Предания как исторический жанр русской прозы

 Классификация преданий

Пре­да­ния – это рас­сказ, ко­то­рый пе­ре­да­ет­ся устно от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию.

«Пре­да­нья ста­ри­ны глу­бо­кой» – так пишет А.С. Пуш­кин о со­бы­ти­ях, ко­то­рые лежат в ос­но­ве его поэмы «Рус­лан и Люд­ми­ла».

Ис­сле­до­ва­те­ли фольк­ло­ра спо­рят о клас­си­фи­ка­ции этого жанра. В.К. Со­ко­ло­ва в ро­бо­те «Рус­ские ис­то­ри­че­ские пре­да­ния» вы­де­ля­ет 6 цик­лов (рис. 1).

Клас­си­фи­ка­ция пре­да­ний В.К. Со­ко­ло­вой

Рис. 1. Клас­си­фи­ка­ция пре­да­ний В.К. Со­ко­ло­вой

Н.А. Кри­нич­ная вы­де­ля­ет 8 сю­жет­ных те­ма­ти­че­ских групп (рис. 2).

Рис. 2. Клас­си­фи­ка­ция Н.А. Кри­нич­ной

 О чем рассказывают предания

По­пу­ляр­ность пре­да­ний можно объ­яс­нить тем, что гра­мот­ность и книги были мало кому до­ступ­ны, а знать свое место в жизни и раз­би­рать­ся в со­бы­ти­ях хо­те­лось каж­до­му. До XIX века пре­да­ния за­ме­ня­ли ли­те­ра­ту­ру, трак­туя со­бы­тия про­шло­го и на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Пре­да­ния рас­ска­зы­ва­ют нам о со­бы­ти­ях, про ко­то­рые нель­зя про­чи­тать в кни­гах, но чаще всего при­укра­шен­ных. На­при­мер, народ счи­тал, что в преж­ние вре­ме­на жили ве­ли­ка­ны (рис. 3), по­это­му на ме­стах сра­же­ний на­хо­дят­ся боль­шие кости.

Ске­лет ве­ли­ка­на

Рис. 3. Ске­лет ве­ли­ка­на

На­род­ные герои на­де­ля­ют­ся вол­шеб­ны­ми ка­че­ства­ми, на­при­мер, Ермак счи­тал­ся неуяз­ви­мым, Сте­пан Разин был кол­ду­ном. В цен­тре со­бы­тий в пре­да­ни­ях на­хо­дит­ся яркая ис­то­ри­че­ская лич­ность – царь, князь, ге­не­рал, ата­ман, раз­бой­ник. Из них можно узнать о ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях: о взя­тии Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни (рис. 4), о по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри.

Взя­тие Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни

Рис. 4. Взя­тие Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни

Вы­зы­ва­ла ин­те­рес част­ная жизнь ис­то­ри­че­ских лич­но­стей, на­при­мер пре­да­ния о том, как Петр I кре­стил сына про­сто­го кре­стья­ни­на, о пол­ко­вод­це XVIII века Ру­мян­це­ве, ко­то­рый ловил рыбу в своем име­нии, о раз­го­во­ре Су­во­ро­ва с сол­да­та­ми.

Ге­ро­я­ми пре­да­ний ста­но­ви­лись си­ла­чи и раз­бой­ни­ки (рис. 5). Раз­бой­ни­ки на­па­да­ют на людей и гра­бят их, клады пря­чут, за­ры­вая в земле. Рас­ска­зы­ва­ют пре­да­ния о раз­бой­ни­чьих де­рев­нях, жи­те­ли ко­то­рых за­ма­ни­ва­ют пут­ни­ков к себе но­че­вать, а ночью уби­ва­ют и гра­бят их.

Раз­бой­ни­ки

Рис. 5. Раз­бой­ни­ки

 Предания о Емельяне Пугачеве

Не во всех пре­да­ни­ях раз­бой­ни­ки яв­ля­ют­ся от­ри­ца­тель­ны­ми пер­со­на­жа­ми, часто они пред­став­ле­ны как на­род­ные за­ступ­ни­ки, ко­то­рые гра­бят бо­га­тых и по­мо­га­ют бед­ным. Та­ки­ми ге­ро­я­ми яв­ля­лись Сте­пан Разин и Еме­льян Пу­га­чев (рис. 6). Мно­же­ство пре­да­ний о них сви­де­тель­ству­ет о том, что они поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью у про­сто­го на­ро­да.

Пу­га­чев

Рис. 6. Пу­га­чев

Про­чи­тай­те пре­да­ние «Пу­га­чев и пушка» (рис. 7).

Пре­да­ние «Пу­га­чев и пушка»

Рис. 7. Пре­да­ние «Пу­га­чев и пушка»

В пре­да­нии боль­шую роль иг­ра­ет рас­сказ­чик, ко­то­рый из­ла­га­ет со­бы­тие и пе­ре­да­ет свое от­но­ше­ние к нему, а образ Пу­га­че­ва гро­зен и вну­ша­ет чи­та­те­лю ми­сти­че­ский ужас. Рас­пра­ва над че­ло­ве­ком, ко­то­рый не под­чи­нил­ся са­мо­зван­цу, яв­ля­ет­ся за­ко­но­мер­ной для того вре­ме­ни. Рас­пра­ва над пуш­кой ка­жет­ся бес­смыс­лен­ной (рис. 8), здесь по­вест­во­ва­ние окра­ше­но иро­ни­ей рас­сказ­чи­ка над Пу­га­че­вым.

Пушка

Рис. 8. Пушка

Про­чи­тай­те пре­да­ние «О про­ис­хож­де­нии Пу­га­че­ва» (рис. 9).

Пре­да­ние «О про­ис­хож­де­нии Пу­га­че­ва»

Рис. 9. Пре­да­ние «О про­ис­хож­де­нии Пу­га­че­ва»

Дан­ное пре­да­ние не со­от­вет­ству­ет ис­то­ри­че­ской прав­де: рас­сказ­чик счи­та­ет, что Пу­га­чев на самом деле был царем, и не го­во­рит о смерт­ной казни. Пу­га­чев якобы яв­ля­ет­ся в Моск­ву, и им­пе­ра­три­ца усту­па­ет ему пре­стол. Хо­те­лось на­ро­ду ве­рить в это.

На­род­ные пре­да­ния не могут яв­лять­ся ис­то­ри­че­ски­ми до­ку­мен­та­ми, по­то­му что на­ро­ду свой­ствен­но при­укра­ши­вать про­шлое.

 Предания о Ермаке

Про­чи­тай­те са­мо­сто­я­тель­но пре­да­ние «О по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри». Об этом ис­то­ри­че­ском со­бы­тии мы го­во­ри­ли на про­шлом за­ня­тии, когда раз­би­ра­ли ис­то­ри­че­ские песни. Со­ста­вим план этого пре­да­ния (рис. 10).

План пре­да­ния «О по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри»

Рис. 10. План пре­да­ния «О по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри»

Ос­нов­ная за­да­ча пре­да­ния – рас­ска­зать об ис­то­рии осво­е­ния си­бир­ских зе­мель. Но снова со­бы­тия при­укра­ше­ны, ни­че­го не го­во­рит­ся о враж­деб­ном от­но­ше­нии Ивана Гроз­но­го к Ер­ма­ку. Для Ивана Гроз­но­го цель по­хо­да – осво­е­ние Си­би­ри, для Ер­ма­ка – по­лу­че­ние сво­бо­ды. В пре­да­нии про­ти­во­по­став­ле­ны бояре и бед­ный слу­га-кре­стья­нин, бо­яр­ские со­ве­ты бес­тол­ко­вы, а со­ве­ты кре­стья­ни­на – дель­ные для царя. Дан­ное пре­да­ние во­пло­ща­ет мечту на­ро­да о том, чтобы царь оце­нил на­род­ную муд­рость и пре­дан­ность.

 Заключение

Пре­да­ния – свое­об­раз­ный ис­точ­ник эпи­че­ских жан­ров рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Пи­са­те­ли об­ра­ща­ют­ся к на­род­но­му твор­че­ству для со­зда­ния ярких об­ра­зов, на­при­мер А.С. Пуш­кин в про­из­ве­де­нии «Ка­пи­тан­ская дочка».

Вопросы к конспектам

Что такое пре­да­ние?

Чем можно объ­яс­нить по­пу­ляр­ность пре­да­ний в свое время?

По­че­му пре­да­ния нель­зя счи­тать до­сто­вер­ным ис­точ­ни­ком ис­то­ри­че­ских со­бы­тий?

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 15:57