Стили речи. Строение текста

 1. Вступление

Из урока «Стили речи. Стро­е­ние тек­ста» вы узна­е­те, что такое речь, вам рас­ска­жут об ос­нов­ных свой­ствах речи, вы рас­смот­ри­те, что такое «под­те­ма» и «мик­ро­те­ма». Вы по­зна­ко­ми­тесь с пятью ос­нов­ны­ми язы­ко­вы­ми сти­ля­ми и с жан­ра­ми речи.

 2. Речь. Ее виды

Речь – ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся форма об­ще­ния людей по­сред­ством язы­ко­вых кон­струк­ций, со­зда­ва­е­мых на ос­но­ве опре­де­лён­ных пра­вил. Про­цесс речи пред­по­ла­га­ет, с одной сто­ро­ны, фор­ми­ро­ва­ние и фор­му­ли­ро­ва­ние мыс­лей язы­ко­вы­ми сред­ства­ми, а с дру­гой – вос­при­я­тие язы­ко­вых кон­струк­ций и их по­ни­ма­ние. Ре­зуль­та­том ре­че­вой де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся ре­че­вое про­из­ве­де­ние, или текст.

Речь яв­ля­ет­ся ре­а­ли­за­ци­ей языка, ко­то­рый толь­ко через нее может вы­пол­нять свою ос­нов­ную функ­цию – слу­жить сред­ством об­ще­ния (такая функ­ция на­зы­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ной).

По ха­рак­те­ру ре­че­вой де­я­тель­но­сти речь может быть:

мо­но­ло­ги­че­ская или диа­ло­ги­че­ская;

уст­ная или пись­мен­ная;

раз­го­вор­ная или книж­ная.

 3. Текст. Свойства текста.

Глав­ная еди­ни­ца речи – текст. Это груп­па пред­ло­же­ний, объ­еди­нен­ных в целое темой и ос­нов­ной мыс­лью.

Ос­нов­ные при­зна­ки тек­ста:

смыс­ло­вая цель­ность;

от­но­си­тель­ная за­кон­чен­ность;

те­ма­ти­че­ское и ком­по­зи­ци­он­ное един­ство его ча­стей;

на­ли­чие грам­ма­ти­че­ской связи его ча­стей.

Тема тек­ста – это то, о чем го­во­рит­ся в тек­сте. По­ми­мо темы (или несколь­ких тем) в тек­сте могут быть ав­тор­ские от­ступ­ле­ния.

Ос­нов­ная мысль тек­ста обыч­но пе­ре­да­ет от­но­ше­ние ав­то­ра к пред­ме­ту  речи, его оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го (через рас­кры­тие темы, ли­ри­че­ские от­ступ­ле­ния, ис­поль­зо­ва­ние раз­лич­ных язы­ко­вых средств).

Часть темы на­зы­ва­ет­ся под­те­мой или мик­ро­те­мойи фор­ми­ру­ет абзац – от­ры­вок тек­ста между от­сту­па­ми в на­ча­ле стро­ки. В пре­де­лах аб­за­ца пред­ло­же­ния свя­зы­ва­ют­ся ло­ги­че­ски и грам­ма­ти­че­ски.

В текстах боль­шо­го объ­е­ма всех сти­лей речи, кроме раз­го­вор­но­го, воз­мож­но де­ле­ние на более круп­ные части – па­ра­гра­фы, раз­де­лы, главы.

 4. Стили речи

Стили речи – это си­сте­ма язы­ко­вых эле­мен­тов внут­ри языка, раз­гра­ни­чен­ных усло­ви­я­ми и за­да­ча­ми об­ще­ния. Стиль наших вы­ска­зы­ва­ний за­ви­сит от того, где, с кем и зачем мы го­во­рим.

Вы­де­ля­ют пять ос­нов­ных язы­ко­вых сти­лей: че­ты­ре так на­зы­ва­е­мых книж­ных: на­уч­ный, офи­ци­аль­но-де­ло­вой, пуб­ли­ци­сти­че­ский, ху­до­же­ствен­ный – и раз­го­вор­ный стиль.

Стили речи

Рис. 1. Стили речи

Для каж­до­го стиля ха­рак­тер­ны опре­де­лен­ные язы­ко­вые сред­ства: слова, их формы, сло­во­со­че­та­ния, типы пред­ло­же­ний. Каж­дый стиль речи может быть пред­став­лен и в уст­ной, и в пись­мен­ной форме. Если стиль на­зы­ва­ет­ся книж­ным, это не зна­чит, что у него нет уст­ных во­пло­ще­ний, на­при­мер: на­уч­ный до­клад (со­от­вет­ствен­но, на­уч­ный стиль).

Стили речи ре­а­ли­зу­ют­ся в опре­де­лен­ных фор­мах, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся жан­ра­ми речи.

Жанры речи – это   форма ор­га­ни­за­ции речи, ко­то­рая от­ли­ча­ет­ся за­дан­ным ха­рак­те­ром ре­че­вой де­я­тель­но­сти (срав­ни­те два жанра – ста­тью и ин­тер­вью; жанр ста­тьи пред­по­ла­га­ет мо­но­ло­ги­че­скую речь, а ин­тер­вью – это все­гда диа­лог).

Жанр речи опре­де­ля­ет и форму речи (до­клад– это уст­ный жанр, а ста­тья – пись­мен­ный).

Жанр от­но­сит­ся к опре­де­лен­но­му стилю речи (роман – к ху­до­же­ствен­но­му, при­каз или рас­по­ря­же­ние – к офи­ци­аль­но-де­ло­во­му).

Су­ще­ству­ют меж­сти­ле­вые жанры: ста­тья, очерк, эссе могут быть на­уч­ны­ми и пуб­ли­ци­сти­че­ски­ми, ин­тер­вью может быть пуб­ли­ци­сти­че­ским и офи­ци­аль­но-де­ло­вым.

 5. Стилистика

Про­бле­ма­ми тек­ста и речи за­ни­ма­ет­ся сти­ли­сти­ка – раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­ча­ю­щий ис­поль­зо­ва­ние языка в раз­ных усло­ви­ях ре­че­во­го об­ще­ния.

 6. Научный стиль

На­уч­ный стиль – это один из книж­ных сти­лей, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в на­уч­ных тру­дах, учеб­ни­ках и учеб­ных по­со­би­ях, уст­ных вы­ступ­ле­ни­ях на на­уч­ные темы. За­да­ча на­уч­но­го стиля – со­об­щить на­уч­ную ин­фор­ма­цию, объ­яс­нить ее, пред­ста­вив си­сте­му на­уч­ной ар­гу­мен­та­ции. Этот стиль ис­поль­зу­ет­ся в офи­ци­аль­ной об­ста­нов­ке, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ло­гич­но­стью, объ­ек­тив­но­стью, смыс­ло­вой точ­но­стью.

В на­уч­ном стиле вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие раз­но­вид­но­сти:

1. соб­ствен­но на­уч­ный стиль, ко­то­рый при­сущ на­уч­ным тру­дам – мо­но­гра­фи­ям, дис­сер­та­ци­ям; ста­тьям в на­уч­ных жур­на­лах, кни­гах, эн­цик­ло­пе­ди­ях; на­уч­ным до­кла­дам;

2.на­уч­но-по­пу­ляр­ный стиль, ко­то­рый при­сущ тек­стам, пред­на­зна­чен­ным для по­пу­ля­ри­за­ции на­уч­ных зна­ний, то есть на­уч­но-по­пу­ляр­ной ли­те­ра­ту­ре, ста­тьям в неспе­ци­аль­ных жур­на­лах, га­зе­тах, вы­ступ­ле­ни­ям на радио и те­ле­ви­де­нии, пуб­лич­ным лек­ци­ям перед мас­со­вой ауди­то­ри­ей;

3. на­уч­но-учеб­ный стиль, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в учеб­ни­ках, учеб­ных по­со­би­ях, спра­воч­ни­ках, пред­на­зна­чен­ных для уча­щих­ся.

Ос­нов­ные жанры на­уч­но­го стиля – учеб­ник, ста­тья, до­клад, дис­сер­та­ция, на­уч­ная мо­но­гра­фия, эн­цик­ло­пе­ди­че­ская ста­тья, ан­но­та­ция, ре­зю­ме, ре­цен­зия.

 7. Официально-деловой стиль

Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль – один из книж­ных сти­лей, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в сфере де­ло­вых от­но­ше­ний: в  за­ко­нах, до­ку­мен­тах, актах, до­го­во­рах, по­ста­нов­ле­ни­ях, уста­вах, слу­жеб­ной пе­ре­пис­ке и т.д. За­да­ча этого стиля – со­об­щить ин­фор­ма­цию,  дать ин­струк­цию. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся точ­но­стью, од­но­знач­но­стью, от­сут­ству­ем субъ­ек­тив­но­сти, осо­бым по­стро­е­ни­ем тек­ста.

Ос­нов­ные жанры офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля – при­каз, слу­жеб­ное рас­по­ря­же­ние, ин­струк­ция, за­яв­ле­ние, за­прос, жа­ло­ба, ре­ко­мен­да­ция, отчет, обзор; со­бра­ние, со­ве­ща­ние, пе­ре­го­во­ры, ин­тер­вью.

 8. Публицистический стиль

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль

 

Рис. 2. Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль – один из книж­ных сти­лей, ко­то­рый ис­поль­зу­ет­ся в об­ще­ствен­но-пуб­ли­ци­сти­че­ской и ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ре, сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции, на ми­тин­гах, со­бра­ни­ях и т.д.        За­да­ча этого стиля – воз­дей­ствие на мас­со­вое со­зна­ние. Ха­рак­тер­ные черты пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля – ло­гич­ность, об­раз­ность, эмо­ци­о­наль­ность. Ос­нов­ные жанры пуб­ли­ци­сти­че­ско­го стиля – пуб­лич­ное вы­ступ­ле­ние (речь, до­клад), дис­кус­сия, кри­ти­че­ская за­мет­ка, ре­пор­таж, ин­тер­вью, ста­тья, ре­цен­зия, очерк, за­ри­сов­ка.

 9. Художественный стиль

Ху­до­же­ствен­ный стиль

Рис. 3. Ху­до­же­ствен­ный стиль

Ху­до­же­ствен­ный стиль ис­поль­зу­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры и от­но­сит­ся к книж­ной речи. За­да­ча этого стиля – на­ри­со­вать сло­ва­ми кар­ти­ну, вы­ра­зить от­но­ше­ние к изоб­ра­жа­е­мо­му, воз­дей­ство­вать на чув­ства и во­об­ра­же­ние чи­та­те­ля.

Осо­бен­но­стью этого стиля яв­ля­ет­ся вы­со­кая об­раз­ность. В ху­до­же­ствен­ной речи не толь­ко пе­ре­да­ет­ся опре­де­лен­ная ин­фор­ма­ция об окру­жа­ю­щем мире – ху­до­же­ствен­ный текст со­зда­ет свой соб­ствен­ный, об­раз­ный  мир.

По­ня­тие языка ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры яв­ля­ет­ся более ши­ро­ким по от­но­ше­нию к по­ня­тию ху­до­же­ствен­но­го стиля: ху­до­же­ствен­ный стиль обыч­но ис­поль­зу­ет­ся в ав­тор­ской речи, а в речи пер­со­на­жей обыч­но пред­став­ле­ны дру­гие стили, в первую оче­редь, раз­го­вор­ный.   Если в ав­тор­ской речи в ос­нов­ном со­блю­да­ют­ся нормы ли­те­ра­тур­но­го языка, то в речи пер­со­на­жей воз­мож­ны ошиб­ки,  про­сто­ре­чие, диа­лек­тиз­мы, жар­гон­ная и даже ненор­ма­тив­ная лек­си­ка.

Ос­нов­ные жанры: рас­сказ, сказ­ка, сти­хо­тво­ре­ние, ко­ме­дия, драма, роман, басня и дру­гие.

 10. Разговорный стиль

Раз­го­вор­ный стиль про­ти­во­по­став­лен книж­ным и ис­поль­зу­ет­ся  в си­ту­а­ции непри­нуж­ден­ной бе­се­ды, чаще в неофи­ци­аль­ной об­ста­нов­ке. Ос­нов­ная форма его су­ще­ство­ва­ния – уст­ная, но он может быть ре­а­ли­зо­ван и в пись­мен­ной форме (за­пис­ки, част­ные пись­ма). За­да­ча раз­го­вор­ной речи – об­ще­ние, обмен впе­чат­ле­ни­я­ми. От­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми раз­го­вор­но­го стиля яв­ля­ют­ся неофи­ци­аль­ность, непри­нуж­ден­ность, непод­го­тов­лен­ность и эмо­ци­о­наль­ность речи, ис­поль­зо­ва­ние ми­ми­ки и же­стов.

Эле­мен­ты раз­го­вор­но­го стиля ис­поль­зу­ют­ся в пуб­ли­ци­сти­ке – не толь­ко в уст­ных пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ни­ях, но и в пись­мен­ных жан­рах (очер­ке, ста­тье, за­мет­ке). При­чем ис­поль­зо­ва­ние в пуб­лич­ной речи эле­мен­тов раз­го­вор­но­го стиля в по­след­нее время ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось из-за того, что пуб­лич­ная речь стала рас­кре­по­щен­нее, в ней уси­ли­лось лич­ност­ное на­ча­ло.

Новой и чрез­вы­чай­но ин­те­рес­ной фор­мой су­ще­ство­ва­ния раз­го­вор­ной речи яв­ля­ют­ся элек­трон­ные жанры, су­ще­ству­ю­щие в мас­шта­бах ре­аль­но­го вре­ме­ни и ши­ро­ко пред­став­лен­ные в Ин­тер­не­те – фо­ру­мы, чаты.

Вопросы к конспектам

В при­ве­ден­ных пред­ло­же­ни­ях ука­жи­те сло­во­со­че­та­ния, в ко­то­рых на­ру­ше­на лек­си­че­ская со­че­та­е­мость. Ис­правь­те ре­че­вые ошиб­ки.

1. Много нер­вов при­хо­дит­ся тра­тить, читая пись­ма ве­те­ра­нов. 2. Вы­ше­пе­ре­чис­лен­ный ме­талл не по­сту­пил на за­вод-за­каз­чик. 3. К мо­мен­ту об­ме­на квар­ти­ры в ней были про­пи­са­ны жена, дочь и вещи. 4. Горе не сло­ми­ло эту жен­щи­ну, ее любви к ра­бо­те, ее му­же­ства. 5. Есть люди, ко­то­рые, сде­лав очень мно­гое, хо­ро­шее и по­лез­ное, тихо и скром­но мол­чат об этом. 6. Учи­тель дол­жен да­вать со­ве­ты и за­ме­ча­ния своим уче­ни­кам. 7. Уда­рил за­мо­ро­зок, и силь­но при­хва­ти­ло ку­ку­ру­зу. 8. С за­да­ни­ем мы спра­ви­лись уве­рен­но. 9. Спон­со­ры вру­чи­ли школе биб­лио­те­ку, на­столь­ные игры. 10. На­став­ник от всей души от­ру­гал меня за по­лом­ку фрезы. 11. Не думаю, что най­дут­ся люди, ко­то­рые стали бы все­рьез ис­по­ве­до­вать мне­ние этого чу­да­ка. 12. Когда пилот са­дит­ся в ка­би­ну необъ­ез­жен­но­го са­мо­ле­та, он ду­ма­ет: кто же пер­вый, если не я? 13. Но сер­жан­ту не суж­де­но было до­ве­сти след­ствие до конца. Ве­че­ром 28 июля судно «Мсти­слав Кел­дыш» ско­ро­по­стиж­но по­ки­ну­ло место про­ис­ше­ствия, оста­вив на вол­нах тра­ур­ный венок. 14. Прошу Ва­ше­го раз­ре­ше­ния вы­пи­сать мне по­ло­ви­ну пол­тон­ны угля.

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 03:31