Уравнения и неравенства, содержащие переменные под знаком модуля
При решении уравнений, содержащих выражение с неизвестной под знаком модуля, в соответствии с правилом раскрытия модуля, рассматриваются два случая: выражение под знаком модуля отрицательно и неотрицательно. Приведем также основные свойства модуля, часто применяемых в решение задач:
- |ab| = |a|*|b|;
- |a|n = |an|;
- = |a|;
- |a| = 0, если a = 0.
Поговорим о некоторых способах решения задач с модулем. Среди них один занимает самое главное место, так как он является самым общим, однако, иногда не самым рациональным. Заключается он в следующем.
Метод интервалов
Предположим, что имеется уравнение или неравенство, в которое входят один или несколько модулей.
- Первым делом нужно отделить критические точки. Под этим мы понимаем все значения переменной, при которых один из модулей обращается в нуль.
- Нанесите полученное множество значений на ось данной переменной, например Ox.Прямая разобьется на несколько конечных и два бесконечных интервала. Каждый интервал соответствует знакопостоянству подмодульных выражений.
- Рассмотреть столько случаев решения, сколько получилось интервалов. При этом освобождаться от модулей нужно, проверяя знак подмодульного выражения. Т.е. изменять его на противоположный, если выражение отрицательно и оставлять его прежним в противном случае. Важно не забыть, что частным ответом в каждом из полученных случаев является пересечение интервала и найденного решения.
- Объединить полученные в каждом интервале ответы в один.
Рассмотрим подробнее этот метод на следующем примере.
|x + 2| + |x - 3| = 5
Нанесем на числовую прямую значение x, при котором x + 2 = 0 и значение x, при котором x – 3 = 0. Числовая прямая разобьется на промежутки (-; -2), [-2; 3], (3; +)
Решим уравнений на каждом из этих интервалов.
x | (-; -2) | [-2; 3] | (3; +) |
x+2 | - | + - + | + |
x-3 | - | - - | + |
Рассмотрим первый промежуток, чтобы определить знак подмодульного выражения, возьмем контрольную точку x = 3, подставим ее в наше уравнение –3 + 2 < 0 и во второе -3 – 3 < 0. Аналогично рассмотрим знаки подмодульных выражений на втором и третьем промежутках.
Решим уравнение на каждом из этих промежутков, т.е. решим равносильную уравнению совокупность смешанных систем:
1.
Не может быть корнем
2.
x + 2 - x + 3 = 5
0x = 0 x - любое число из [-2; 3].
3.
x + 2 + x - 3 = 5, x = 3
Вывод:
Решение второй системы является объединением решений 3-х систем.
Ответ: x принадлежит [-2;3] или все значения сегмента [-2;3].
Графический метод
Этот способ уже не столь универсален, но им нельзя пренебрегать, если он применим. Часто уравнение или неравенства с модулем содержит только линейные выражения относительно переменной. В этом случае существует очень простой рецепт построения графиков с модулями, что часто существенно облегчает решение задачи. Он базируется на простом замечании – графики таких выражений состоят из кусков линий, т.е. являются ломаными. Метод состоит в следующем:
- Найти, как и раньше, все критические точки и нанести их на ось абсцисс. Найти непосредственно значения заданной функции в этих точках (это удобно делать с помощью отдельной таблицы) и нанести их на координатную плоскость.
- В каждой из конечных интервалов, получаемых после разбиения критическими точками, график является прямой и может быть простым соединением нанесенных в предыдущем пункте точек на координатной плоскости.
- Выбрать две удобные для вычисления точки, расположенные в левом и правом бесконечных интервалах и аналогично п.1 найти значения функций в них. Окончательно, соединяя построенный участок графика с оставшимися двумя точками, получим требуемый график.
Проиллюстрируем это на примере построения графика |x+2|+|x-3|=5. Построим график функции
у = |x + 2| + |x – 3| и y = 5
х + 2 = 0, x –3 = 0
x1 = –2 x2 = 3
Наносим на ось корни линейных функций стоящих под знаком модуля. На каждом из трех промежутков знаки этих линейных функций постоянны и мы можем избавиться от знака модуля.
если x < – 2, то y =-(x + 2) – (x – 3) = –2x + 1 если –2 < x < 3, то y = +(x + 2) – (x – 3) = x + 2 – x + 3 = 5 если x > 3, то y = +(x + 2) + (x – 3) = 2x – 1
При построении графика провести вертикальные прямые x = –2 и x = 3, которые разобьют плоскость на три части. В левой части надо провести прямую y = –2x + 1, в центральной полосе y = 5 и в правой y = 2x – 1: (для контроля надо следить, чтобы ломаная была непрерывной, т.е. чтобы значения в разделяющих точках изломах, вычисленные по соседним формулам совпали). В нашем случае при x - 2 значение функции y = –2x + 1 совпадает со значением y = 5, точно так же при x = 3 совпадают значения функции y = 5 и y = 2x – 1
Строим график y = |x + 2| + |x - 3|
- y = -2x + 1
x -3 -4 y 7 9 - y = 5
- y = 2x - 1
x 5 4 y 7 9
Графики y = |x + 2| + |x - 3| и y = 5 пересекаются на промежутке, если x[-2; 3].
Ответ: x[-2; 3]
Вопросы к конспектам