И.С. Тургенев «Отцы и дети»

 Произведение и эпоха

Этот текст со­зда­вал­ся в 1860 годы, в эпоху стре­ми­тель­ных пре­об­ра­зо­ва­ний. Не слу­чай­но автор точно ука­зы­ва­ет на­ча­ло дей­ствия: Ба­за­ров и Кир­са­нов при­ез­жа­ют в Ма­рьи­но 20 мая 1859 года. Тур­ге­нев по­ка­зы­ва­ет, как чув­ству­ет себя дво­рян­ство в ре­ша­ю­щий пе­ри­од го­то­вя­щих­ся пе­ре­мен. В цен­тре вни­ма­ния – среда, в ко­то­рой про­ис­хо­дит со­ци­аль­ное и идео­ло­ги­че­ское раз­де­ле­ние на дво­рян-ли­бе­ра­лов и раз­но­чин­цев-де­мо­кра­тов.

 Сюжет и композиция

В усадь­бу отца при­ез­жа­ет мо­ло­дой дво­ря­нин Ар­ка­дий Кир­са­нов, по­го­стить с ним едет друг Ар­ка­дия – раз­но­чи­нец Ев­ге­ний Ба­за­ров. В усадь­бе между го­стем и хо­зя­е­ва­ми дома по­сто­ян­но за­вя­зы­ва­ют­ся споры об ис­кус­стве, устрой­стве об­ще­ства, про­грес­се, месте че­ло­ве­ка в мире. На­ме­ча­ет­ся кон­фликт между «ни­ги­ли­стом» Ба­за­ро­вым и дядей Ар­ка­дия Пав­лом Пет­ро­ви­чем, ари­сто­кра­том и сто­рон­ни­ком опре­де­лён­ных прин­ци­пов. Их кон­фликт впо­след­ствии при­ве­дёт к дуэли. Ар­ка­дий и Ев­ге­ний зна­ко­мят­ся с кра­са­ви­цей-вдо­вой Анной Один­цо­вой. Ев­ге­ний по­ни­ма­ет, что во­пре­ки своим взгля­дам на­чи­на­ет ис­пы­ты­вать под­лин­ную лю­бовь. Но чув­ства Ба­за­ро­ва ока­зы­ва­ют­ся нераз­де­лён­ны­ми, он пе­ре­жи­ва­ет же­сто­чай­ший внут­рен­ний кон­фликт и воз­вра­ща­ет­ся к ста­рым ро­ди­те­лям, где уми­ра­ет из-за соб­ствен­ной вра­чеб­ной ошиб­ки.

В ком­по­зи­ции ро­ма­на от­ме­тим сжа­тость дей­ствия во вре­ме­ни. От на­ча­ла дей­ствия ро­ма­на до смер­ти Ба­за­ро­ва про­хо­дит два ме­ся­ца. Но по­дроб­но опи­са­ны лишь неко­то­рые дни, на­сы­щен­ные со­бы­ти­я­ми. Роман чётко де­лит­ся на три части, ко­то­рые со­от­но­сят­ся с про­стран­ствен­ным пе­ре­дви­же­ни­ем ге­ро­ев. Спер­ва в Ма­рьине, усадь­бе Кир­са­но­вых, про­ис­хо­дит зна­ком­ство бу­ду­щих идео­ло­ги­че­ских про­тив­ни­ков. Затем на­чи­на­ет­ся вто­рая часть — про­вер­ка ге­ро­ев и их идей жиз­нью. Ар­ка­дий и Ба­за­ров от­прав­ля­ют­ся в город, где зна­ко­мят­ся с Один­цо­вой, и вско­ре на­ве­ща­ют ее в Ни­коль­ском. От­ту­да они при­ез­жа­ют в де­рев­ню Ба­за­ро­ва. Мы видим Ба­за­ро­ва в кругу семьи и можем оце­нить его жиз­нен­ные пер­спек­ти­вы после уни­вер­си­те­та. С отъ­ез­дом Ба­за­ро­ва от ро­ди­те­лей на­чи­на­ет­ся за­клю­чи­тель­ная смыс­ло­вая часть: Ба­за­ров от­да­ля­ет­ся от Ар­ка­дия и под­во­дит черту в от­но­ше­ни­ях с Пав­лом Пет­ро­ви­чем, затем по вто­ро­му кругу от­прав­ля­ет­ся в Ни­коль­ское, чтобы рас­про­щать­ся с Один­цо­вой, и воз­вра­ща­ет­ся к ро­ди­те­лям, где рас­ста­ёт­ся с жиз­нью во­об­ще. Трёх­част­ная струк­ту­ра под­дер­жи­ва­ет­ся вве­де­ни­ем в роман трёх уса­деб. Это Ма­рьи­но, Ни­коль­ское и безы­мян­ное име­ние ро­ди­те­лей Ба­за­ро­ва.

 

Персонажи

Пер­со­на­жи де­лят­ся не столь­ко на «отцов» и «детей», сколь­ко по прин­ци­пу, сфор­му­ли­ро­ван­но­му одной из ге­ро­инь: «хищ­ные» и «руч­ные».

К «руч­ным» от­но­сят­ся Ни­ко­лай Пет­ро­вич Кир­са­нов – отец Ар­ка­дия, вдо­вец, доб­рый и чут­кий че­ло­век, це­ни­тель при­ро­ды и ис­кус­ства; Фе­неч­ка – мо­ло­дая воз­люб­лен­ная Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча, про­стая и милая жен­щи­на, пре­крас­ная мать ма­лень­ко­го сына; Ар­ка­дий Кир­са­нов – мо­ло­дой дво­ря­нин, ко­то­рый по­сте­пен­но от­ка­зы­ва­ет­ся от ни­ги­лиз­ма и ста­но­вит­ся самим собой, и Катя – сест­ра Один­цо­вой, воз­люб­лен­ная, а в бу­ду­щем жена Ар­ка­дия, юная де­вуш­ка, стре­мя­ща­я­ся «пой­мать жиз­нен­ную волну». Она ока­зы­ва­ет­ся неожи­дан­но силь­ной на­ту­рой, ко­то­рая осво­бож­да­ет Ар­ка­дия от чуж­дых ему пред­став­ле­ний.

К «хищ­ным» от­но­сит­ся глав­ный герой Ев­ге­ний Ба­за­ров. Мо­ло­дой врач и есте­ство­ис­пы­та­тель утвер­жда­ет, что пер­вич­на ма­те­рия, а все дви­же­ния души – лишь вы­мы­сел.  Но нераз­де­лён­ная лю­бовь про­ти­во­ре­чит его идеям. В итоге Ба­за­ров пе­ре­жи­ва­ет нераз­ре­ши­мый кон­фликт: он не может ни от­ка­зать­ся от своей тео­рии, ни за­быть о сжи­га­ю­щем его чув­стве.

 Среди «хищ­ни­ков» и Павел Пет­ро­вич Кир­са­нов – «со­ста­рив­ший­ся Пе­чо­рин»: гор­дый, хо­лод­ный че­ло­век, пе­ре­жив­ший ко­гда-то ро­ко­вую лю­бовь, ко­то­рая раз­ру­ши­ла его душу.

Осо­бое место за­ни­ма­ет Анна Один­цова, она слиш­ком силь­на и неза­ви­си­ма для «руч­ных», но обе­ре­гая себя от стра­стей и ра­ди­каль­ных пе­ре­мен,  не при­бли­жа­ет­ся к «хищ­ным».

 Жанр и проблематика

Чтобы опре­де­лить жанр, да­вай­те об­ра­тим­ся к про­бле­мам, за­тро­ну­тым в тек­сте.

Пути раз­ви­тия Рос­сии.Как дво­рян­ство может про­во­дить пре­об­ра­зо­ва­ния в стране? На­при­мер, Ни­ко­лай Кир­са­нов несет от­вет­ствен­ность за име­ние и своих кре­стьян, за­ни­ма­ет­ся хо­зяй­ством, по­сто­ян­но об­ща­ясь с про­стым на­ро­дом. Но дело у него не идет, что по­ка­зы­ва­ет несо­сто­я­тель­ность дво­рян­ства в новых усло­ви­ях. Павел Кир­са­нов, устро­ив­ший свою жизнь «на ан­глий­ский вкус», аб­стра­ги­ру­ет­ся от рус­ской дей­стви­тель­но­сти, не ка­са­ет­ся хо­зяй­ствен­ных про­блем и, го­во­ря с кре­стья­на­ми, «мор­щит­ся и ню­ха­ет оде­ко­лон». Но не лучше об­сто­ят дела у раз­но­чин­цев. Ба­за­ров хва­лит­ся, что умеет раз­го­ва­ри­вать с му­жи­ка­ми и не по­до­зре­ва­ет, что в гла­зах кре­стьян он «был все-та­ки чем-то вроде шута го­ро­хо­во­го».

Ста­рое и новое. Пер­со­на­жи всех со­сло­вий хотят ка­зать­ся «про­грес­сив­ны­ми», «пе­ре­до­вы­ми» лю­дь­ми. Объ­яв­ля­ют себя ни­ги­ли­ста­ми дво­ря­нин Ар­ка­дий Кир­са­нов и раз­но­чи­нец Сит­ни­ков. Рев­ност­но сле­дят за но­вы­ми ве­я­ни­я­ми и Ни­ко­лай Пет­ро­вич Кир­са­нов, и тай­ный со­вет­ник Ко­ля­зин, и ко­мич­ный лакей Петр. Од­на­ко по-на­сто­я­ще­му новый дух мы ощу­ща­ем толь­ко в Ба­за­ро­ве, у осталь­ных стрем­ле­ние ка­зать­ся «пе­ре­до­вы­ми» оста­ет­ся внеш­ним или вре­мен­ным. Дру­гая груп­па  –  ис­тин­ные ари­сто­кра­ты по об­ра­зу жизни и пси­хо­ло­гии (Павел Пет­ро­вич и Анна Один­цо­ва)  –  оста­ют­ся сто­рон­ни­ка­ми преж­них прин­ци­пов.

Од­на­ко ка­те­го­рии «ста­рое и новое» су­ще­ству­ют не толь­ко в плане по­ли­ти­че­ском и со­ци­аль­ном, но и в плане пси­хо­ло­ги­че­ском, фи­ло­соф­ском. Дис­кус­сии между Ба­за­ро­вым и Пав­лом Пет­ро­ви­чем по­свя­ще­ны веч­ным темам: воз­мож­ность про­грес­са, наука, ис­кус­ство, вера, при­ро­да, сущ­ность че­ло­ве­ка, лю­бовь.

Эти темы – раз­ные сто­ро­ны глу­бин­но­го во­про­са, ле­жа­ще­го в ос­но­ве ми­ро­воз­зре­ния че­ло­ве­ка: что пер­вич­но – дух или ма­те­рия? Имен­но этот во­прос яв­ля­ет­ся в про­из­ве­де­нии глав­ным. И имен­но с этими гло­баль­ны­ми про­бле­ма­ми столк­нут­ся в жизни герои ро­ма­на.

Таким об­ра­зом, роман вклю­ча­ет в себя как во­про­сы со­ци­аль­но-ис­то­ри­че­ские, так и об­ще­че­ло­ве­че­ские. Перед нами со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский роман.

 Художественные приёмы

Одним из важ­ней­ших средств для со­зда­ния внут­рен­не­го мира героя и для со­по­став­ле­ния пер­со­на­жей между собой, яв­ля­ет­ся ан­ти­те­за. Про­ти­во­по­став­ле­ны со­ци­аль­ные груп­пы: дво­ряне и раз­но­чин­цы, ли­бе­ра­лы и ни­ги­ли­сты, ари­сто­кра­тия и народ. Для изоб­ра­же­ния ге­ро­ев ис­поль­у­зет­ся пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет. Важна и ре­че­вая ха­рак­те­ри­сти­ка (на­при­мер, изыс­кан­но-ма­нер­ная речь Павла Пет­ро­ви­ча). Не за­бы­ва­ет Тур­ге­нев о ко­ми­че­ских сред­ствах (это па­ро­дий­ная сцена дуэли). Ком­по­зи­ци­он­но свя­зать раз­ные вре­мен­ные и про­стран­ствен­ные планы, со­еди­нить сю­жет­ные линии, по­мо­га­ют лейт­мо­ти­вы: об­ра­ти­те вни­ма­ние на опи­са­ния при­ро­ды (лес, осина, лопух), на мотив за­гад­ки.

Последнее изменение: Четверг, 22 Июнь 2017, 23:19