Исторические песни

 Введение

Фольк­лор – на­род­ное твор­че­ство, чаще всего уст­ное. При зна­ком­стве с про­из­ве­де­ни­я­ми фольк­ло­ра перед нами пред­ста­ет огром­ный, яркий и кра­соч­ный мир на­род­ной муд­ро­сти, ху­до­же­ствен­ной прав­ды, мир, в ко­то­ром добро все­гда по­беж­да­ет зло. Осо­бое место в фольк­ло­ре за­ни­ма­ют ис­то­ри­че­ские песни.

 Исторические песни

Ис­то­ри­че­ские песни – это фольк­лор­ные эпи­че­ские, ли­ро-эпи­че­ские и ли­ри­че­ские песни, со­дер­жа­ние ко­то­рых по­свя­ще­но кон­крет­ным со­бы­ти­ям и ре­аль­ным лицам рус­ской ис­то­рии и вы­ра­жа­ет на­ци­о­наль­ные ин­те­ре­сы и иде­а­лы на­ро­да.

Ис­то­ри­че­ские песни воз­ник­ли при­мер­но в XIII–XIV веках, на этих эта­пах они под­вер­га­лась вли­я­нию дру­гих жан­ров, таких как бы­ли­ны и бал­ла­ды. В ис­то­ри­че­ских пес­нях со­хра­ни­лись эле­мен­ты былин, а имен­но ис­поль­зо­ва­ние по­сто­ян­ных эпи­те­тов, по­вто­ров, слов с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми. Песнь ди­на­мич­нее былин, сюжет ла­ко­ни­чен, огра­ни­чен одним эпи­зо­дом. Боль­шую роль в ком­по­зи­ции иг­ра­ет мо­но­лог или диа­лог. Ис­пол­не­ние от­ли­ча­ет­ся от былин, каж­дая песнь по­ет­ся хором и имеет свою ме­ло­дию. Самым глав­ным от­ли­чи­ем ис­то­ри­че­ской песни от былин яв­ля­ет­ся ис­то­ри­че­ская до­сто­вер­ность, ее пер­со­на­жи – ре­аль­но су­ще­ство­вав­шие де­я­те­ли. Песни по­свя­ще­ны не толь­ко царям, но и ге­ро­ям, ко­то­рые близ­ки и по­нят­ны на­ро­ду, таким как Сте­пан Разин, Еме­льян Пу­га­чев, Ермак.

 Песнь о Ермаке

На кар­тине В.И. Су­ри­ко­ва «По­ко­ре­ние Си­би­ри» (рис. 1) ху­дож­ник изоб­ра­зил борь­бу рус­ско­го на­ро­да во главе с Ер­ма­ком про­тив вой­ска та­тар­ско­го хана Ку­чу­ма (рис. 2).

Кар­ти­на В.И. Су­ри­ко­ва «По­ко­ре­ние Си­би­ри»

Рис. 1. Кар­ти­на В.И. Су­ри­ко­ва «По­ко­ре­ние Си­би­ри»

Ермак Ти­мо­фе­е­вич и хан Кучум

Рис. 2. Ермак Ти­мо­фе­е­вич и хан Кучум

До наших дней све­де­ний о Ер­ма­ке дошло немно­го, песни о нем важны как ис­то­ри­че­ское сви­де­тель­ство. Точно неиз­вест­но ни имя Ер­ма­ка, ни его про­ис­хож­де­ние. Пред­по­ло­жи­тель­но, он был из кре­стьян, бежал на Дон, раз­бой­ни­чал в ни­зо­вьях Волги и на Кас­пии. Спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ния вла­стей, Ермак со сво­и­ми со­рат­ни­ка­ми бро­сил­ся на Каму и до­брал­ся до вла­де­ний ураль­ских про­мыш­лен­ни­ков Стро­га­но­вых.

Из­вест­но, что в ап­ре­ле 1579 года Ермак со своей дру­жи­ной слу­жил Стро­га­но­вым и охра­нял их вла­де­ния от си­бир­ских татар. В те вре­ме­на в Си­би­ри хо­зяй­ни­чал хан Кучум, люди были под опу­сто­ша­ю­щим гне­том татар. Стро­га­но­вы под­дер­жа­ли пред­ло­жен­ный Ер­ма­ком поход, ко­то­рый был очень слож­ным: через Ураль­ские горы про­шло толь­ко 840 че­ло­век. Бла­го­да­ря стро­гой дис­ци­плине отряд дви­гал­ся впе­ред.

25 ок­тяб­ря 1581 года Ермак занял сто­ли­цу си­бир­ско­го царя – хана Ку­чу­ма. За эту по­бе­ду Иван Гроз­ный про­стил Ер­ма­ку про­шлые грехи и на­гра­дил до­ро­ги­ми по­дар­ка­ми.

Ис­то­ри­че­ские песни хра­нят па­мять об этом герое. Его мо­гу­чий образ при­вле­кал вни­ма­ние, по­то­му что он был вы­ход­цем из на­ро­да, умен и на­де­лен от­ва­гой.

Про­чи­тай­те песнь о Ер­ма­ке (рис. 3).

Песнь о Ер­ма­ке

Рис. 3. Песнь о Ер­ма­ке

В песни со­здан ре­а­ли­стич­ный образ героя, без иде­а­ли­за­ции и пре­уве­ли­че­ния. Ермак – ата­ман ка­за­ков, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся раз­бо­ем. Пат­ри­о­ти­че­ской идеи нет, народ рас­ска­зы­ва­ет о том, что Ермак идет в поход для того, чтобы за­слу­жить про­ще­ние царя. Песнь изоб­ра­жа­ет один эпи­зод – об­ра­ще­ние Ер­ма­ка к ка­за­кам, ис­поль­зо­ван тра­ди­ци­он­ный прием мо­но­ло­га. Песнь на­чи­на­ет­ся с за­чи­на (рис. 4), ко­то­рый зна­ко­мит с ме­стом со­бы­тия и глав­ным ге­ро­ем.

Зачин

Рис. 4. Зачин

В песни видны ху­до­же­ствен­ные при­е­мы, ко­то­рые при­су­щи фольк­лор­ным жан­рам: эпи­те­ты, ги­пер­бо­ла, слова с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми и по­вто­ры. При­ме­ры ис­поль­зо­ван­ных ху­до­же­ствен­ных при­е­мов в тек­сте (рис. 5):

При­ме­ры ис­поль­зо­ван­ных ху­до­же­ствен­ных при­е­мов в тек­сте

Рис. 5. При­ме­ры ис­поль­зо­ван­ных ху­до­же­ствен­ных при­е­мов в тек­сте

В этой песне прав­да о ге­ро­ях не скры­та, но нам пред­став­лен не пре­ступ­ник, а сво­бод­ный че­ло­век, ко­то­рый не же­ла­ет быть рабом. Народ вос­хи­ща­ет­ся его сво­бо­до­лю­би­ем и ли­дер­ски­ми ка­че­ства­ми.

 Песнь о Емельяне Пугачеве

Еще одним на­род­ным ге­ро­ем, спо­соб­ным по­ве­сти за собой людей, яв­ля­ет­ся Еме­льян Пу­га­чев. Пу­га­чев Еме­льян Ива­но­вич – пред­во­ди­тель круп­ней­ше­го в ис­то­рии ан­ти­кре­пост­ни­че­ско­го на­род­но­го вос­ста­ния 1773–1775 годов (рис. 6), в ис­то­рии име­ну­е­мо­го пу­га­чев­ским вос­ста­ни­ем, или Кре­стьян­ской вой­ной.

Пу­га­чев Еме­льян Ива­но­вич

Рис. 6. Пу­га­чев Еме­льян Ива­но­вич

В 1774 году Пу­га­чев выдан вла­стям за­го­вор­щи­ка­ми и каз­нен в Москве на Бо­лот­ной пло­ща­ди (рис. 7).

Казнь Пу­га­че­ва

Рис. 7. Казнь Пу­га­че­ва

Про­чи­тай­те песнь о Еме­льяне Пу­га­че­ве (рис. 8).

Песнь о Еме­льяне Пу­га­че­ве

Рис. 8. Песнь о Еме­льяне Пу­га­че­ве

Песнь рас­ска­зы­ва­ет о за­клю­че­нии в тем­ни­цу на­род­но­го героя Пу­га­чё­ва, народ со­чув­ству­ет ему. О сво­бод­ной жизни меч­та­ли тогда мно­гие, но не каж­дый мог осме­лить­ся вы­сту­пить про­тив вла­сти и по­ве­сти за собой народ. Пу­га­чев любим на­ро­дом, изоб­ра­жен как на­род­ный за­ступ­ник, ра­ту­ю­щий за сво­бо­ду.

 Заключение

На уроке мы убе­ди­лись не толь­ко в свое­об­ра­зии на­род­ных ис­то­ри­че­ских песен, но и в их цен­но­сти в сбе­ре­же­нии ис­то­рии нашей стра­ны.

Вопросы к конспектам

В чем глав­ное от­ли­чие ис­то­ри­че­ских песен от былин?

Какие ху­до­же­ствен­ные при­е­мы, ко­то­рые при­су­щи фольк­лор­ным жан­рам, ис­поль­зу­ют­ся в ис­то­ри­че­ских пес­нях?

Объ­яс­ни­те, чем обу­слов­ле­на лю­бовь к на­род­ным ге­ро­ям.

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 15:52