Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»

 1. Вступление к анализу романа «Дворянское гнездо»

Роман «Дво­рян­ское гнез­до» был на­пи­сан в 1858 году. 1858 год. В этот год в Рос­сии на­чи­на­ет­ся труд­ный и му­чи­тель­ный путь ре­форм. Уже объ­яв­ле­но, что кре­стья­нам дадут сво­бо­ду, но ста­вят во­прос о земле: как раз­ме­же­вать­ся дво­рян­ству и кре­стьян­ству, ведь из­вест­но, что часть земли от­да­ва­лась кре­стья­нам без­воз­мезд­но, а дру­гая – за выкуп в 25 лет. В этот кри­зис­ный для Рос­сии мо­мент Тур­ге­нев все боль­ше ощу­ща­ет необ­хо­ди­мость жить в Рос­сии, вер­нуть­ся к земле, к ис­то­кам, за­нять­ся хо­зяй­ством. Между тем, он все боль­ше живет в эти годы за гра­ни­цей, у него за­вя­зы­ва­ет­ся дол­гий и му­чи­тель­ный роман со зна­ме­ни­той фран­цуз­ской пе­ви­цей По­ли­ной Виар­до (рис. 1).

Порт­рет По­ли­ны Виар­до (Ху­дож­ник П.Ф. Со­ко­лов)

Рис. 1. Порт­рет По­ли­ны Виар­до (Ху­дож­ник П.Ф. Со­ко­лов)

У неё есть своя семья, и Тур­ге­нев все боль­ше чув­ству­ет себя лиш­ним. В таком на­стро­е­нии Тур­ге­нев пишет и Тол­сто­му (рис. 2),

Л.Н. Тол­стой

Рис. 2. Л.Н. Тол­стой

и Фету (рис. 3),

А.А. Фет

Рис. 3. А.А. Фет

и дру­гим своим кор­ре­спон­ден­там, что он дол­жен вер­нуть­ся в Рос­сию, чтобы «па­хать землю». Эта фраза потом будет от­да­на глав­но­му герою ро­ма­на «Дво­рян­ское гнез­до» Фе­до­ру Лаврец­ко­му. И Тур­ге­нев дей­стви­тель­но воз­вра­ща­ет­ся в Рос­сию. Лето 1858 года вы­да­лось для него одним из самых счаст­ли­вых в его жизни. Он много встре­ча­ет­ся с Тол­стым, Фетом, Бо­ри­со­вым. Они охо­тят­ся, чи­та­ют друг другу про­из­ве­де­ния, го­во­рят о даль­ней­шей судь­бе Рос­сии, о кре­стьян­ском во­про­се. Тур­ге­нев ста­ра­ет­ся обу­стро­ить жизнь своих кре­стьян. Но чем даль­ше, тем боль­ше убеж­да­ет­ся, что не так все про­сто. Его уступ­ки кре­стья­нам до­хо­дят почти до под­ло­сти, а кре­стьяне про­яв­ля­ют все боль­ше недо­воль­ства и непо­ни­ма­ния. В ка­кой-то мо­мент Тур­ге­нев на­чи­на­ет ощу­щать, что дело не про­сто в нем, в том, что он не умеет хо­зяй­ство­вать на земле, ко­то­ро­му чужды эти про­бле­мы. Дело в чем-то го­раз­до более се­рьез­ном. Ве­ро­ят­но, все дво­рян­ское со­сло­вие долж­но уйти с ис­то­ри­че­ской сцены. С Тур­ге­не­вым ярост­но спо­рят и Тол­стой, ко­то­рый в этот мо­мент почти пол­но­стью по­свя­тил себя сель­ско­му хо­зяй­ству, и Фет. Чуть рань­ше, в 1857 году, со­сто­ял­ся при­ме­ча­тель­ный спор, почти скан­дал, между Тур­ге­не­вым и Фетом. Они спо­ри­ли о долге дво­рян­ства. Тур­ге­нев счи­тал, что дво­ряне долж­ны быть на земле и по­мо­гать кре­стья­нам чем угод­но, по­это­му он по­сме­и­вал­ся над Фетом, у ко­то­ро­го не было даже клоч­ка земли. Этот спор тоже най­дет свое от­ра­же­ние в ро­мане «Дво­рян­ское гнез­до», когда Ми­ха­ле­вич при­е­дет в гости к Лаврец­ко­му, и они будут спо­рить до кри­ков и хри­по­ты всю ночь на­про­лет.

 2. История рода Лаврецких

Вот в такой жар­кой об­ста­нов­ке идей­ных спо­ров про­хо­ди­ла ра­бо­та над ро­ма­ном «Дво­рян­ское гнез­до» (рис. 4).

и­туль­ный лист ру­ко­пи­си ро­ма­на «Дво­рян­ское гнез­до». Ав­то­граф. 1859 года

Рис. 4. Ти­туль­ный лист ру­ко­пи­си ро­ма­на «Дво­рян­ское гнез­до». Ав­то­граф. 1859 года

Од­на­ко, когда роман вышел в свет, кри­ти­ка при­ня­ла его не еди­но­душ­но. Воз­ник во­прос: «Зачем еще один роман о дво­ря­нине, ин­тел­ли­ген­те, неудав­шей­ся судь­бе? Тур­ге­нев по­сле­до­ва­тель­но воз­ра­жал своим кри­ти­кам. Между ге­ро­я­ми ро­ма­нов есть су­ще­ствен­ная раз­ни­ца. Во-пер­вых, к Ру­ди­ну, герою од­но­имен­но­го ро­ма­на, можно предъ­явить целый ряд нрав­ствен­ных пре­тен­зий: он болт­лив, тще­сла­вен, он любит ак­тер­ство­вать, любит по­жить за чужой счет. К Лаврец­ко­му ни­че­го та­ко­го предъ­явить нель­зя. Во-вто­рых, у Ру­ди­на фак­ти­че­ски нет био­гра­фии, по­это­му мы не со­всем по­ни­ма­ем, как имен­но сфор­ми­ро­вал­ся этот герой. У Лаврец­ко­го же есть не толь­ко био­гра­фия, но и ис­то­рия рода Лаврец­ких на про­тя­же­нии че­ты­рех по­ко­ле­ний. Род Лаврец­ко­го при­шел в Рос­сию во вре­ме­на Ва­си­лия Тем­но­го (рис. 5).

Князь Ва­си­лий ІІ Тем­ный

Рис. 5. Князь Ва­си­лий ІІ Тем­ный

Затем Тур­ге­нев на­чи­на­ет рас­ска­зы­вать о пра­де­де Лаврец­ко­го Ан­дрее: «Ан­дрей, че­ло­век же­сто­кий, дерз­кий, умный и лу­ка­вый. До ны­неш­не­го дня не умолк­ла молва об его са­мо­управ­стве, о бе­ше­ном его нраве, безум­ной щед­ро­сти и алч­но­сти неуто­ли­мой. Он был очень толст и высок ро­стом, из лица смугл и без­бо­род, кар­та­вил и ка­зал­ся сон­ли­вым; но чем он тише го­во­рил, тем боль­ше тре­пе­та­ли все во­круг него…»

Вот такая силь­ная, неор­ди­нар­ная и яркая лич­ность. Сле­ду­ю­щий в этой семье – Петр, обыч­ный степ­ной по­ме­щик, ко­то­рый ловил зай­цев, играл в карты, про­иг­рал часть на­жи­то­го отцом име­ния. Тре­тий в этом се­мей­стве – Иван, че­ло­век на­ча­ла XIX века, ко­то­рый по­лу­ча­ет об­ра­зо­ва­ние у бо­га­той тетки, вы­пи­сав­шей ему луч­ших пре­по­да­ва­те­лей. Но кто же эти пре­по­да­ва­те­ли? Быв­ший на­став­ник Ивана Пет­ро­ви­ча – от­став­ной аббат и эн­цик­ло­пе­дист, бе­жав­ший от фран­цуз­ской ре­во­лю­ции ари­сто­крат, сто­рон­ник уче­ния Руссо, Воль­те­ра, Дидро – удо­воль­ство­вал­ся тем, что влил в сво­е­го вос­пи­тан­ни­ка всю пре­муд­рость XVIII века, ко­то­рая пре­бы­ва­ла в нем, не про­ник­нув в его душу. Но об­ра­зо­ван­ный Иван ока­зы­ва­ет­ся в тя­же­лом по­ло­же­нии: тетка под ста­рость вы­хо­дит замуж за этого аб­ба­та, ко­то­ро­го она на­зы­ва­ет «fine fleur эми­гра­ции». Он пе­ре­пи­сы­ва­ет на себя ее ка­пи­тал и бежит во Фран­цию, тетка уми­ра­ет, а Иван, остав­шись без на­след­ства, воз­вра­ща­ет­ся домой, где никто тол­ком не знал о Руссо и Дидро. Ра­зу­ме­ет­ся, в такой об­ста­нов­ке Иван то­мит­ся, по­это­му за­во­дит роман с мо­ло­день­кой де­ре­вен­ской де­вуш­кой Ма­ла­ньей, ко­то­рая ис­кренне влюб­ля­ет­ся в сво­е­го гос­по­ди­на. Этот роман вы­зы­ва­ет скан­дал, но Иван объ­яв­ля­ет, что же­нит­ся на своей кре­пост­ной Ма­ла­нье. И дей­стви­тель­но, он об­вен­чал­ся с ней, но затем уехал от неё на дол­гие годы, не по­ду­мав о том, что у Ма­ла­ньи рас­тет его сын Федор.

Так по­яв­ля­ет­ся на свет Федор Ива­но­вич Лаврец­кий (рис. 6) – глав­ный герой ро­ма­на «Дво­рян­ское гнез­до».

Федор Лаврец­кий (К.И. Ру­да­ков. Ил. к ро­ма­ну «Дво­рян­ское гнез­до»)

Рис. 6. Федор Лаврец­кий (К.И. Ру­да­ков. Ил. к ро­ма­ну «Дво­рян­ское гнез­до»)

Таким об­ра­зом, если в ро­мане «Рудин» речь шла о судь­бе од­но­го че­ло­ве­ка, то здесь раз­го­вор уже идет о судь­бе це­ло­го рода Лаврец­ких. Более того, если пер­вый роман Тур­ге­не­ва на­зван по имени глав­но­го героя, то вто­рой – «Дво­рян­ское гнез­до», по­то­му что ав­то­ру важно рас­ска­зать об ис­то­ри­че­ских судь­бах дво­рян­ства в эпоху ре­форм. Эти судь­бы ви­дят­ся Тур­ге­не­ву не в самом ра­дуж­ном свете. На при­ме­ре ис­то­рии рода Лаврец­ких мы можем ска­зать, что про­ис­хо­дит дли­тель­ное увя­да­ние са­мо­го дво­рян­ства как яв­ле­ния: от силь­но­го и же­сто­ко­го Ан­дрея к сла­бо­ха­рак­тер­но­му Ивану, ко­то­рый дол­гое время жил за гра­ни­цей, стал ан­гло­ма­ном, а по воз­вра­ще­нию в Рос­сию вы­на­ши­вал ре­фор­ма­тор­ские идеи. Но после вос­ста­ние де­каб­ри­стов Иван ис­пу­гал­ся и за­тво­рил­ся в де­ревне, на вся­кий слу­чай стал ве­ру­ю­щим, рас­кис, ослаб. Таким об­ра­зом, мы видим это увя­да­ние дво­рян­ско­го со­сло­вия, на при­чи­ны ко­то­ро­го Тур­ге­нев пы­та­ет­ся от­ве­тить всем ходом ро­ма­на «Дво­рян­ское гнез­до».

 3. Анализ образа Федора Лаврецкого

Федор Лаврец­кий вна­ча­ле вос­пи­ты­ва­ет­ся под при­зо­ром мрач­ной и су­ро­вой тетки Гла­фи­ры Пет­ров­ны, затем его с ма­те­рью за­би­ра­ет к себе дед Петр Ан­дре­евич, но вос­пи­ты­ва­ет без уча­стия Ма­ла­ньи, ко­то­рая толь­ко из­да­ли робко смот­ре­ла, как гу­ля­ет ее сынок по саду в гос­под­ской одеж­де. Неко­то­рое время об­ра­зо­ва­ние Лаврец­кий по­лу­чал под при­смот­ром Гла­фи­ры, при­чем об­ра­зо­ва­ние это за­клю­ча­лось в чте­нии житий, со­дер­жав­ших страш­ные и су­ро­вые ис­то­рии о том, как люди шли на му­че­ния и казнь, но не из­ме­ня­ли своим убеж­де­ни­ям. Это был очень важ­ный урок в жизни Лаврец­ко­го. Но когда вер­нул­ся отец, он начал учить его по самой но­вей­шей ме­то­ди­ке. Он будил его в 4 часа утра, об­ли­вал ле­дя­ной водой, за­став­лял де­лать упраж­не­ния. Вна­ча­ле бед­ный ре­бе­нок чуть не умер от вос­па­ле­ния лег­ких, но затем окреп и по­здо­ро­вел. Иван не от­пу­стил сына в уни­вер­си­тет, и тому до 23 лет при­ш­лось нян­чить­ся со своим несчаст­ным, ка­приз­ным и даже ослеп­шим под конец жизни отцом. Смерть отца стала сво­бо­дой для сына. И вот Федор, мо­ло­дой и об­ра­зо­ван­ный юноша, вы­хо­дит в жизнь. У него еще нет жиз­нен­но­го опыта, и по­это­му он ста­но­вит­ся лег­кой до­бы­чей ве­се­лой, кра­си­вой и наг­лой аван­тю­рист­ки. Его бук­валь­но женит на себе свет­ская ба­ры­ня Вар­ва­ра Пав­лов­на. Брак для Лаврец­ко­го зна­чит необы­чай­но много. Он, у ко­то­ро­го было оди­но­кое дет­ство, от­сут­ствие ма­те­ри, видит в су­пру­ге и по­дру­гу, и мать, и сест­ру. Она для него всё. А для Вар­ва­ры Пав­лов­ны он про­сто бо­га­тый муж, ко­то­ро­го она уво­зит в Париж, хотя Лаврец­кий хотел на­чать пре­об­ра­зо­ва­ния в де­ревне. В Па­ри­же Вар­ва­ра Пав­лов­на дерз­ко из­ме­ня­ет сво­е­му мужу. Она остав­ля­ет на вид­ном месте за­пис­ку по­зор­но­го со­дер­жа­ния, ко­то­рую об­на­ру­жи­ва­ет Лаврец­кий. Труд­но пред­ста­вить всю глу­би­ну разо­ча­ро­ва­ния Фе­до­ра: че­ло­век, ко­то­рый был для него всем, ста­но­вит­ся пре­да­те­лем. И он в рас­тер­зан­ном со­сто­я­нии ме­чет­ся по раз­ным стра­нам, не на­хо­дит себе при­ю­та, но все-та­ки при­ни­ма­ет ре­ше­ние: по­сколь­ку лич­ное сча­стье ему уже не све­тит (раз­во­дов в Рос­сии того вре­ме­ни не су­ще­ству­ет), он со­би­ра­ет­ся ехать в Рос­сию, чтобы «землю па­хать».

В Рос­сии Лаврец­кий по­па­да­ет в дво­рян­ское гнез­до: в пре­крас­ную, усе­ян­ную по­э­зи­ей усадь­бу его даль­них род­ствен­ни­ков Ка­ли­ти­ных. Там он встре­ча­ет де­вуш­ку, с ко­то­рой мог бы быть счаст­лив. Это 19-лет­няя Лиза Ка­ли­ти­на, умная, чест­ная и глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ная де­вуш­ка (рис. 7).

Лиза Ка­ли­ти­на (К.И. Ру­да­ков. Ил. к ро­ма­ну «Дво­рян­ское гнез­до»)

Рис. 7. Лиза Ка­ли­ти­на (К.И. Ру­да­ков. Ил. к ро­ма­ну «Дво­рян­ское гнез­до»)

Сча­стье между ними невоз­мож­но (Федор женат), но тут сле­ду­ет вне­зап­ный, даже аван­тюр­ный по­во­рот сю­же­та: при­хо­дит из­ве­стие о смер­ти Вар­ва­ры Пав­лов­ны. Лаврец­кий тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ет смерть жены, несмот­ря на то, что он не любил и пре­зи­рал её. Но вме­сте с тем герой ра­ду­ет­ся тому, что он те­перь сво­бо­ден и может свя­зать свою жизнь с со­вер­шен­но дру­гим че­ло­ве­ком, ко­то­рый не будет от­вле­кать его от за­ня­тий на земле. Ка­за­лось бы, что ге­ро­ям ни­че­го не угро­жа­ет, они сво­бод­ны и счаст­ли­вы, но их что-то от­во­дит от сча­стья. Их мучит пред­чув­ствие, они пе­чаль­ны и тре­вож­ны. Ра­зу­ме­ет­ся, это чув­ство их не под­ве­дет. В Рос­сию при­ез­жа­ет Вар­ва­ра Пав­лов­на, ко­то­рая не умер­ла и при­е­ха­ла за день­га­ми (рис. 8).

При­ми­ре­ние Лаврец­ко­го с женой (К.И. Ру­да­ков. Ил. к ро­ма­ну «Дво­рян­ское гнез­до»)

Рис. 8. При­ми­ре­ние Лаврец­ко­го с женой (К.И. Ру­да­ков. Ил. к ро­ма­ну «Дво­рян­ское гнез­до»)

Для ге­ро­ев это ка­та­стро­фа. Но для Тур­ге­не­ва важно, что ка­та­стро­фу эту герои пред­чув­ство­ва­ли. Таким об­ра­зом автор от­ве­ча­ет на во­прос о роли дво­рян­ства в эпоху ре­форм. Над дво­рян­ским со­сло­ви­ем тя­го­те­ет некое страш­ное ро­до­вое про­кля­тье. Как толь­ко Лаврец­кий на­чи­на­ет ду­мать о лич­ном сча­стье, ему вспо­ми­на­ет­ся его мать, тихая, крот­кая, вечно ви­но­ва­тая, за­би­тая, ис­пу­ган­ная Ма­ла­нья. Как толь­ко он на­чи­на­ет раз­ду­мы­вать над тем, по­че­му ему это сча­стье не уда­лось, он видит му­жи­ка, обо­рван­но­го, гряз­но­го, несчаст­но­го, у ко­то­ро­го умер сын. Т. е. тема на­ро­да на­чи­на­ет зву­чать имен­но тогда, когда герои на­чи­на­ют за­ду­мы­вать­ся над лич­ным сча­стьем. Лиза тоже не ве­ри­ла в воз­мож­ность сча­стья для себя. Она го­во­ри­ла Лаврец­ко­му о том, что знает, как все со­зда­ва­лось, и что те­перь это надо от­мо­лить.

 

4. Обобщение сказанного

Таким об­ра­зом, ро­до­вая вина – это вина перед на­ро­дом. Дво­рян­ство дей­стви­тель­но со­зда­ло уни­каль­ную куль­ту­ру, зо­ло­тую куль­ту­ру XVIII–XIX веков, но она со­зда­ва­лась за счет несчаст­но­го, из­ну­рен­но­го му­жи­ка, ко­то­ро­му от этой куль­ту­ры не до­ста­лось ни­че­го. Эта вина ко­пи­лась, умно­жа­лась из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, и дво­рян­ство, отяг­чен­ное этой страш­ной виной, долж­но уйти с ис­то­ри­че­ской сцены. Мно­гие спо­ри­ли с Тур­ге­не­вым, по­че­му судь­ба дво­рян­ства за­кон­че­на. Тол­стой при­во­дил при­мер того, что мно­гие дво­ряне го­то­вы были от­дать соб­ствен­ную землю кре­стья­нам и даже пи­са­ли пе­ти­цию им­пе­ра­то­ру. По­че­му же дво­рян­ство ис­чер­па­ло свои твор­че­ские воз­мож­но­сти? Тур­ге­нев счи­тал, что это дей­стви­тель­но так.

С раз­ду­мья­ми о Рос­сии свя­за­но и еще одно раз­ли­чие между ге­ро­я­ми пер­во­го и вто­ро­го тур­ге­нев­ских ро­ма­нов. Рудин был за­пад­ни­ком, а Лаврец­кий – сла­вя­но­фи­лом. Тур­ге­нев сам на­зы­вал себя за­пад­ни­ком, а сла­вя­но­филь­ство счи­тал лож­ным уче­ни­ем, но важ­ным для него было то, что его герой стоял на земле и был кров­ны­ми узами свя­зан с ней. Но даже такой сверх­по­ло­жи­тель­ный герой, как Лаврец­кий, из­ме­нить ни в своей судь­бе, ни судь­бе кре­стьян ни­че­го не мог. Оста­ет­ся толь­ко уди­вить­ся со­ци­аль­ной чут­ко­сти Тур­ге­не­ва. Он счи­тал, что дво­рян­ство за­пла­тит за эту ро­ко­вую вину лич­ной несчаст­ли­во­стью. И дей­стви­тель­но, остав­ших­ся 4 % стол­бо­во­го дво­рян­ства в Рос­сии через 60 лет ждет тра­ги­че­ская судь­ба.

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку об­ра­зов Дмит­рия Ру­ди­на и Фе­до­ра Лаврец­ко­го.

Опре­де­ли­те нов­ше­ства в ро­мане «Дво­рян­ское гнез­до» по срав­не­нию с преды­ду­щи­ми про­из­ве­де­ни­я­ми Тур­ге­не­ва.

* По­ду­май­те, в чем вы­ра­жа­ет­ся пси­хо­ло­гизм ро­ма­на. За­пи­ши­те обос­но­ван­ный и под­твер­жден­ный при­ме­ра­ми из ро­ма­на ответ.

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 23:29