"Рудин": проблема положительного героя-деятеля

 1. Вступление к анализу романа

В се­ре­дине 50-х Тур­ге­нев (рис. 1) –

И.С. Тур­ге­нев

Рис. 1. И.С. Тур­ге­нев

уже из­вест­ный пи­са­тель, хотя на­чи­нал он как поэт, но вско­ре понял, что это путь эпи­гон­ский. Он по­дру­жил­ся с Бе­лин­ским (рис. 2),

В.Г. Бе­лин­ский

Рис. 2. В.Г. Бе­лин­ский

Некра­со­вым (рис. 3),

Н.А. Некра­сов

Рис. 3. Н.А. Некра­сов

вошел в кру­жок на­ту­раль­ной школы и на­пи­сал фи­зио­ло­ги­че­ский очерк в сти­хах «По­ме­щик», а затем пе­ре­шел к прозе. К этому вре­ме­ни им уже на­пи­са­ны рас­ска­зы «Ан­дрей Ко­ло­сов», «Бре­тёр», «Днев­ник лиш­не­го че­ло­ве­ка». Имен­но Тур­ге­не­ву при­над­ле­жит тер­мин «лиш­ний че­ло­век». Были на­пи­са­ны рас­ска­зы «За­пис­ки охот­ни­ка», в ко­то­рых Тур­ге­нев страст­но вы­сту­па­ет про­тив кре­пост­но­го права. По­че­му же Тур­ге­нев об­ра­тил­ся к этому но­во­му для себя жанру? Обыч­но, роман как жанр по­яв­ля­ет­ся в кри­зис­ной, пе­ре­лом­ной эпохе, когда важна не толь­ко и не столь­ко един­ствен­ная че­ло­ве­че­ская судь­ба, но когда важна судь­ба самой эпохи, стра­ны, когда важно опре­де­лить, куда же дви­жет­ся сама ис­то­рия. Се­ре­ди­на 50-х годов – кри­зис­ное время для Рос­сии: Рос­сия ока­за­лась втя­ну­та в Крым­скую войну, ко­то­рую она про­иг­ра­ла самым по­зор­ным об­ра­зом (рис. 4).

Два­дца­тый пе­хот­ный полк в сра­же­нии при Ин­кер­мане (Д. Ро­уландс)

Рис. 4. Два­дца­тый пе­хот­ный полк в сра­же­нии при Ин­кер­мане (Д. Ро­уландс)

Мы ли­ши­лись Се­ва­сто­по­ля, Чер­но­мор­ско­го флота. В ка­кой-то мо­мент под ду­ла­ми вра­же­ских ору­дий ока­зал­ся сам Пе­тер­бург. Таким об­ра­зом за­кан­чи­ва­лось трид­ца­ти­лет­нее цар­ство­ва­ние Ни­ко­лая І (рис. 5).

Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай І

Рис. 5. Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай І

Те­перь стало всем оче­вид­но: стране необ­хо­ди­мы ре­фор­мы. Но кто будет про­во­дить эти ре­фор­мы? Тур­ге­нев, как за­ме­ча­ют кри­ти­ки, все­гда от­ли­чал­ся необы­чай­ной чут­ко­стью к со­ци­аль­ным во­про­сам. Он часто ста­вил перед об­ще­ством такие во­про­сы, ко­то­рые оно толь­ко на­чи­на­ло осо­зна­вать. И в пер­вом же ро­мане, «Рудин», он ста­вит во­прос: от­ку­да при­дут ре­фор­ма­то­ры? От­ку­да взять чест­ных, му­же­ствен­ных, об­ра­зо­ван­ных, ре­ши­тель­ных ге­ро­ев-ре­фор­ма­то­ров? Ведь в Рос­сии на про­тя­же­нии мно­гих де­ся­ти­ле­тий от­сут­ство­ва­ла не толь­ко по­ли­ти­че­ская, но и об­ще­ствен­ная жизнь: жур­на­лы под­вер­га­лись бес­по­щад­ной цен­зу­ре. И вот Тур­ге­не­ву при­хо­дит в го­ло­ву идея свое­об­раз­но­го экс­пе­ри­мен­та: ге­ро­ем эпохи, может быть, ока­жет­ся лиш­ний че­ло­век, ко­то­рый нам из­ве­стен по ли­те­ра­ту­ре преды­ду­щей эпохи, такой, как Оне­гин (рис. 6),

Образ Ев­ге­ния Оне­ги­на (Л. Ти­мо­шен­ко. Ил. к ро­ма­ну «Ев­ге­ний Оне­гин»)

Рис. 6. Образ Ев­ге­ния Оне­ги­на (Л. Ти­мо­шен­ко. Ил. к ро­ма­ну «Ев­ге­ний Оне­гин»)

как Пе­чо­рин (рис. 7)

Пе­чо­рин (П. Бо­клев­ский. Ил. к ро­ма­ну «Герой на­ше­го вре­ме­ни»).

Рис. 7. Пе­чо­рин (П. Бо­клев­ский. Ил. к ро­ма­ну «Герой на­ше­го вре­ме­ни»).

как герой ро­ма­на Гер­це­на «Кто ви­но­ват?» Вла­ди­мир Бель­тов (рис. 8)

Бель­тов и Лю­бовь Алек­сан­дров­на (Ил. к ро­ма­ну «Кто ви­но­ват?»)

Рис. 8. Бель­тов и Лю­бовь Алек­сан­дров­на (Ил. к ро­ма­ну «Кто ви­но­ват?»)

«Лиш­ний че­ло­век» – это ин­тел­ли­гент, ин­тел­лек­ту­ал, дво­ря­нин, об­ра­зо­ван­ный, умный, чест­ный че­ло­век, ко­то­рый остро ощу­ща­ет все неспра­вед­ли­во­сти жизни. Это и есть по­ло­жи­тель­ный ге­рой-де­я­тель.

 2. Анализ первых двух глав романа

Как видим, сам роман на­зван по имени глав­но­го героя, но лю­бо­пыт­на ком­по­зи­ция тур­ге­нев­ско­го ро­ма­на: в пер­вых двух гла­вах мы глав­но­го героя не уви­дим. Пер­вая глава по­свя­ще­на рос­сий­ской де­ревне. Мо­ло­дая жен­щи­на, в белом ки­сей­ном пла­тье, с кру­жев­ным зон­ти­ком, оча­ро­ва­тель­ная Са­шень­ка Ли­пи­на идет в де­рев­ню, чтобы ока­зать по­мощь кре­стья­нам. Де­рев­ня как будто вы­мер­ла. С одной сто­ро­ны, это по­нят­но: лето – самая пора сель­ской стра­ды. Но впе­чат­ле­ние без­от­рад­ное: по­лу­раз­ва­лив­ши­е­ся избы, ти­ши­на. Са­шень­ка за­хо­дит в избу и видит там несчаст­ную уми­ра­ю­щую ста­ру­ху, ко­то­рой по­мочь уже ничем нель­зя. И если в де­рев­ню она шла в ра­дост­ном и свет­лом на­стро­е­нии, то, когда воз­вра­ща­ет­ся, груст­не­ет и мрач­не­ет. Чи­та­тель дол­жен по­нять: рус­ская де­рев­ня до­ве­де­на до край­но­сти. Еще один важ­ный мо­мент ро­ма­на: про­из­ве­де­ние будет об ин­тел­ли­ген­ции, а стра­на – кре­стьян­ская. Огром­ная, несчаст­ная, кре­стьян­ская стра­на. Можно ли в ней во­об­ще что-ни­будь сде­лать?

Даль­ше Тур­ге­нев на­чи­на­ет по­ка­зы­вать среду, в ко­то­рой пред­сто­ит дей­ство­вать глав­но­му герою. В конце пер­вой главы и всю вто­рую главу мы рас­смат­ри­ва­ем тех пер­со­на­жей, ко­то­рые со­став­ля­ют эту среду.

На­брос­ки порт­ре­тов Пан­да­лев­ско­го и Ба­си­сто­ва с вы­пис­ка­ми их ха­рак­те­ри­сти­ки из ро­ма­на «Рудин»

Рис. 9. На­брос­ки порт­ре­тов Пан­да­лев­ско­го и Ба­си­сто­ва с вы­пис­ка­ми их ха­рак­те­ри­сти­ки из ро­ма­на «Рудин»

Пре­жде всего, мы видим неко­го Пан­да­лев­ско­го, ко­то­рый то ли шпион, то ли до­маш­ний кон­фи­дент в име­нии бо­га­той пе­тер­бург­ской и мос­ков­ской ба­ры­ни Дарьи Ми­хай­лов­ны Ла­сун­ской. Она счи­та­ет себя де­мо­крат­кой, ко­то­рая хочет жить в де­ревне по-преж­не­му ин­тел­лек­ту­аль­ной жиз­нью, по­это­му устра­и­ва­ет у себя что-то вроде свет­ско­го са­ло­на. Пан­да­лев­ский – один из по­сто­ян­ных по­се­ти­те­лей этого са­ло­на.

Затем мы видим Ба­си­сто­ва. Кста­ти, это пер­вый в рус­ской ли­те­ра­ту­ре по­дроб­ный порт­рет раз­но­чин­ца. Это до­маш­ний учи­тель млад­ших детей Ла­сун­ской. У него круп­ный нос, круп­ные губы, ма­лень­кие глаза, внеш­ность и ма­не­ры от­нюдь не дво­рян­ские. При этом он че­ло­век умный, чест­ный, глу­бо­ко по­ря­доч­ный. Пока он еще не опре­де­лил­ся, ему толь­ко 22 года, он окон­чил курсы в уни­вер­си­те­те и слу­жит до­маш­ним учи­те­лем, хотя по­нят­но, что ему хо­те­лось бы жить со­вер­шен­но дру­гой, более осмыс­лен­ной жиз­нью.

Даль­ше мы видим, как по­сте­пен­но в са­лоне со­би­ра­ют­ся гости. Еще один при­ме­ча­тель­ный пер­со­наж – Пи­га­сов, некий Ме­фи­сто­фель сель­ско­го раз­ли­ва. Бед­ный, озлоб­лен­ный, но до­ста­точ­но умный дво­ря­нин, ко­то­рый по­сто­ян­но шутит. Его шутки то ост­рые, то ту­по­ва­тые, но глав­ным объ­ек­том этих шуток яв­ля­ют­ся жен­щи­ны.

Кроме того в салон Дарьи Ми­хай­лов­ны по­сто­ян­но при­хо­дит Во­лын­цев. Че­ло­век умный, чест­ный, се­рьез­ный, может быть, немо­го неда­ле­кий. Он брат Са­шень­ки Ли­пи­ной. Ходит он к Дарье Ми­хай­ловне по­то­му, что влюб­лен в ее стар­шую дочь На­та­лью.

На­ко­нец, мы видим На­та­лью Ла­сун­скую и по­ни­ма­ем, что это одна из глав­ных ге­ро­инь ро­ма­на. В ней есть что-то на­сто­я­щее, чи­стое, чест­ное, се­рьез­ное. Мы видим, что че­ло­век этот не со­всем обык­но­вен­ный. Ей 17 лет. Обыч­но, дво­рян­ские ба­рыш­ни в этом воз­расте уже за­кан­чи­ва­ли об­ра­зо­ва­ние и на­чи­на­ли вы­ез­жать в свет, а На­та­лья чи­та­ет се­рьез­ные книги, на­при­мер, ис­то­рию кре­сто­вых по­хо­дов. Но де­вуш­ка не удо­вле­тво­ре­на своей жиз­нью, она хочет че­го-то боль­ше­го.

 3. Анализ образа Рудина

Таким об­ра­зом, автор по­да­ет экс­по­зи­цию ро­ма­на. И толь­ко после двух глав опи­са­ния дру­гих пер­со­на­жей Тур­ге­нев по­ка­зы­ва­ет глав­но­го героя, осо­бен­ным об­ра­зом вы­де­лив его по­яв­ле­ние: вхо­дит швей­цар и объ­яв­ля­ет: «Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич Рудин». Тур­ге­нев сразу же дает порт­рет героя, при­чем пси­хо­ло­ги­че­ский. Это вто­рой пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, пер­вый мы най­дем в ро­мане Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го вре­ме­ни», где тща­тель­но опи­сан Пе­чо­рин. Вслед за чер­та­ми об­ли­ка идет пси­хо­ло­ги­че­ский ком­мен­та­рий, вывод из ко­то­ро­го чи­та­тель дол­жен сде­лать сам. Рудин высок ро­стом, ши­ро­ко­плеч, у него гу­стая ше­ве­лю­ра, смуг­лый цвет лица, у него руки ве­ли­ки и крас­ны, хотя пре­крас­ные тем­но-си­ние глаза бле­стят ка­ким-то жид­ким блес­ком, его одеж­да немно­го узка ему. Из этого можно сде­лать вывод, что об­ли­ку Ру­ди­на не хва­та­ет гар­мо­нич­но­сти. Рудин сразу же на­чи­на­ет го­во­рить, и го­во­рит он пре­крас­но, вдох­но­вен­но (рис. 10).

Рудин у Ла­сун­ских (В.А. Свеш­ни­ков. Ил. к ро­ма­ну «Рудин»)

Рис. 10. Рудин у Ла­сун­ских (В.А. Свеш­ни­ков. Ил. к ро­ма­ну «Рудин»)

Далее Тур­ге­нев по­дроб­но рас­ска­зы­ва­ет, какое впе­чат­ле­ние про­из­ве­ли речи Ру­ди­на на окру­жа­ю­щих. Дарья Ми­хай­лов­на в вос­тор­ге и безум­но рада по­яв­ле­нию такой жар-пти­цы. Пан­да­лев­ский недо­во­лен, по­сколь­ку его место хочет за­нять дру­гой. В вос­тор­ге и Ба­си­стов, он не спит всю ночь, пишет другу вдох­но­вен­ное пись­мо, он на­ко­нец-то понял, как сле­ду­ет жить. Не спит и На­та­лья, по­то­му что влюб­ле­на. Но ин­те­рес­но то, что мы не видим, что имен­но го­во­рит Рудин, и это не слу­чай­но. Тур­ге­нев не мог впря­мую на­пи­сать речь сво­е­го героя. Во-пер­вых, еще су­ще­ство­ва­ла цен­зу­ра, а во-вто­рых, ему и не нужно пи­сать эти речи, до­ста­точ­но несколь­ко слов, бро­шен­ных вскользь. Ко­неч­но же, Рудин го­во­рил о неких общих за­ко­нах, ко­то­ры­ми долж­на сле­до­вать жизнь, о про­грес­сах, об ис­то­рии и проч. В об­ли­ке Ру­ди­на есть еще одна важ­ная для оцен­ки героя черта: тон­ко­ва­тый голос. С одной сто­ро­ны, эта черта по­ка­зы­ва­ет дис­гар­мо­нич­ность об­ли­ка Ру­ди­на. С дру­гой сто­ро­ны, Тур­ге­нев по­да­рил герою черты соб­ствен­но­го об­ли­ка: рост Тур­ге­не­ва был 1 м 92 см, а голос при этом несколь­ко вы­со­ко­ват, над чем часто по­сме­и­ва­лись дру­зья. Делая героя близ­ким к себе внешне, Тур­ге­нев на­ме­ка­ет на некую внут­рен­нюю бли­зость.

Кто же такой Рудин? Он не про­сто бол­тун-го­во­рун, это ора­тор, мыс­ли­тель, фи­ло­соф, он вы­хо­дец из фи­ло­соф­ских круж­ков, че­ло­век се­рьез­ный, глу­бо­ко об­ра­зо­ван­ный, че­ло­век слова. Но спо­со­бен ли он на ка­кие-то дей­ствия? Все, что про­ис­хо­дит в тре­тьей главе, дает нам ясное пред­став­ле­ние о том, что слу­чит­ся даль­ше. Ра­зу­ме­ет­ся, На­та­лья от­ча­ян­но и без­огляд­но влю­бит­ся в Ру­ди­на идео­ло­ги­че­ской лю­бо­вью, т. е. не в са­мо­го Ру­ди­на, а в его слова. Ко­неч­но, Ру­ди­ну льстит это чув­ство мо­ло­дой, чи­стой, неопыт­ной де­вуш­ки, но он сам не от­да­ет себе отчет в том, дей­стви­тель­но ли он влюб­лен и нужна ли ему эта лю­бовь. В ка­кой-то мо­мент он вы­зы­ва­ет На­та­лью на от­кро­вен­ный раз­го­вор, и она объ­яс­ня­ет­ся ему в любви сама (рис. 11).

На­та­лья и Рудин (В.А. Свеш­ни­ков. Ил. к ро­ма­ну «Рудин»)

Рис. 11. На­та­лья и Рудин (В.А. Свеш­ни­ков. Ил. к ро­ма­ну «Рудин»)

Рудин счаст­лив, но его снова на­кры­ва­ет ре­флек­сия, он вновь раз­мыш­ля­ет над тем, дей­стви­тель­но ли он счаст­лив, то ли это, что ему нужно и т. д. Таким об­ра­зом, мы видим, что в самый от­вет­ствен­ный мо­мент жизни герой не спо­со­бен ни на какие есте­ствен­ные по­ступ­ки, он дол­жен все об­ду­мать, а в этом ко­ре­нит­ся некая опас­ность.

Раз­го­вор Ру­ди­на и На­та­льи под­слу­ши­ва­ет до­маш­ний шпион Пан­да­лев­ский, и, таким об­ра­зом, раз­ра­жа­ет­ся гран­ди­оз­ный скан­дал. Дарья Ми­хай­лов­на го­во­рит, что ско­рее умрет, чем вы­даст замуж дочь за Ру­ди­на, а На­та­лья от­ве­ча­ет, что сама ско­рее умрет, если вый­дет за ко­го-ни­будь дру­го­го. На по­след­ней встре­че На­та­льи и Ру­ди­на де­вуш­ка озву­чи­ва­ет все чув­ства и мысли, и мы видим, что ради любви она го­то­ва на мно­гое. Но Рудин со­мне­ва­ет­ся и пред­ла­га­ет по­ко­рить­ся. На­та­лья разо­ча­ро­ва­на таким рас­хож­де­ни­ем слов и дел, и герои рас­ста­ют­ся.

 4. Анализ трёх эпилогов романа

Итак, Тур­ге­нев по­ста­вил экс­пе­ри­мент: спо­со­бен ли на се­рьез­ные дей­ствия, спо­со­бен ли стать ге­ро­ем де­я­тель, при­шед­ший из среды фи­ло­соф­ских круж­ков 30-х гг. Но экс­пе­ри­мент дал от­ри­ца­тель­ный ре­зуль­тат. Рудин спо­со­бен толь­ко кра­си­во го­во­рить, дей­ство­вать он не спо­со­бен во­об­ще.

Даль­ше роман при­об­ре­та­ет несколь­ко дру­гой обо­рот: про­хо­дит два года, и неко­то­рые из ге­ро­ев ро­ма­на со­би­ра­ют­ся вме­сте. Они вспо­ми­на­ют Ру­ди­на, и Ба­си­стов иро­ни­зи­ру­ет: «Рудин – ге­ни­аль­ная на­ту­ра!» Ему воз­ра­жа­ет Леж­нев: «Ге­ни­аль­ность в нем, по­жа­луй, есть, а на­ту­ра... В том-то вся его беда, что на­ту­ры-то, соб­ствен­но, в нем нет...»

Но в тоже время героя оправ­ды­ва­ют. Леж­нев – пер­со­наж, ко­то­рый ко­гда-то учил­ся вме­сте с Ру­ди­ным, ко­то­рый осуж­дал его за ак­тер­ство, по­зер­ство, неуме­рен­ные ам­би­ции, за то, что он живет недо­ста­точ­но мо­раль­но чисто: любит жить за чужой счет и не бес­по­ко­ит­ся об этом. Те­перь вдруг этот Леж­нев го­во­рит, что ру­ди­ны нужны, по­то­му что такие не дают об­ще­ству за­снуть. В усло­ви­ях, когда в об­ще­стве ни­че­го нель­зя сде­лать, пусть хотя бы зву­чат ра­зум­ные и чест­ные речи.

Итак, это пер­вый эпи­лог. Затем сле­ду­ет эпи­лог вто­рой. Позд­ний вечер, осень, су­ро­вый хо­лод­ный ветер, и по­ста­рев­ший Леж­нев встре­ча­ет Ру­ди­на на по­сто­я­лом дворе. Рудин вы­гля­дит почти нищим и сты­дит­ся по­дой­ти к Леж­не­ву. Но Леж­нев рад встре­че, и тогда рас­тро­ган­ный Рудин рас­ска­зы­ва­ет о том, что с ним про­изо­шло за по­след­ние пять лет. Рудин пы­тал­ся дей­ство­вать, но ему это не уда­лось три­жды.

Пер­вая по­пыт­ка была свя­за­на с тем, что на­шел­ся некий ме­це­нат, вла­де­лец сель­ских уго­дий и кре­пост­ных кре­стьян и лю­би­тель науки, ко­то­рый при­гла­сил Ру­ди­на к себе для про­ве­де­ния пре­об­ра­зо­ва­ний, необ­хо­ди­мых для сель­ской жизни. Но про­жил Рудин здесь недол­го. До­ста­точ­но было одной оскор­би­тель­ной сцены, чтобы Рудин бро­сил это хлеб­ное место.

Вто­рая по­пыт­ка дей­ство­вать – это по­пыт­ка устро­ить биз­нес. Но по­нят­но, что оди­но­ко­му и по­ря­доч­но­му Ру­ди­ну это не уда­ет­ся. Его об­ма­ны­ва­ют под­ряд­чи­ки, и на этом он те­ря­ет остат­ки сво­е­го ка­пи­та­ла.

По­след­нее его при­клю­че­ние по­ка­зы­ва­ет героя немно­го с дру­гой сто­ро­ны. Он устра­и­ва­ет­ся учи­те­лем в гим­на­зию, дети в вос­тор­ге от его лек­ций, но воз­ни­ка­ет стена, ко­то­рая обыч­но воз­ни­ка­ет перед теми, кто пы­та­ет­ся дей­ство­вать все­рьез. Сна­ча­ла ему предъ­яв­ля­ют пре­тен­зии его кол­ле­ги, ко­то­рым ка­жет­ся, что лек­ции Ру­ди­на слиш­ком яркие и опас­ные, затем про­ис­хо­дит скан­дал с на­чаль­ством гим­на­зии, и, на­ко­нец, тя­же­лое объ­яс­не­ние в по­ли­ции. И вот Рудин со­слан под над­зор по­ли­ции в свою де­рев­ню, ко­то­рой ско­рее всего, нет.

Леж­нев го­во­рит Ру­ди­ну, что с его та­лан­том он мог бы жить без­бед­но и бес­пе­чаль­но, но он пред­по­чел чест­ную и су­ро­вую бед­ность, а это знак вы­со­кой души. Леж­нев го­во­рит Ру­ди­ну и о том, что тот все­гда может найти при­бе­жи­ще по­мощь и за­щи­ту у него в име­нии. Дру­зья рас­ста­ют­ся, и следы Ру­ди­на те­ря­ют­ся.

Тре­тий эпи­лог го­во­рит о том, что про­изо­шло еще через несколь­ко лет. Это 1848 год, Фран­ция, бар­ри­ка­ды, боль­шин­ство за­щит­ни­ков по­след­ней бар­ри­ка­ды уже бе­жа­ло, пра­ви­тель­ствен­ные вой­ска го­то­вят­ся к по­след­не­му штур­му (рис. 12).

Ре­во­лю­ция 1848 г. (Аль­фонс де Ла­мар­тин)

Рис. 12. Ре­во­лю­ция 1848 г. (Аль­фонс де Ла­мар­тин)

И в этот мо­мент на вер­ши­ну бар­ри­ка­ды под­ни­ма­ет­ся тощая, несклад­ная фи­гу­ра. Че­ло­век одной рукой раз­ма­хи­ва­ет зна­ме­нем, а дру­гой рукой дер­жит ста­рую, за­ту­пив­шу­ю­ся саблю. Раз­да­ет­ся вы­стрел, че­ло­век па­да­ет. Этим че­ло­ве­ком был Дмит­рий Рудин. Ко­гда-то Рудин при­зна­вал­ся На­та­лье, что, может быть, по­гиб­нет за то, во что тол­ком не верит. Тем не менее, он по­ги­ба­ет ге­ро­и­че­ски. Герой не толь­ко оправ­дан, но и воз­ве­ли­чен.

И вот мы видим, что герой, пред­ста­ви­тель дво­рян­ской ин­тел­ли­ген­ции, не спо­со­бен воз­гла­вить ре­фор­мы в Рос­сии. За де­ся­ти­ле­тия бес­плод­ной и глу­хой борь­бы такие герои при­вык­ли толь­ко го­во­рить – дей­ство­вать им не да­ва­ли. В то же время эти люди важны для опре­де­лен­но­го этапа раз­ви­тия стра­ны: они не да­ва­ли стране за­снуть. Таким об­ра­зом, экс­пе­ри­мент дает ре­зуль­тат от­ри­ца­тель­ный, но очень важ­ный для по­ни­ма­ния об­ще­ствен­ной об­ста­нов­ки в Рос­сии.

Вопросы к конспектам

Про­ана­ли­зи­руй­те роман «Рудин», опре­де­ли­те нов­ше­ства Тур­ге­не­ва.

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку об­ра­зов Ру­ди­на, Оне­ги­на, Пе­чо­ри­на, Бель­то­ва. Со­по­ставь­те сход­ные и раз­лич­ные черты.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-раз­мыш­ле­ние на тему: «Ру­ди­ны в со­вре­мен­ном мире».

Последнее изменение: Четверг, 14 Сентябрь 2017, 13:42