Предания как исторический жанр русской прозы
Классификация преданий
Предания – это рассказ, который передается устно от поколения к поколению.
«Преданья старины глубокой» – так пишет А.С. Пушкин о событиях, которые лежат в основе его поэмы «Руслан и Людмила».
Исследователи фольклора спорят о классификации этого жанра. В.К. Соколова в роботе «Русские исторические предания» выделяет 6 циклов (рис. 1).
Рис. 1. Классификация преданий В.К. Соколовой
Н.А. Криничная выделяет 8 сюжетных тематических групп (рис. 2).
Рис. 2. Классификация Н.А. Криничной
О чем рассказывают предания
Популярность преданий можно объяснить тем, что грамотность и книги были мало кому доступны, а знать свое место в жизни и разбираться в событиях хотелось каждому. До XIX века предания заменяли литературу, трактуя события прошлого и настоящего времени. Предания рассказывают нам о событиях, про которые нельзя прочитать в книгах, но чаще всего приукрашенных. Например, народ считал, что в прежние времена жили великаны (рис. 3), поэтому на местах сражений находятся большие кости.
Рис. 3. Скелет великана
Народные герои наделяются волшебными качествами, например, Ермак считался неуязвимым, Степан Разин был колдуном. В центре событий в преданиях находится яркая историческая личность – царь, князь, генерал, атаман, разбойник. Из них можно узнать о великих исторических событиях: о взятии Иваном Грозным Казани (рис. 4), о покорении Ермаком Сибири.
Рис. 4. Взятие Иваном Грозным Казани
Вызывала интерес частная жизнь исторических личностей, например предания о том, как Петр I крестил сына простого крестьянина, о полководце XVIII века Румянцеве, который ловил рыбу в своем имении, о разговоре Суворова с солдатами.
Героями преданий становились силачи и разбойники (рис. 5). Разбойники нападают на людей и грабят их, клады прячут, зарывая в земле. Рассказывают предания о разбойничьих деревнях, жители которых заманивают путников к себе ночевать, а ночью убивают и грабят их.
Рис. 5. Разбойники
Предания о Емельяне Пугачеве
Не во всех преданиях разбойники являются отрицательными персонажами, часто они представлены как народные заступники, которые грабят богатых и помогают бедным. Такими героями являлись Степан Разин и Емельян Пугачев (рис. 6). Множество преданий о них свидетельствует о том, что они пользовались популярностью у простого народа.
Рис. 6. Пугачев
Прочитайте предание «Пугачев и пушка» (рис. 7).
Рис. 7. Предание «Пугачев и пушка»
В предании большую роль играет рассказчик, который излагает событие и передает свое отношение к нему, а образ Пугачева грозен и внушает читателю мистический ужас. Расправа над человеком, который не подчинился самозванцу, является закономерной для того времени. Расправа над пушкой кажется бессмысленной (рис. 8), здесь повествование окрашено иронией рассказчика над Пугачевым.
Рис. 8. Пушка
Прочитайте предание «О происхождении Пугачева» (рис. 9).
Рис. 9. Предание «О происхождении Пугачева»
Данное предание не соответствует исторической правде: рассказчик считает, что Пугачев на самом деле был царем, и не говорит о смертной казни. Пугачев якобы является в Москву, и императрица уступает ему престол. Хотелось народу верить в это.
Народные предания не могут являться историческими документами, потому что народу свойственно приукрашивать прошлое.
Предания о Ермаке
Прочитайте самостоятельно предание «О покорении Ермаком Сибири». Об этом историческом событии мы говорили на прошлом занятии, когда разбирали исторические песни. Составим план этого предания (рис. 10).
Рис. 10. План предания «О покорении Ермаком Сибири»
Основная задача предания – рассказать об истории освоения сибирских земель. Но снова события приукрашены, ничего не говорится о враждебном отношении Ивана Грозного к Ермаку. Для Ивана Грозного цель похода – освоение Сибири, для Ермака – получение свободы. В предании противопоставлены бояре и бедный слуга-крестьянин, боярские советы бестолковы, а советы крестьянина – дельные для царя. Данное предание воплощает мечту народа о том, чтобы царь оценил народную мудрость и преданность.
Заключение
Предания – своеобразный источник эпических жанров русской литературы. Писатели обращаются к народному творчеству для создания ярких образов, например А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка».