Введение. Литература и история

 Литературный процесс

В ли­те­ра­ту­ре ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие «ли­те­ра­тур­ный про­цесс». Этот тер­мин воз­ник в оте­че­ствен­ном ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии в 1920-е годы. Од­на­ко само по­ня­тие было сфор­му­ли­ро­ва­но в рус­ской кри­ти­ке  еще в XIX веке. «Взгляд на рус­скую ли­те­ра­ту­ру 1946 года» рус­ско­го кри­ти­ка В.Г. Бе­лин­ско­го – одна из пер­вых по­пы­ток пред­ста­вить осо­бен­но­сти и за­ко­но­мер­но­сти ли­те­ра­тур­но­го раз­ви­тия того или иного пе­ри­о­да оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры, осо­бен­но­сти и за­ко­но­мер­но­сти ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са. (Рис. 1.)

Об­лож­ка книги В.Г. Бе­лин­ско­го

Рис. 1. Об­лож­ка книги В.Г. Бе­лин­ско­го

Ли­те­ра­тур­ный про­цесс – ис­то­ри­че­ское су­ще­ство­ва­ние, функ­ци­о­ни­ро­ва­ние и эво­лю­ция ли­те­ра­ту­ры как в опре­де­лен­ную эпоху, так и на про­тя­же­нии всей ис­то­рии нации.

Этапы ми­ро­во­го ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са

Древ­ней­шая ли­те­ра­ту­ра (до VIII в. до н. э.)

Эпоха Ан­тич­но­сти (VIII в. до н. э. – V в. н. э.)

Ли­те­ра­ту­ра Сред­не­ве­ко­вья (V–XV вв.)

Эпоха Воз­рож­де­ния (XV–XVI вв.)

Клас­си­цизм (XVII в.)

Эпоха Про­све­ще­ния (XVIII в.)

Ли­те­ра­ту­ра но­во­го вре­ме­ни (XIX в.)

Со­вре­мен­ная ли­те­ра­ту­ра (XX в.)

Рус­ская ли­те­ра­ту­ра раз­ви­ва­лась при­мер­но по та­ко­му же прин­ци­пу, но имела свои осо­бен­но­сти. Пе­ри­о­ды раз­ви­тия рус­ской ли­те­ра­ту­ры:

До­ли­те­ра­тур­ный. До Х века, то есть до при­ня­тия хри­сти­ан­ства, на Руси не было пись­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. Про­из­ве­де­ния пе­ре­да­ва­лись в уст­ной форме.

Древ­не­рус­ская ли­те­ра­ту­ра раз­ви­ва­лась с XI по XVII век. Это ис­то­ри­че­ские и ре­ли­ги­оз­ные тек­сты Ки­ев­ской и Мос­ков­ской Руси. Про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние пись­мен­ной ли­те­ра­ту­ры.

Ли­те­ра­ту­ра XVIII века. Эту эпоху на­зы­ва­ют «рус­ским Про­све­ще­ни­ем». Ос­но­ву рус­ской клас­си­че­ской ли­те­ра­ту­ры за­ло­жи­ли Ло­мо­но­сов, Фон­ви­зин, Дер­жа­вин, Ка­рам­зин.

Ли­те­ра­ту­ра XIX века – «Зо­ло­той век» рос­сий­ской сло­вес­но­сти, пе­ри­од вы­хо­да рус­ской ли­те­ра­ту­ры на ми­ро­вую арену бла­го­да­ря ге­ни­ям – Пуш­ки­ну, Гри­бо­едо­ву, До­сто­ев­ско­му, Тол­сто­му, Че­хо­ву – и мно­гим дру­гим ве­ли­ким пи­са­те­лям.

Се­реб­ря­ный век – пе­ри­од с 1892 по 1921 годы, время но­во­го рас­цве­та рус­ской по­э­зии, свя­зан­ное с име­на­ми Блока, Брю­со­ва, Ах­ма­то­вой, Гу­ми­ле­ва, прозы Горь­ко­го, Ан­дре­ева, Бу­ни­на, Куп­ри­на и дру­гих ли­те­ра­то­ров на­ча­ла XX века.

Рус­ская ли­те­ра­ту­ра со­вет­ско­го пе­ри­о­да (1922–1991) – время раз­дроб­лен­но­го су­ще­ство­ва­ния рус­ской ли­те­ра­ту­ры, раз­ви­вав­шей­ся как на ро­дине, так и на тер­ри­то­рии За­па­да, куда эми­гри­ро­ва­ли рус­ские пи­са­те­ли после ре­во­лю­ции.

Со­вре­мен­ная рус­ская ли­те­ра­ту­ра (конец XX века – наши дни)

 

Связь литературы и истории. художественный историзм

Дол­гое время ли­те­ра­ту­ра и ис­то­рия были неот­де­ли­мы друг от друга. До­ста­точ­но вспом­нить древ­ние ле­то­пи­си, на­при­мер «По­весть вре­мен­ных лет». Она яв­ля­ет­ся па­мят­ни­ком и ли­те­ра­ту­ры, и ис­то­рии. Уже в XVIII веке ис­то­рия от­де­ли­лась от ли­те­ра­ту­ры как са­мо­сто­я­тель­ная наука, од­на­ко связь ли­те­ра­ту­ры и ис­то­рии оста­лась. В ли­те­ра­ту­ре по­яв­ля­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство про­из­ве­де­ний на ис­то­ри­че­скую тему: ро­ма­ны, по­ве­сти, поэмы, драмы, бал­ла­ды, в сю­же­те ко­то­рых мы чи­та­ем о со­бы­ти­ях про­шло­го. Ярким при­ме­ром тому яв­ля­ет­ся твор­че­ство А.С. Пуш­ки­на, ко­то­рый про­воз­гла­сил: «Ис­то­рия на­ро­да при­над­ле­жит поэту!». Мно­гие его про­из­ве­де­ния от­ра­жа­ют со­бы­тия да­ле­ко­го про­шло­го, пре­да­ния ста­ри­ны глу­бо­кой. Вспом­ни­те его бал­ла­ду «Песнь о вещем Олеге», тра­ге­дию «Борис Го­ду­нов», поэмы «Рус­лан и Люд­ми­ла», «Пол­та­ва», «Мед­ный всад­ник» и его зна­ме­ни­тые сказ­ки. В этом году мы с вами про­дол­жим изу­че­ние Пуш­ки­на и узна­ем о его ин­те­ре­се к пе­ри­о­ду кре­стьян­ской войны и об­ра­зу Еме­лья­на Пу­га­че­ва.

Это всего лишь один при­мер. Нужно от­ме­тить, что мно­гие рус­ские пи­са­те­ли со­зда­ва­ли про­из­ве­де­ния на ис­то­ри­че­ские темы. В первую оче­редь такой ин­те­рес к ис­то­рии объ­яс­ня­ет­ся лю­бо­вью к своей стране, на­ро­ду, же­ла­ни­ем со­хра­нить ис­то­рию и до­не­сти ее до сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний. Также пи­са­те­ли об­ра­ща­лись к ис­то­рии для того, чтобы там, в да­ле­ком про­шлом, найти от­ве­ты на во­про­сы, ко­то­рые за­да­ва­ла на­сто­я­щая эпоха.

О нераз­рыв­ной связи ис­то­ри­че­ских эпох писал фран­цуз­ский поэт и пи­са­тель XIX века Вик­тор Мари Гюго. (Рис. 2.)

 

Ис­то­рия
В судь­бе пле­мен люд­ских, в их непре­стан­ной смене
Есть рифы тай­ные, как в без­дне тем­ных вод.
Тот без­на­деж­но слеп, кто в беге по­ко­ле­ний
Лишь бури раз­гля­дел да волн кру­го­во­рот.
    

Над бу­ря­ми царит мо­гу­чее ды­ха­нье,
Во мраке гро­зо­вом небес­ный луч горит.
И в кли­ках празд­нич­ных и в смерт­ном со­дро­га­нье
Та­ин­ствен­ная речь не тщет­но го­во­рит.

И раз­ные века, что бра­тья ис­по­ли­ны,
Раз­лич­ны уча­стью, но в за­мыс­лах близ­ки,
По раз­но­му пути идут к мете еди­ной,
И пла­ме­нем одним горят их маяки.

Вик­тор Гюго

Рис. 2. Вик­тор Гюго

Читая про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные ав­то­ра­ми в раз­ные эпохи, мы убеж­да­ем­ся, что мир во­круг ме­ня­ет­ся, а че­ло­век по сути своей оста­ет­ся преж­ним. Как и ты­ся­чи лет назад, люди меч­та­ют о сча­стье и сво­бо­де, вла­сти и день­гах. Как и ты­ся­чу лет назад, че­ло­век ме­чет­ся в по­ис­ках смыс­ла жизни. Че­ло­ве­че­ство фор­ми­ру­ет свою об­ще­ствен­но-фи­ло­соф­скую си­сте­му цен­но­стей.

Дол­гое время в ли­те­ра­ту­ре ра­бо­та­ло одно пра­ви­ло: про­из­ве­де­ние в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­но было быть на­пи­са­но на ис­то­ри­че­скую тему. В ка­че­стве при­ме­ра можно вспом­нить твор­че­ство Шекс­пи­ра. Этот автор эпохи Воз­рож­де­ния все свои про­из­ве­де­ния писал на ис­то­ри­че­ские темы. Од­на­ко его со­вре­мен­ник Сер­ван­тес в своем ро­мане о Дон Ки­хо­те опи­сал со­вре­мен­ную ему Ис­па­нию. Таким об­ра­зом, уже в на­ча­ле XVII века в ли­те­ра­ту­ре все чаще по­яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния, ад­ре­со­ван­ные со­вре­мен­но­сти. Но даже если про­из­ве­де­ние на­пи­са­но не на ис­то­ри­че­скую тему, этому про­из­ве­де­нию обя­за­тель­но при­сущ ис­то­ризм.

Ис­то­ризм – прав­ди­вое от­ра­же­ние в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии кон­крет­но-ис­то­ри­че­ских, ха­рак­тер­ных черт изоб­ра­жа­е­мой в нём дей­стви­тель­но­сти. Ис­то­ризм в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии на­хо­дит наи­бо­лее глу­бо­кое вы­ра­же­ние в ха­рак­те­рах – в пе­ре­жи­ва­ни­ях, по­ступ­ках и речи дей­ству­ю­щих лиц, в их жиз­нен­ных столк­но­ве­ни­ях, а также в де­та­лях быта, об­ста­нов­ки и т. п.

Таким об­ра­зом, в более ши­ро­ком смыс­ле слова мы впра­ве го­во­рить об ис­то­риз­ме как о вос­про­из­ве­де­нии прав­ды вре­ме­ни. Вы­хо­дит, что чем лучше автор по­ни­ма­ет свою эпоху и раз­би­ра­ет­ся в со­ци­аль­ных, об­ще­ствен­ных и по­ли­ти­че­ских, ду­хов­ных, фи­ло­соф­ских во­про­сах сво­е­го вре­ме­ни, тем ярче в его про­из­ве­де­нии будет вы­ра­жать­ся ис­то­ризм. Так, на­при­мер, прав­ди­во и точно от­ра­зи­лось ис­то­ри­че­ское время в ро­мане А.С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин», ко­то­рый Бе­лин­ский на­звал «эн­цик­ло­пе­ди­ей рус­ской жизни пер­вой по­ло­ви­ны XIX века». Ярко про­явил себя ис­то­ризм в поэме Го­го­ля «Мерт­вые души» и во мно­гих дру­гих про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей.

Даже ин­тим­ная ли­ри­ка глу­бо­ко ис­то­рич­на. Мы чи­та­ем стихи Пуш­ки­на и Лер­мон­то­ва, Есе­ни­на и Блока и пред­став­ля­ем ли­ри­че­ский образ, ко­то­рый несет в себе черты кон­крет­ной ис­то­ри­че­ской эпохи. Когда мы чи­та­ем про­из­ве­де­ние, то пом­ним, что ху­до­же­ствен­ный ис­то­ризм от­ли­ча­ет­ся от на­уч­но­го.

За­да­ча ху­дож­ни­ка со­сто­ит не в том, чтобы точно сфор­му­ли­ро­вать за­ко­но­мер­но­сти ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия в ту или иною эпоху, а в том, чтобы за­пе­чат­леть тон­чай­шие от­ра­же­ния об­ще­го хода ис­то­рии в по­ве­де­нии и со­зна­нии людей. Пуш­кин писал: «В наше время под сло­вом роман ра­зу­ме­ем ис­то­ри­че­скую эпоху, раз­ви­тую в вы­мыш­лен­ном по­вест­во­ва­нии».

Таким об­ра­зом, ли­те­ра­тур­но­му про­из­ве­де­нию при­су­щи ху­до­же­ствен­ный вы­мы­сел и ху­до­же­ствен­ное обоб­ще­ние.

 Разветвление художественный вымысел

Вы­мы­сел ху­до­же­ствен­ный – одна из ос­нов­ных ха­рак­те­ри­стик ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства, со­сто­я­щая в том, что пи­са­тель, ис­хо­дя из ре­аль­ной дей­стви­тель­но­сти, со­зда­ет новые ху­до­же­ствен­ные факты.

Как утвер­ждал уже Ари­сто­тель, поэт го­во­рит «...не о дей­стви­тель­но слу­чив­шем­ся, но о том, что могло бы слу­чить­ся, сле­до­ва­тель­но, о воз­мож­ном по ве­ро­ят­но­сти или необ­хо­ди­мо­сти».

 Разветвление художественное обобщение

Ху­до­же­ствен­ное обоб­ще­ние – спо­соб от­ра­же­ния дей­стви­тель­но­сти в ис­кус­стве, рас­кры­ва­ю­щий наи­бо­лее су­ще­ствен­ные и ха­рак­тер­ные сто­ро­ны изоб­ра­жа­е­мо­го в ин­ди­ви­ду­аль­но-непо­вто­ри­мой об­раз­ной ху­до­же­ствен­ной форме.

Такое обоб­ще­ние осу­ществ­ля­ет­ся по прин­ци­пу ти­пи­за­ции.

Ти­пи­за­ция – со­зда­ние об­ра­за путем от­бо­ра в дей­стви­тель­но­сти ти­пи­че­ско­го ха­рак­те­ра или яв­ле­ния или со­зда­ния об­ра­за путем со­би­ра­ния, обоб­ще­ния черт, при­зна­ков, рас­се­ян­ных во мно­гих людях.

Вопросы к конспектам

От­веть­те на во­про­сы.

1. В каком году ис­то­ри­че­ская наука вы­де­ли­лась в от­дель­ную от­расль?

2. Какие важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия были вос­про­из­ве­де­ны пи­са­те­ля­ми в ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ни­ях, про­чи­тан­ных вами? На­зо­ви­те эти про­из­ве­де­ния.

На­пи­ши­те раз­вер­ну­тый ответ на во­прос: по­че­му ис­то­рия и ли­те­ра­ту­ра на­все­гда оста­нут­ся нераз­рыв­но свя­зан­ны­ми?

Вспом­ни­те, с ка­ки­ми вы­да­ю­щи­ми де­я­те­ля­ми рус­ской ис­то­рии вы встре­ча­лись в ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях, изу­ча­е­мых в школе или про­чи­тан­ных са­мо­сто­я­тель­но.

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 15:41