­ко­вой Гре­ции. За время ар­ха­и­че­ско­го пе­ри­о­да на­се­ле­ние гре­че­ских го­ро­дов удво­и­лось. Люди, ко­то­рым не хва­та­ло земли, долж­ны были уез­жать в ко­ло­нии. Ко­ло­ний было на­столь­ко много, что тер­ри­то­рия Южной Ита­лии даже по­лу­чи­ла на­зва­ние Ве­ли­кая Гре­ция, по­сколь­ку гре­ков там про­жи­ва­ло чуть ли не боль­ше, чем на тер­ри­то­рии самой Гре­ции, а ко­ли­че­ство го­ро­дов там со­став­ля­ло несколь­ко де­сят­ков.

Ве­ли­кая Гре­че­ская ко­ло­ни­за­ция

Рис. 2. Ве­ли­кая Гре­че­ская ко­ло­ни­за­ция

Неко­то­рые из гре­че­ских ко­ло­ний су­ще­ству­ют до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. На­при­мер, ко­ло­ния Мас­си­лия (Мас­са­лия) – это ны­неш­ний Мар­сель на тер­ри­то­рии Фран­ции, Си­ра­ку­за на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии Ита­лии, Неа­поль тоже имеет гре­че­ское на­зва­ние. Если го­во­рить о гре­че­ских ко­ло­ни­ях на тер­ри­то­рии Рос­сии, то неко­то­рые из этих го­ро­дов су­ще­ству­ют до се­го­дняш­не­го дня. На­при­мер, Фе­о­до­сия, Ев­па­то­рия, на месте Се­ва­сто­по­ля су­ще­ство­ва­ла ко­ло­ния Хер­со­нес, а на месте Анапы – ко­ло­ния Гор­гип­пия.

Од­на­ко эти ко­ло­нии были лишь вре­мен­ным вы­хо­дом из си­ту­а­ции. Те го­ро­да, ко­то­рые осо­бен­но ак­тив­но стал­ки­ва­лись с пе­ре­на­се­ле­ни­ем, вво­ди­ли боль­ше ко­ло­ний. Были го­ро­да, ко­то­рые ре­ша­ли про­бле­му иным спо­со­бом: ис­ка­ли новые ис­точ­ни­ки сырья и новые рынки сбыта. Имен­но бла­го­да­ря этому в Гре­ции со­вер­ша­ют­ся мно­го­чис­лен­ные шаги на пути со­зда­ния еди­но­го про­стран­ства по об­ме­ну то­ва­ра­ми и сы­рьем.

 Греческий полис Спарта

Спар­та счи­та­ет­ся более древним по­ли­сом, чем Афины. Она воз­ник­ла в IX, воз­мож­но, в X веке до н. э. Спар­тан­цы были до­рий­ца­ми, их пред­ки при­шли на тер­ри­то­рию Древ­ней Гре­ции с се­ве­ра и при­нес­ли с собой ис­кус­ство вы­плав­ки же­ле­за. Осо­бый ха­рак­тер по­ло­же­ния Спар­ты среди дру­гих гре­че­ских го­ро­дов был обу­слов­лен тем, что Спар­та долго со­хра­ня­ла свой ар­ха­ич­ный об­ще­ствен­ный строй. На­при­мер, цар­ская власть в дру­гих гре­че­ских го­ро­дах была толь­ко в ран­ней древ­но­сти, а спар­тан­цы цар­скую власть со­хра­ни­ли до са­мо­го конца неза­ви­си­мо­го су­ще­ство­ва­ния Спар­ты. В Спар­те была не мо­нар­хия, а диар­хия, там од­но­вре­мен­но пра­ви­ли 2 царя.Такая форма прав­ле­ния ха­рак­тер­на для неко­то­рых на­ро­дов, ко­то­рые на­хо­дят­ся в про­цес­се пе­ре­хо­да от пер­во­быт­но­сти к клас­со­во­му об­ще­ству. В Спар­те этот про­цесс за­тя­нул­ся.

Спар­тан­скую об­щи­ну на­зы­ва­ли об­щи­ной рав­ных: все долж­ны были быть равны как с по­ли­ти­че­ской, так и с эко­но­ми­че­ской точки зре­ния, но речь шла толь­ко о граж­да­нах. Была еди­ная мода, еди­ная форма бо­ро­ды и усов, еди­ная форма при­че­сок, а также пищу все при­ни­ма­ли вме­сте, про­во­ди­лись так на­зы­ва­е­мые сов­мест­ные тра­пезы.

Такая си­сте­ма об­ще­ствен­но­го устрой­ства была ори­ен­ти­ро­ва­на, глав­ным об­ра­зом, на войну (рис. 3). Спар­тан­ских детей вос­пи­ты­ва­ли так, чтобы из них по­лу­ча­лись на­сто­я­щие воины. Су­ще­ству­ет ле­ген­да, что маль­чи­ков, ко­то­рые были сла­бы­ми, в мла­ден­че­стве сбра­сы­ва­ли с вы­со­кой скалы. Но воз­мож­но, что это про­сто ле­ген­да, иначе в Спар­те бы не оста­лось детей. Спар­тан­ских детей учили вы­нос­ли­во­сти, силе, уме­нию сра­жать­ся. Все ис­пы­та­ния были ори­ен­ти­ро­ва­ны на то, чтобы юноши в по­след­ствие стали во­и­на­ми и при­нес­ли Спар­те славу.

Спар­тан­ский воин

Рис. 3. Спар­тан­ский воин

От­ста­лый ха­рак­тер об­ще­ствен­но­го строя Спар­ты, по срав­не­нию с дру­ги­ми гре­че­ски­ми го­ро­да­ми, про­яв­лял­ся в ха­рак­те­ре, в ко­то­ром в Спар­те про­яв­ля­лось раб­ство. Раб­ство было и в дру­гих гре­че­ских по­ли­сах, но там раб­ство но­си­ло ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер (каж­дый раб при­над­ле­жал од­но­му че­ло­ве­ку и под­чи­нял­ся толь­ко ему). В Спар­те раб­ство было кол­лек­тив­ным. Кол­лек­тив­ные рабы, ко­то­рых на­зы­ва­ли ило­та­ми, при­над­ле­жа­ли всей спар­тан­ской об­щине в целом. Илоты в ос­нов­ном за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем. Такой строй в Древ­ней Спар­те вы­зы­вал недо­уме­ние у со­вре­мен­ни­ков Спар­ты, у гре­ков из дру­гих по­ли­сов, ко­то­рые жили в V–VI вв. до н. э.

Имен­но в это время, хотя ис­то­ри­ки счи­та­ют, что еще рань­ше, в Спар­те воз­ник­ла ле­ген­да о царе Ли­кур­ге (рис. 4). Ис­то­рич­ность этого царя ста­вит­ся под со­мне­ние ис­то­ри­ка­ми даже в наши дни. Су­ще­ство­вал он или нет, до сих пор не ясно. Счи­та­лось, что он про­вел в Спар­те серию ре­форм для того, чтобы за­кре­пить в Спар­те такой строй. Имен­но он ввел в Спар­те еди­ную моду, еди­ные тра­пезы и спар­тан­скую си­сте­му вос­пи­та­ния, со­здал си­сте­му управ­ле­ния, ко­то­рая про­су­ще­ство­ва­ла в Спар­те до са­мо­го конца ее неза­ви­си­мой ис­то­рии. Счи­та­ет­ся, что имен­но Ли­кург при­ка­зал спар­тан­цам от­ка­зать­ся от зо­ло­тых и се­реб­ря­ных монет и ис­поль­зо­вать мо­не­ты же­лез­ные. Же­лез­ных монет у них не было, а обмен про­ис­хо­дил с по­мо­щью оболы, что в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го озна­ча­ет «палка, вер­тел». Это были боль­шие же­лез­ные пру­тья, от ко­то­рых от­ла­мы­вал­ся кусок в со­от­вет­ствии с ценой того или иного то­ва­ра.

Ли­кург

Рис. 4. Ли­кург

 Греческий полис Афины

Афины с са­мо­го на­ча­ла на­зы­ва­ли себя не аг­рар­ным, а тор­го­во-ре­мес­лен­ным по­ли­сом. В Афи­нах с са­мо­го на­ча­ла хо­ро­шо раз­ви­ва­лось ре­мес­ло, зем­ле­де­лие и тор­гов­ля. Имен­но по­это­му Афины сразу стали ме­стом при­тя­же­ния людей из раз­ных гре­че­ских об­ла­стей. Воз­ник­но­ве­ние этого по­ли­са свя­зы­ва­ют с име­нем героя Тесея, ко­то­рый был ос­но­ва­те­лем этого го­ро­да. Фи­гу­ра Тесея оста­ет­ся ле­ген­дар­ной, а дру­гие афин­ские по­ли­ти­че­ские де­я­те­ли но­си­ли ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер. На­при­мер, в конце VII в. до н. э. в Афи­нах пра­вил ар­хонт Дра­конт (ар­хон­та­ми на­зы­ва­ли выс­ших го­су­дар­ствен­ных чи­нов­ни­ков). Дра­конт при­нял си­сте­му пра­во­вых норм – за­ко­ны Дра­кон­та. Из них до нас дошел толь­ко один. Го­во­рят о том, что он при­ка­зал под­вер­гать смерт­ной казни че­ло­ве­ка, ко­то­рый со­вер­шит любое, даже самое незна­чи­тель­ное пре­ступ­ле­ние, в первую оче­редь пре­ступ­ле­ние про­тив соб­ствен­но­сти. За­да­ча, ко­то­рая сто­я­ла перед Дра­кон­том, за­клю­ча­лась в том, чтобы со­здать в го­ро­де ин­сти­тут част­ной соб­ствен­но­сти. Неиз­вест­но, как часто при­ме­нял­ся закон Дра­кон­та о смерт­ной казни, но после этого за­ко­на в Афи­нах воз­ни­ка­ет ин­сти­тут част­ной соб­ствен­но­сти.

Еще одной важ­ней­шей за­да­чей пра­ви­те­лей Афин была борь­ба с ро­до­вой ари­сто­кра­ти­ей. Было слож­но до­бить­ся того, чтобы все люди при­ни­ма­ли уча­стие в управ­ле­нии го­су­дар­ством. На борь­бу с ро­до­вой ари­сто­кра­ти­ей и со­зда­ние де­мо­кра­ти­че­ской си­сте­мы управ­ле­ния были на­прав­ле­ны ре­фор­мы двух круп­ных за­ко­но­да­те­лей Афин VI века до н. э. – Со­ло­на и Кли­сфе­на (рис. 5). В ходе ре­форм Кли­сфе­на, ко­то­рые про­во­ди­лись в конце VI в. до н. э., был вве­ден такой по­ли­ти­че­ский по­ря­док,  как ост­ра­кизм – по­ли­ти­че­ская про­це­ду­ра, в рам­ках ко­то­рой лица, пред­став­ляв­шие опас­ность для Афин­ско­го го­су­дар­ства, из­го­ня­лись из стра­ны сро­ком на 10 лет. Для того чтобы эта про­це­ду­ра осу­ще­стви­лась, необ­хо­ди­мо было на­брать 6000 че­реп­ков, на ко­то­рых было бы на­пи­са­но его имя, как че­ло­ве­ка, угро­жа­ю­ще­го ста­биль­но­сти и без­опас­но­сти Афин. Такие че­реп­ки по-гре­че­ски на­зы­ва­лись «остра­ка», от­сю­да и на­зва­ние – ост­ра­кизм.

Бюст Кли­сфе­на

Рис. 5. Бюст Кли­сфе­на

Несмот­ря на все про­ти­во­ре­чия, су­ще­ство­вав­шие между Спар­той и Афи­на­ми, им при­ш­лось объ­еди­нить свои уси­лия в самом на­ча­ле V века до н. э. Это было свя­за­но с тем, что Пер­сид­ская им­пе­рия рас­ши­ри­лась до гра­ниц с Гре­ци­ей и те­перь пред­став­ля­ла угро­зу неза­ви­си­мо­сти гре­че­ских го­ро­дов-го­су­дарств. Все гре­че­ские го­ро­да долж­ны были объ­еди­нить­ся про­тив столь се­рьез­ной угро­зы.

 Период греко-персидских войн

Эта эпоха по­лу­ча­ла на­зва­ние гре­ко-пер­сид­ских войн. Речь шла о целой серии во­ен­ных столк­но­ве­ний, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли между 500–449 гг. до н. э. На­ча­лись эти войны с Ми­лет­ско­го вос­ста­ния. Гре­че­ский город Милет, на­хо­див­ший­ся на за­пад­ном по­бе­ре­жье Малой Азии, вос­стал про­тив пер­сид­ско­го вла­ды­че­ства. Вос­поль­зо­вав­шись тем, что пер­сид­ской армии на за­пад­ных ру­бе­жах дер­жа­вы не было, ми­лет­цы под­ня­ли вос­ста­ние. Ми­лет­цы су­ме­ли со­брать вой­ско и на­пасть на пер­сид­скую сто­ли­цу – город Сарды. Когда ми­лет­цы по­ня­ли, что персы стре­мят­ся по­да­вить это вос­ста­ние, то они при­бег­ну­ли к по­мо­щи дру­гих гре­че­ских го­ро­дов. Они от­пра­ви­ли туда по­слов с прось­бой предо­ста­вить им во­ен­ную по­мощь. Но гре­че­ские го­ро­да не хо­те­ли по­мо­гать Ми­ле­ту. Они по­ни­ма­ли, что во­ен­ные столк­но­ве­ния между гре­ка­ми и пер­са­ми не могут за­кон­чить­ся в поль­зу гре­ков. Пер­сид­ская армия была на­мно­го боль­ше, и спра­вить­ся с пер­сид­ским фло­том для гре­ков было за­труд­ни­тель­но. В итоге по­мощь Ми­ле­ту при­сла­ли толь­ко 2 гре­че­ских го­ро­да – Афины и Ирифы. Од­на­ко по­мощь была очень неболь­шой, и се­рьез­но­го зна­че­ния она не имела. Ра­зу­ме­ет­ся, вос­ста­ние было по­дав­ле­но, а те ко­раб­ли, ко­то­рые при­сла­ли Афины, по­слу­жи­ло по­во­дом для на­па­де­ния на гре­че­ские го­су­дар­ства.

Пер­вый поход пер­сов на тер­ри­то­рию Гре­ции был пред­при­нят в 492 году до н. э. Вой­ско воз­глав­лял со­вет­ник Мар­до­ний. Поход за­кон­чил­ся ничем, так как при­ро­да по­ме­ша­ла до­брать­ся пер­сам даже до Сред­ней Гре­ции. Когда пер­сид­ский флот дви­нул­ся вдоль мыса Афон, вдруг на­ле­тел ветер и раз­ме­тал пер­сид­ские ко­раб­ли. Армия, сто­яв­шая на бе­ре­гу, ничем не могла по­мочь пер­сид­ско­му флоту. Им при­ш­лось воз­вра­щать­ся назад.

Греки вос­при­ня­ли ка­та­стро­фу при мысе Афон как бо­же­ствен­ную волю. Персы сде­ла­ли из этого вы­во­ды, и, когда в сле­ду­ю­щий раз пер­сид­ский флот от­пра­вил­ся вдоль гре­че­ских бе­ре­гов, по по­лу­ост­ро­ву Афон был про­стро­ен канал, ко­то­рый помог бы пер­сид­ским ко­раб­лям пе­ре­брать­ся через этот мыс.

Сле­ду­ю­щий поход на Гре­цию был пред­при­нят в 490 году до н. э. Царь Дарий от­пра­вил вой­ско под ко­ман­до­ва­ни­ем пол­ко­вод­цев Да­ти­са и Ар­та­фер­на. Мощ­ный пер­сид­ский флот при­бли­зил­ся в Гре­ции и напал на город Ирифы. После того как Ирифы были уни­что­же­ны, персы ре­ши­ли за­хва­тить Афины и вы­са­ди­лись на по­бе­ре­жье Ат­ти­ки. Имен­но здесь 12 сен­тяб­ря 490 года до н. э. со­сто­я­лась зна­ме­ни­тая Ма­ра­фон­ская битва (рис. 6). Битва окон­чи­лась по­ра­же­ни­ем пер­сов.

Карта Ма­ра­фон­ской битвы, 490 год до н. э.

Рис. 6. Карта Ма­ра­фон­ской битвы, 490 год до н. э.

В 480 году до н. э. в Гре­цию свои вой­ска при­вел царь Ксеркс. Огром­ная армия пер­сов вторг­лась на тер­ри­то­рию сред­ней Гре­ции. Греки объ­еди­ни­лись для того, чтобы про­ти­во­сто­ять этому втор­же­нию. В ис­то­рию вошло сра­же­ние у Фер­мо­пиль­ско­го уще­лья, ко­то­рое пред­при­ня­ла спар­тан­ская армия. Спар­тан­цам сна­ча­ла уда­ва­лось удер­жи­вать пер­сов в этом узком уще­лье, ко­то­рое пред­став­ля­ло собой един­ствен­ную до­ро­гу из сред­ней Гре­ции на юг. Но пер­сам уда­лось спра­вить­ся с этим от­ря­дом. По ле­ген­де, среди гре­ков на­шел­ся пре­да­тель, ко­то­рый про­вел пер­сов об­ход­ной тро­пой.

Также из­вест­но еще одно сра­же­ние 480 года до н. э. – Са­ла­мин­ское мор­ское сра­же­ние (рис. 7). Вой­ско пер­сов к этому вре­ме­ни уже за­ня­ло город Афины. Жи­те­ли Афин были эва­ку­и­ро­ва­ны на ост­ров Са­ла­мин, ко­то­рый на­хо­дил­ся на рас­сто­я­нии несколь­ких ки­ло­мет­ров от афин­ско­го порта Пирея. Сюда по­до­шел и пер­сид­ский флот. Имен­но здесь, в бухте Афин, со­сто­я­лась зна­ме­ни­тая битва. Греки об­ла­да­ли го­раз­до мень­ши­ми си­ла­ми, чем персы. У них было мень­ше ко­раб­лей, а также менее чис­лен­ное вой­ско. Но на сто­роне гре­ков был пат­ри­о­тизм. Жи­те­ли Афин, стоя на ост­ро­ве Са­ла­мин и видя, как до­го­ра­ет их город – ведь персы по­до­жгли Афины – по­ни­ма­ли, что, если они не по­бе­дят, Афины су­ще­ство­вать боль­ше не будут.

Са­ла­мин­ское мор­ское сра­же­ние, 480 год до н. э.

Рис. 7. Са­ла­мин­ское мор­ское сра­же­ние, 480 год до н. э.

Бла­го­да­ря пат­ри­о­тиз­му и тому, что афи­няне лучше знали свою бухту, а пер­сид­ские мощ­ные ко­раб­ли были ма­ло­по­во­рот­ли­вы, афи­ня­нам уда­лось одер­жать по­бе­ду в этом сра­же­нии. В 479 году до н. э. персы были вновь раз­гром­ле­ны в сра­же­нии при Пла­те­ях на тер­ри­то­рии по­ли­са Био­тия.

После этого сра­же­ния гре­ко-пер­сид­ские войны еще про­дол­жа­лись. Но на тер­ри­то­рии самой ма­те­ри­ко­вой Гре­ции они уже не шли. В 449 году до н. э. был под­пи­сан Кал­ли­ев мир, ко­то­рый за­кре­пил окон­ча­ние гре­ко-пер­сид­ских войн. Фор­маль­но эти войны за­кон­чи­лись вни­чью. Персы обе­ща­ли не вме­ши­вать­ся в гре­че­ские дела, а греки – в пер­сид­ские. Но фак­ти­че­ски это было по­ра­же­ние пер­сов. Для Пер­сид­ской им­пе­рии по­бе­да в этой войне была очень важна. Персы нуж­да­лись в новых зем­лях и бо­гат­ствах, для того чтобы со­дер­жать огром­ную армию и такой же боль­шой чи­нов­ни­чий ап­па­рат. Не по­лу­чив всего этого, Пер­сид­ская дер­жа­ва всту­пи­ла в по­ло­су упад­ка.

 Эпоха расцвета афинской демократии

Пе­ри­од ста­биль­но­го раз­ви­тия гре­че­ских го­су­дарств, на­чав­ший­ся после того, как были за­вер­ше­ны гре­ко-пер­сид­ские войны, был очень недол­гим. Этот пе­ри­од вошел в ис­то­рию как эпоха рас­цве­та афин­ской де­мо­кра­тии. Од­на­ко толь­ко неболь­шая часть людей, жив­ших в Афи­нах, яв­ля­лась граж­да­на­ми и могла ока­зы­вать вли­я­ние на по­ли­ти­че­скую борь­бу в этом го­ро­де. Счи­та­ет­ся, что рабы в Афи­нах со­став­ля­ли как ми­ни­мум по­ло­ви­ну на­се­ле­ния го­ро­да. Нема­лую часть на­се­ле­ния со­став­ля­ли ме­те­ки – при­ез­жие, ко­то­рые не имели граж­дан­ских прав и не могли при­ни­мать уча­стие в управ­ле­нии го­су­дар­ством. Также из числа граж­дан нужно было вы­честь жен­щин, по­сколь­ку они не об­ла­да­ли по­ли­ти­че­ски­ми пра­ва­ми в Гре­ции. Дети также со­став­ля­ли нема­лую часть на­се­ле­ния Афин, и их уча­стие в по­ли­ти­че­ской жизни было ис­клю­че­но. По­это­му из 200–220 тысяч жи­те­лей го­ро­да Афины граж­да­на­ми, при­ни­мав­ши­ми уча­стие в по­ли­ти­че­ской борь­бе в Афи­нах, могли яв­лять­ся толь­ко 10–15 тысяч че­ло­век.

На­род­ное со­бра­ние в Афи­нах пред­став­ля­ло собой ин­те­ре­сы толь­ко очень неболь­шой части на­се­ле­ния го­ро­да. Оно со­би­ра­лось ре­гу­ляр­но: каж­дые 9 дней на ры­ноч­ной пло­ща­ди, ко­то­рая на­зы­ва­лась агора. На­род­ное со­бра­ние из­би­ра­ло мно­го­чис­лен­ных чи­нов­ни­ков, ко­то­рые долж­ны были сле­дить за по­ряд­ком в го­ро­де. Люди, сле­див­шие за са­ни­тар­ным со­сто­я­ни­ем в го­ро­де, на­зы­ва­лись асти­но­мы. Чи­нов­ни­ки, про­ве­ряв­шие со­блю­де­ние пра­вил тор­гов­ли, на­зы­ва­лись аго­ра­но­мы.  Были стра­те­ги – во­е­на­чаль­ни­ки, а также фло­то­вод­цы – на­вар­хи, чи­нов­ни­ки, сле­див­шие за пра­виль­но­стью мер и весов – мет­ро­но­мы.

В Афи­нах су­ще­ство­ва­ли и по­сто­ян­ные ор­га­ны управ­ле­ния, такие как аре­о­паг (совет ста­рей­шин) и совет пя­ти­сот, в ко­то­рый вы­би­ра­ли жи­те­лей из раз­ных рай­о­нов по­ли­са Афины. Совет пя­ти­сот пред­став­лял собой свое­об­раз­ный пар­ла­мент и за­се­дать мог го­раз­до чаще, чем на­род­ное со­бра­ние.

Такой рас­цвет афин­ской де­мо­кра­тии во мно­гом свя­зан с по­бе­да­ми в гре­ко-пер­сид­ских вой­нах. Имен­но Афины по­лу­чи­ли от этой войны мак­си­маль­ные пре­иму­ще­ства. Был со­здан афин­ский мор­ской союз, в рам­ках ко­то­ро­го смог­ли при­ну­дить своих преж­них со­юз­ни­ков по гре­ко-пер­сид­ским вой­нам к под­чи­не­нию афин­ской по­ли­ти­че­ской линии.

Од­на­ко такой про­цесс рас­цве­та ока­зал­ся недол­гим. Гре­ция всту­па­ет в новый кри­зис. Дало себя знать про­ти­во­ре­чие между Афи­на­ми и Спар­той. Афины счи­та­ли себя не толь­ко глав­ным тор­го­во-ре­мес­лен­ным по­ли­сом Гре­ции, но они также счи­та­ли, что имен­но Афи­нам долж­на при­над­ле­жать ве­ду­щая роль в по­ли­ти­ке всех гре­че­ских го­су­дарств. Спар­та была с этим не со­глас­на. Такой по­зи­ции Афины были обя­за­ны сво­е­му стра­те­гу Пе­ри­к­лу (рис. 8), ко­то­рый ру­ко­во­дил го­ро­дом на про­тя­же­нии 15 лет.

Пе­ри­кл

Рис. 8. Пе­ри­кл

 Пелопонесская война между Афинами и Спартой

В пе­ри­од с 431 по 404 гг. до н. э. в Гре­ции шла война между Афи­на­ми и Спар­той, во­шед­шая в ис­то­рию как Пе­ло­по­нес­ская война. Афины в этой войне про­иг­ра­ли. Спар­та была го­раз­до сла­бее, чем Афины, с эко­но­ми­че­ской точки зре­ния. Но вот армия Спар­ты была го­раз­до силь­нее. Афины тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ли свое по­ра­же­ние, затем на­чал­ся пе­ри­од их упад­ка. Для Спар­ты этот мо­мент тоже ока­зал­ся нега­тив­ным. После по­ра­же­ния Афин в Пе­ло­по­нес­ской войне в 404 году до н. э. Гре­ция всту­пи­ла в по­ло­су кри­зи­са.

Последнее изменение: Воскресенье, 13 Май 2018, 20:05