Публицистический стиль
Публицистический стиль – это функциональный стиль русского литературного языка.
Зарождение публицистического стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана Грозного с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве И.А. Крылова, Н.И. Новико́ва, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева и других. Окончательно сформировался этот стиль в России в XIX веке, и немалую роль в этом сыграли писатели и критики А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.А Добролюбов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
Основные цели текстов публицистического стиля – воздействовать на людей, призвать их к действию, сообщить информацию и т. п. Такое взаимодействие возможно во время дискуссии, выступления, пресс-конференции, в статье и др.
Предмет речи в публицистическом стиле – общественно значимый факт.
Особенности способа подачи информации – отражение оценки и мнения авторов.
«Доколе, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим?» – начал свою речь римский оратор Цицерон против политического деятеля Древнего Рима. Что интересно, русская публицистика начала XX века использовала только начало этой фразы: «Доколе?» – и публика узнавала и всю фразу, и ее гневную интонацию.
Публицистика – род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определенным социальным и нравственным идеалом.
Публицистика существует в следующих формах: в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматургической, словесно-музыкальной.
Жанры публицистического стиля: очерк, статья, заметка, репортаж, интервью, отчёт, статья, рецензия, обзор, очерк, эссе, фельетон, памфлет – письменные; ораторская речь, выступление, дискуссия, публичное выступление в средствах массовой информации (СМИ) – устные.
Типы речи, характерные для публицистического стиля: повествование (заметка, очерк, репортаж); описание (портретный очерк, рекламный текст); рассуждение (проблемная статья, судебная речь).
Общие стилевые черты: информативность, четкость, точность, логичность, простота, официальность, обобщенность; лаконичность изложения при информационной насыщенности; доходчивость изложения; эмоциональность, непринужденность высказывания; стандартизованность, актуальность, своевременность, воздействие (экспрессивность, полемичность, образность).
К языковым средствам публицистического стиля относятся:
лексические, связанные с подбором определенных слов:
лексические клише (его величество факт, дружеская атмосфера);
общественно-политическая лексика и фразеология: власть, государство, общество;
эмоционально-оценочная лексика (милосердие, помыслы, насаждать);
использование книжной и разговорной лексики;
морфологические средства публицистического стиля – это употребление:
повелительного наклонения глаголов, настоящего времени глаголов, использование глаголов 1-го и 2-го лица в обобщенном значении:
От чиновников необходимо требовать выполнение законов – нейтральное повествовательное предложение. Требуйте соблюдения законов от чиновников! – повествовательное предложение стало побудительным, появилась эмоциональность;
единственного числа вместо множественного (Русский парень в огне не горит);
производных предлогов (в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом);
словообразовательные средства:
суффиксы иноязычного происхождения (социализм, провокация);
приставки вне-, внутри-, между-, противо-, все-, вос-, со-:
вневедомственный, внутрисистемный, междуведомственный,
противозаконный, всевластный, воссоздание, соавтор;
иноязычные приставки анти-, архи-, де-, дез-, пост-, транс-, контр-, гипер-;
употребление сложных слов и аббревиатур: добрососедский, ЧП;
синтаксические средства:
употребление коротких предложений, парцелляция (расчленение предложения), обращения к собеседнику, назывные предложения;
безглагольные фразы: Банки – не только для банкиров;
инверсия, риторические вопросы, восклицательные предложения, повтор, ряды однородных членов предложения.
использование прямой речи, диалога (судебная речь, ораторская речь).
Образец текста публицистического стиля.
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.
К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами (информационная заметка в газете).
Вопросы к конспектам
В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии часто используются перифразы (замена названия предмета описательным оборотом; например черное золото (нефть)). Подберите перифразы к данным словам.
Врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.
Составьте сами несколько подобных примеров с перифразой.