Казахстан в начале ХХ века. Социально-экономическое развитие Казахстана в начале ХХ века
В 19 веке в развитии Казахстана произошли изменения. В северо-восточной части Казахстана началось строительство железной дороги.
В 1893-1895 годах была построена Сибирская железная дорога. Ее длина составляла 3 138 км, 178 км проходило через Казахстан.
В 1893-1897 годах была построена железная дорога Рязань-Уральск. 194 км пролегало через Западный Казахстан. Была построена железная дорога Оренбург-Ташкент с длиной 1 656 км. Там работали 30 тыс. людей.
В 1906 году заработали магистрали Оренбург-Кубек, Ташкент-Кубек. Казахские крестьяне, жившие на территории магистрали, были переселены.
Положение рабочих было тяжелым, казахи составляли большую их часть, как правило, они не имели профессиональной квалификации и выполняли самые трудоемкие и наименее оплачиваемые работы, многие из них были сезонниками.
Предприятия в техническом плане были отсталыми. Иностранные специалисты и колониальные чиновники пренебрежительно относились к рабочим. Все это поднимало широкие массы на борьбу за улучшение своего положения.
В 1902 году в Казахстане работало 25 392 рабочих на 8 887 предприятиях.
В начале XX в. в Казахстане дальнейшее развитие получила горнодобывающая промышленность. В 1902 году здесь действовало 197 предприятий этой отрасли, на которых было занято 18695 рабочих.
Развивалась обрабатывающая промышленность, на указанный период в крае было 690 предприятий с числом рабочих 7297. Наиболее крупные предприятия того времени, это - Карагандинские угольные шахты, цветная металлургия Восточного, Центрального Казахстана, нефтепромыслы Урало-Эмбинского региона.
Аграрная политика царской империи была одной из причин революции в 1905-1907 гг. В начале 20 века переселение русских крестьян усилилось.
В 1853-1905 годах у кочевых казахов было отобрано 4 млн. десятины земли, а в 1906-1907 годах 17 млн. десятины земли. Среди переселенцев была имущественное неравенство. У богатых было – 15 десятин земли.