Казахская культура в начале ХХ века

Культура Казахстана начала ХХ в. явилась продолжением духовного наследия казахского народа, развивавшегося под воздействием социально-политических и экономических отношений. Российская революция 1905–1907 гг., Первая мировая война, подъем освободительного движения оказали значительное воздействие на содержание и основные направления культуры Казахстана.

В Семипалатинске, Уральске, Омске, Оренбурге и некоторых других городах, Туркестанском и Западно-Сибирском отделах Русского географического общества хорошо развивалось издание книг. Казахские книги разных жанров издавались в Петербурге, Ташкенте, Казани. Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры таких, как Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов, С. Донентаев, А. Байтурсынов, впервые были изданы после революции 1905–1907 гг. Выпуск в 1909 году сборника произведений Абая Кунанбаева познакомил общественность России с великими творениями поэта.

Творчество С. Торайгырова, С.Донентаева, Т. Изтилеуова, М. Копеева начали развиваться в демократическом направлении.  Произведения С. Торайгырова «Шакирт ойы», «Алты аяк», «Бир адамга», «Адаскан омир» описывали изменения в жизни казахских аулов. Произведение Б. Майлина «Шуганын белгиси», С. Кобеева «Калын мал», С. Торайгырова «Камар сулу» описывали реальное положение общества и судьбу казахского народа.

В 1900 году в Петербурге была издана книга А. Байтурсынова «Кырык мысал» («Сорок басен»), а в 1911 году в Оренбурге вышел сборник «Маса».

Крупным представителем, внесшим значимый вклад в развитие культуры казахского народа, является Шакарим Кудайбердиев (1858–1931). Он  был наиболее талантливым учеником Абая. Общественно-политические взгляды Кудайбердиева получили широкое отражение в его произведениях: «Родословная тюркских, киргизских и казахских ханов», изданная в 1911 году, «Условия мусульманства», поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек».Он знал арабский, персидский и турецкий язык.

Журнал «Айкап», газеты «Казах», “Киргизская степная газета”, “Сибирская жизнь”, “Степной край”, “Сибирский телеграф” были основными изданиями, которые развивали и пропагандировали просвещение в Казахстане.  Пропагандистом народных сказаний-дастанов и героических преданий о славных казахских батырах был выдающийся поэт Нурпеис Байганин. Казахскую музыкальную культуру отличала демократическая направленность. В этом периоде она представлена самобытным творчеством известных кюйши и народных композиторов. Среди них выделяются Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Казангап Тлепбергенов, Дина Нурпеисова, Укили Ыбырай Сандыбаев, знаменитый композитор Сугур, казахский соловей Майра Шамсутдинова. Исполнительское искусство Калия Байжанова, Манарбека Ержанова и Амре Кашаубаева тоже получило свое развитие в начале ХХ в. Песни народных композиторов Естая «Майдаконыр», Укили Ыбырая «Гакку», кюи Дины Нурпеисовой «Конил ашар» представляют собой замечательные образцы казахской музыкальной классики.

Вопросы к конспектам
В каком году в Оренбурге было открытие газеты «Казах»?
В начала XX века кто из поэтов начал пропагандировать народные сказания - дастаны и героические предания о народных батырах?
Какой закон, принятый в 1906 году, создавал ограничения и препятствовал деятельности Конфессиональных учебных заведений в Казахстане?
Кто является автором произведения «Несчастная Жамал»?
Первый сборник произведений Ахмета Байтурсынова “Маса” (“Комар”) вышел в 1911 году в:
Укажите автора произведения «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов».
Укажите автора произведения “Адасқан өмiр” (“Заблудившиеся”).
Укажите автора произведения “Шұғаның белгiсi” (“Знак Шуги”).
Укажите автора произведения “Қалың мал” (“Калым”).
Укажите годы жизни Ахмета Байтурсынова.
Последнее изменение: Суббота, 3 Март 2018, 11:58