Культура Древнего Казахстана
В сакском обществе был распространен «звериный стиль». Саки об этом стиле узнали во время похода в Переднюю Азию и Иран. «Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма.
Звериный стиль был распространен на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги с 8 века до н.э. У этого стиля было две особенности: 1. Изображали рисунки зверей и животных; 2. Звери были изображены во время движения; Эти рисунки были на одеждах, украшениях, оружиях и др.
Саки видели в образе льва символ «древа жизни». Позже вместо льва саки начали изображать других местных животных и зверей. Например: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
Они считали, что изображения зверей защищают их, и они носили их как амулеты или тумары. В сакской мифологии коней связывали с солнцем и огнем. Страбон писал: «Богом саки считали только одно солнце, и ему приносят в жертву коней».
Китайские источники характеризуют уйсунов как кочевников. Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 20 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянными жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные.
Зимовали в Мойынкуме и Прибалхашье. Лето проводили на предгорьях Тянь-Шаня. Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича. А кочевые уйсуны жили в юртах. Часть уйсунов занималась земледелием.
В поселении Актас были найдены доказательства существования земледелия у уйсунов. Следы обработанных полей, орудия земледелия, были найдены остатки оросительных каналов. Выращивали ячмень, просо.
У кангюев было распространено поливное земледелие. Зерно хранилось в специальных керамических сосудах огромного размера - хумах, которые вкапывались в ямы.
Через территорию кангюев проходил Великий Шелковый путь.
Среди кочевников был распространен культ предков. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время кочевок, исполняли религиозные обряды.
И районах распространения кауншинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой. Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи. В погребениях мужчин находили мечи, кинжалы, луки и другое вооружение.
В погребения женщин клали бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для 1 тыс. нашей эры.