Сложное предложение. Понятие о союзной и бессоюзной связи

1. Понятие о сложном предложении

Слож­ное пред­ло­же­ние со­сто­ит из двух или несколь­ких про­стых пред­ло­же­ний и со­от­вет­ствен­но имеет несколь­ко грам­ма­ти­че­ских основ. Про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­го пе­ре­ста­ют ха­рак­те­ри­зо­вать­ся смыс­ло­вой за­кон­чен­но­стью и утра­чи­ва­ют ин­то­на­цию конца пред­ло­же­ния. Те­перь уже слож­ное пред­ло­же­ние при­ни­ма­ет на себя и смыс­ло­вую, и ин­то­на­ци­он­ную за­вер­шен­ность. На­при­мер: Небо по­тем­не­ло. Пошёл дождь.

Это два про­стых пред­ло­же­ния. В пер­вом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее небо, ска­зу­е­мое по­тем­не­ло. Во вто­ром пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее дождь, ска­зу­е­мое пошёл.

Небо по­тем­не­ло, и пошёл дождь.

Это слож­ное пред­ло­же­ние, в нем две грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы.

 2. Союзные и бессоюзные сложные предложения

По спо­со­бу со­еди­не­ния про­стых пред­ло­же­ний слож­ные пред­ло­же­ния де­лят­ся на со­юз­ные и бес­со­юз­ные.

Части бес­со­юз­ных пред­ло­же­ний со­еди­не­ны ин­то­на­ци­он­но и по смыс­лу. На­при­мер:

Трав­ка зе­ле­не­ет, сол­ныш­ко бле­стит, ла­сточ­ка с вес­ною в сени к нам летит.

Связь между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния бес­со­юз­ная.

 

В со­юз­ных пред­ло­же­ни­ях в ка­че­стве свя­зу­ю­ще­го сред­ства вы­сту­па­ют союзы и со­юз­ные слова (о том, что такое «со­юз­ные слова», вы узна­е­те позже). На­при­мер: На­чал­ся ли­вень, и мы по­бе­жа­ли домой. Части слож­но­го пред­ло­же­ния свя­за­ны со­ю­зом и.

Когда дождь за­кон­чил­ся, мы снова пошли на улицу. Части слож­но­го пред­ло­же­ния свя­за­ны со­ю­зом когда.

 3. Запятая в сложных предложениях

Про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­го на пись­ме обыч­но раз­де­ля­ют­ся за­пя­той. Важно раз­ли­чать слож­ные пред­ло­же­ния с со­ю­зом и (в этом слу­чае мы ста­вим за­пя­тую перед и) и про­стые пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми, со­еди­нен­ны­ми со­ю­зом и (за­пя­тая не ста­вит­ся). Срав­ни­те два пред­ло­же­ния:

Ветер разо­гнал об­ла­ка и при­нес дол­го­ждан­ную све­жесть.

Ветер разо­гнал об­ла­ка, и небо про­яс­ни­лось.

В пер­вом слу­чае союз и со­еди­ня­ет од­но­род­ные ска­зу­е­мые, за­пя­тая перед ним не ста­вит­ся. Во вто­ром слу­чае союз и со­еди­ня­ет две части слож­но­го пред­ло­же­ния и за­пя­тая ста­вит­ся. 

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1. Под­черк­ни­те грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы.
1. Серд­це мое боль­но сжи­ма­ет­ся, когда я вспо­ми­наю моего ма­лень­ко­го друга. (А. де Сент-Эк­зю­пе­ри)
2. В Ди­кань­ке никто не слы­шал, как черт украл месяц.
3. Со­ло­ха кла­ня­лась каж­до­му, и каж­дый думал, что она кла­ня­ет­ся ему од­но­му.
4. Снег за­го­рел­ся ши­ро­ким се­реб­ря­ным полем и весь об­сы­пал­ся хру­сталь­ны­ми звез­да­ми.
5. Кра­са­ви­ца хо­те­ла что-то ска­зать, но куз­нец мах­нул рукою и убе­жал. (Н.В. Го­голь)

За­да­ние №2 Про­дол­жи­те каж­дый из на­ча­тых при­ме­ров, чтобы по­лу­чить слож­ные пред­ло­же­ния. Со­ставь­те схемы по­лу­чен­ных пред­ло­же­ний.  
Когда про­зве­нел зво­нок, …
На­чал­ся урок, и …  
Я шел в школу и вдруг вспом­нил, что…

Последнее изменение: Понедельник, 18 Сентябрь 2017, 01:16