Лирические песни

  Введение

Фольк­лор (folk-lore) – меж­ду­на­род­ный тер­мин ан­глий­ско­го про­ис­хож­де­ния, впер­вые вве­ден­ный в науку в 1846 году уче­ным Ви­лья­мом Том­сом. В бук­валь­ном пе­ре­во­де он озна­ча­ет «на­род­ная муд­рость», «на­род­ное зна­ние» и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные про­яв­ле­ния на­род­ной ду­хов­ной куль­ту­ры.

В рус­ской науке за­кре­пи­лись и дру­гие тер­ми­ны: на­род­ное по­э­ти­че­ское твор­че­ство, на­род­ная по­э­зия, на­род­ная сло­вес­ность. Тер­мин «уст­ное твор­че­ство на­ро­да» от­ра­жа­ет уст­ный ха­рак­тер фольк­ло­ра в от­ли­чие от пись­мен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Фольк­лор – слож­ное, син­те­ти­че­ское ис­кус­ство. Неред­ко в его про­из­ве­де­ни­ях со­еди­ня­ют­ся раз­ные виды ис­кусств – сло­вес­ное, му­зы­каль­ное, те­ат­раль­ное. Фольк­лор яв­ля­ет­ся пред­ме­том изу­че­ния не толь­ко ли­те­ра­ту­ро­ве­дов. Им ин­те­ре­су­ют­ся ис­то­ри­ки, со­цио­ло­ги, эт­но­гра­фы. В фольк­ло­ре от­ра­жа­ют­ся быт и тра­ди­ции на­ро­да. Вспом­ним ос­нов­ные жанры, изу­чен­ные вами в пятом, ше­стом и седь­мом клас­сах.

Жанры фольк­ло­ра

на­род­ные сказ­ки

пре­да­ние

об­ря­до­вые песни

по­сло­ви­цы

по­го­вор­ки

за­гад­ки

бы­ли­ны

Свой­ства фольк­ло­ра

Ано­ним­ность (от­сут­ствие ав­то­ра).

Ва­ри­а­тив­ность (су­ще­ству­ет несколь­ко ва­ри­ан­тов од­но­го сю­же­та).

Неотъ­ем­ле­мая связь с жиз­нью на­ро­да.

 Лирическая песня

Се­год­ня на уроке мы с вами по­зна­ко­мим­ся с жан­ром «ли­ри­че­ская песня». Про­чи­та­ем неко­то­рые из них и от­ме­тим ос­нов­ные ху­до­же­ствен­ные при­е­мы, при­су­щие этому жанру.

«Нигде нет такой ли­те­ра­ту­ры, как у нас, у рус­ских. А на­род­ные песни?... Такие песни могли ро­дить­ся толь­ко в на­ро­де ве­ли­кой души...» Эти слова при­над­ле­жат Мак­си­му Горь­ко­му.

В на­род­ных пес­нях глу­бо­ко и прав­ди­во от­ра­зи­лась ис­то­рия рус­ско­го на­ро­да с древ­ней­ших вре­мен и до наших дней (рис. 1).

В. Вас­не­цов «Ца­рев­на-ля­гуш­ка»

Рис. 1. В. Вас­не­цов «Ца­рев­на-ля­гуш­ка»

Ве­ли­кой муд­ро­сти, прав­ды и кра­со­ты полны рус­ские песни. Со­чи­нен­ные неиз­вест­ны­ми пев­ца­ми-ска­зи­те­ля­ми, они хра­нят­ся в па­мя­ти на­ро­да и пе­ре­да­ют­ся из уст в уста. Из песен мы узна­ем о по­ко­ре­нии че­ло­ве­ком при­ро­ды, о ге­ро­и­че­ской борь­бе с ино­зем­ны­ми за­хват­чи­ка­ми, о бо­га­ты­рях и на­род­ных ге­ро­ях. В пес­нях ярко рас­кры­ва­ют­ся черты рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра: пат­ри­о­тизм, му­же­ство, лю­бовь к при­ро­де, тру­до­лю­бие.

Жанры на­род­ной песни

ис­то­ри­че­ские

се­мей­но-бы­то­вые

лю­бов­ные

об­ря­до­вые

ка­лен­дар­ные

ко­лы­бель­ные

пля­со­вые

во­ен­ные

раз­бой­ни­чьи

тру­до­вые

ча­стуш­ки

Ли­ри­че­ские песни со­став­ля­ют самую боль­шую груп­пу на­род­ных песен. Их от­ли­ча­ет мно­го­об­ра­зие му­зы­каль­но­го и по­э­ти­че­ско­го языка. Они от­ра­жа­ют душу на­ро­да. Рус­ский поэт С. Есе­нин писал: «Сколь­ко песен у Рос­сии – Сколь­ко во поле цве­тов!».

Мно­гие по­пу­ляр­ные на­род­ные песни имеют мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию. Уди­ви­тель­но, что они до сих пор лю­би­мы. Так, на­при­мер, из­вест­на еще с XVIII века песня «Вдоль по улице ме­те­ли­ца метет» (рис. 2).

 

Вдоль по улице ме­те­ли­ца метёт,
За ме­те­ли­цей мой ми­лень­кий идёт.
Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.

На твою ли на при­ят­ну кра­со­ту,
На твоё лишь толь на белое лицо.
Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.

Кра­со­та твоя с ума меня свела,
Ис­су­ши­ла добра мо­лод­ца, меня.
Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.

Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.

Ил­лю­стра­ция к песне «Вдоль по улице ме­те­ли­ца метет»

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к песне «Вдоль по улице ме­те­ли­ца метет»

Это песня о любви. Как и мно­гие на­род­ные песни, она по­стро­е­на на диа­ло­ге. Пер­вые две стро­ки про­пе­ва­ют­ся от лица де­ви­цы-кра­са­ви­цы, ко­то­рая на улице встре­ти­ла сво­е­го ми­ло­го. Осталь­ная часть песни по­ет­ся от лица мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, влюб­лен­но­го в де­вуш­ку. Она ис­су­ши­ла и из­му­чи­ла его, од­на­ко он не те­ря­ет на­деж­ды. Имен­но по­это­му песня про­ник­ну­та за­дор­ным и иг­ри­вым на­стро­е­ни­ем.

Ху­до­же­ствен­ные осо­бен­но­сти про­из­ве­де­ний фольк­ло­ра:

1. Ре­френ (по­втор строк).

Ты по­стой, по­стой, кра­са­ви­ца моя,
Доз­воль на­гля­деть­ся, ра­дость, на тебя.

2. По­сто­ян­ные эпи­те­ты: белое лицо, добра мо­лод­ца.

3. Слова с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми: ми­лень­кий.

4. Син­так­си­че­ский па­рал­ле­лизм (од­но­тип­ные син­так­си­че­ские кон­струк­ции):

На твою ли на при­ят­ну кра­со­ту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все на­зван­ные ху­до­же­ствен­ные при­е­мы ра­бо­та­ют для со­зда­ния опре­де­лен­но­го на­стро­е­ния. В нашей песне это оп­ти­мизм и жиз­не­лю­бие. Но не все­гда толь­ко ра­дост­ные на­стро­е­ния встре­ча­ют­ся в пес­нях. За­ча­стую песни пе­чаль­ны.

Сле­ду­ю­щая песня, с ко­то­рой мы по­зна­ко­мим­ся, как раз и про­ник­ну­та таким на­стро­е­ни­ем. Она рас­ска­зы­ва­ет о судь­бе несчаст­ной и без­род­ной си­ро­ты, ко­то­рая по­те­ря­ла всех близ­ких и лю­би­мых (рис. 3).

                     ***

Уж ты ночка, ночка тём­ная,
Темна но­чень­ка осен­няя,
Нет у но­чень­ки свет­ло­го ме­ся­ца,
Свет­ло­го ме­ся­ца, не ясных звёз­до­чек.
Нет у де­ви­цы род­но­го ба­тюш­ки,
Нет ни ба­тюш­ки, да нет ни ма­туш­ки,
Нет ни брат­ца, ни род­ной сест­ры,
Нет ни рода, нет ни пле­ме­ни.

Пе­чаль на душе, де­ви­ца пе­чаль­на,
Никто её кру­чи­нуш­ки не знает.
А уж как-то был у ней мил, сер­деч­ный друг,
Да и тот те­перь да­ле­ко живёт…

Изоб­ра­же­ние к песне «Уж ты ночка»

Рис. 3. Изоб­ра­же­ние к песне «Уж ты ночка»

Песня об­ры­ва­ет­ся, будто ее пре­рва­ли ры­да­ния. Нам оста­ет­ся толь­ко до­га­ды­вать­ся, где же он, сер­деч­ный друг. Может его за­бра­ли в сол­да­ты, может, про­да­ли, по­сколь­ку кре­пост­ных в то время могли про­дать, по­да­рить или же­нить без их со­гла­сия.

А воз­мож­но, ее милый умер и его нет среди живых. Те­перь по­про­буй­те найти в тек­сте песни ху­до­же­ствен­ные при­е­мы, при­су­щие фольк­ло­ру. Об­ра­ти­те вни­ма­ние: в тек­сте де­вуш­ка срав­ни­ва­ет­ся с тем­ной ночью. Такое срав­не­ние уси­ли­ва­ет тра­гич­ность об­ра­за, под­чер­ки­ва­ет безыс­ход­ность по­ло­же­ния ге­ро­и­ни. Про­тяж­ные, на­пев­ные ин­то­на­ции со­зда­ют­ся с по­мо­щью глас­ных. Про­чи­та­ем любые две строч­ки из песни, на­при­мер:

Нет у но­чень­ки свет­ло­го ме­ся­ца,

Свет­ло­го ме­ся­ца, не ясных звёз­до­чек.

Такой фо­не­ти­че­ский прием (по­втор глас­ных) на­зы­ва­ет­ся ас­со­нан­сом.

 Разветвление «Виды поэтических повторов»

По­втор – по­вто­ре­ние слов или сло­во­со­че­та­ний, бла­го­да­ря чему на них фик­си­ру­ет­ся вни­ма­ние чи­та­те­ля (слу­ша­те­ля), и тем самым уси­ли­ва­ет­ся их роль в тек­сте. По­втор при­да­ет ху­до­же­ствен­но­му тек­сту связ­ность, уси­ли­ва­ет его эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие, под­чер­ки­ва­ет важ­ней­шие мысли.

Виды по­э­ти­че­ских по­вто­ров

1. Ре­френ

2. Па­рал­ле­лизм

3. Ана­фо­ра (еди­но­на­ча­тие)

4. Эпи­фо­ра (оди­на­ко­во за­кан­чи­ва­ют­ся стро­ки)

5. Стык (под­хват)

На­при­мер:

Нет у но­чень­ки свет­ло­го ме­ся­ца,

Свет­ло­го ме­ся­ца, ни ча­стых звез­до­чек!

 Разветвление «Особенности стихосложения»

Рус­ская на­род­ная по­э­зия была то­ни­че­ской (от гре­че­ско­го «уда­ре­ние»): ее ритм ос­но­вы­вал­ся на по­вто­ре­нии оди­на­ко­во­го ко­ли­че­ства уда­ре­ний в боль­шин­стве строк. При этом она была ли­ше­на рифмы:

Весом та чара пол­то­ра пуда,

Ме­рой-то чара пол­то­ра ведра.

Мы видим, что рифма от­сут­ству­ет и в каж­дой стро­ке по че­ты­ре удар­ных слога.

 Разветвление «Рекрутская повинность»

Ре­крут­ская по­вин­ность – спо­соб ком­плек­то­ва­ния рус­ской им­пер­ской армии и флота до 1874 года. (Рис. 4.)

И.Е. Репин. Про­во­ды но­во­бран­ца

Рис. 4. И.Е. Репин. Про­во­ды но­во­бран­ца

Ре­крут­ская по­вин­ность вве­де­на в Рос­сии Пет­ром I в 1699 году, когда перед вой­ной со шве­да­ми по­ве­ле­но было про­из­ве­сти пер­вый набор 32 тысяч на новых на­ча­лах. В Рос­сии тер­мин «ре­крут» был уза­ко­нен в 1705 году. Из­на­чаль­но срок ре­крут­ской служ­бы был по­жиз­нен­ный, потом его со­кра­ти­ли до 25 лет, в даль­ней­шем этот срок был умень­шен.

 Заключение

Мы с вами про­чи­та­ли и про­ана­ли­зи­ро­ва­ли две песни, со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ные по на­стро­е­нию. Это го­во­рит о том, что в песне от­ра­жа­ет­ся вся жизнь на­ро­да, со всеми пе­ча­ля­ми и ра­до­стя­ми. В пес­нях от­ра­жа­ет­ся душа на­ро­да, и имен­но по­это­му они пе­ре­жи­ва­ют сто­ле­тия, хра­нят­ся в на­род­ной па­мя­ти и пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать песню «Со­ло­вей мой, со­ло­вей, со­ло­вуш­ко мо­ло­дой!» и оха­рак­те­ри­зо­вать ее те­ма­ти­ку, ге­ро­ев, ху­до­же­ствен­ное свое­об­ра­зие.

На­ри­со­вать ил­лю­стра­цию к вы­бран­ной по же­ла­нию на­род­ной ли­ри­че­ской песне.

Со­гла­си­тесь ли вы с тем, что ли­ри­че­ские песни вы­ра­жа­ют эмо­ци­о­наль­ное со­сто­я­ние че­ло­ве­ка? Про­ком­мен­ти­руй­те слова уче­ных: «она вы­ра­жа­ет собою ду­шев­ное со­сто­я­ние по­ю­ще­го, по­ет­ся все­гда и везде. Она по­ет­ся в ми­ну­ты от­ды­ха и за ра­бо­той, по­ет­ся в оди­ноч­ку и хором, по­ет­ся в бур­лац­кой лямке и сол­дат­ском по­хо­де» (В.П. Ани­кин); «цель песни – рас­крыть чув­ство» (В.Я. Пропп); «ос­нов­ное на­зна­че­ние на­род­ной песни – вы­ра­жать мысли, чув­ства и на­стро­е­ния» (С.Г. Ла­зу­тин).

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 15:49