Религия и обычаи кочевого народа
Саки. Со временем религиозные понятия людей изменились. Саки верили, что боги перевоплощались в различных животных, и мир состоял из трех составляющих: небесный мир, подземный мир и земной мир.
О религиозном представлении саков говорит головной убор сакского царевича, найденного в Иссыкском кургане.
Саки верили, что царь был избранником богов на Земле. Он являлся посредником между небом и землёй, что процветание народа зависит от царя.
Покойных хоронили на родовых кладбищах вблизи у поселения. Вместе с ним клали все необходимые предметы, которые могли пригодиться в потустороннем мире. Саки также использовали бальзамирование.
В сакских погребениях археологи нашли красную краску. Она была символом огня и солнца. Оседлые саки поклонялись духам огня и земли, а кочевые - духам огня, божествам солнца и войны.
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э. Ученые считают, что археологические памятники саков Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.
Самое большое количество курганных могильников периода раннего железа сосредоточено в районах зимних пастбищ.
Уйсуны. Они хоронили покойного в центре кургана, клали на спину головой на восток. Часто в могилу клали все необходимые при жизни вещи, часто клали посуду.
Кангюи. Среди кочевников был распространен культ предков. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время кочевок, исполняли религиозные обряды.
И районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой. Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи. В погребения мужчин клали мечи, кинжалы, луки и другое вооружение.
В погребения женщин клали бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для 1 тыс. нашей эры.
Гунны. Главным божеством гуннов был Тенгри-хан. В качестве охранительных амулетов гунны носили на себе золотые и серебряные изображения фантастических животных (драконов). Человеческих жертвоприношений не было.
У гуннов были капища и идолы (литые из серебра). Существовали специальные служители культа: жрецы, колдуны, чародеи и знахари, которые призывали силы земли.
Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.