Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой»

Ро­ман­тизм – это ху­до­же­ствен­ный метод в ис­кус­стве, в ко­то­ром тво­рец не ко­пи­ру­ет дей­стви­тель­ность, а пре­об­ра­жа­ет её в со­от­вет­ствии с ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­став­ле­ни­ем о мире, соб­ствен­ным ми­ро­воз­зре­ни­ем. Ро­ман­тизм про­ти­во­по­ло­жен ре­а­лиз­му.

Си­но­ни­ма­ми ро­ман­тиз­ма стали слова: мечта, за­гад­ка, тайна, со­мне­ние, разо­ча­ро­ва­ние. В пе­ри­од ве­ли­ких со­ци­аль­ных по­тря­се­ний че­ло­век, разо­ча­ро­вав­шись в на­сто­я­щем, мыс­лен­но об­ра­ща­ет­ся к бу­ду­ще­му, меч­тая о сча­стье для себя и окру­жа­ю­щих. Таким по­тря­се­ни­ем для людей стала сна­ча­ла Ве­ли­кая Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция 1789 года, а потом Июль­ская Фран­цуз­ская ре­во­лю­ция 1830 года.

Дж. Бай­рон (1788–1824)

Рис. 1. Дж. Бай­рон (1788–1824)

Имен­но в этот пе­ри­од ро­дил­ся и жил Джордж Гор­дон Бай­рон (рис. 1), по­жа­луй, самый из­вест­ный по­эт-ро­ман­тик,  став­ший сим­во­лом  мя­теж­ни­ка, борца за сво­бо­ду, во­пло­тив­ший в своем твор­че­стве иде­а­лы целой эпохи.

Пред­ста­ви­тель ан­глий­ской ари­сто­кра­тии, Бай­рон в 10 лет уна­сле­до­вал титул лорда. Ан­глия, в от­ли­чие от Фран­ции, была очень кон­сер­ва­тив­на. В па­ла­те лор­дов при­ни­ма­лись ре­ше­ния, ко­то­рые были на­прав­ле­ны на вос­ста­нов­ле­ние по­ряд­ков и укреп­ле­ние ав­то­ри­те­та вла­сти. Юный лорд Бай­рон, окон­чив­ший Кем­бридж­ский уни­вер­си­тет, ока­зал­ся непри­ми­ри­мым бор­цом с кон­сер­ва­тиз­мом и дес­по­тиз­мом. На пер­вом своем вы­ступ­ле­нии в пар­ла­мен­те он смело и дерз­ко про­те­сту­ет про­тив за­ко­на, ко­то­рый раз­ре­шал при­ме­нять смерт­ную казнь для по­дав­ле­ния вос­ста­ния луд­ди­тов. Речь шла о тех людях, ко­то­рые по­те­ря­ли ра­бо­ту, в связи с по­яв­ле­ни­ем на за­во­дах и фаб­ри­ках стан­ков, за­ме­няв­ших че­ло­ве­че­ский труд. В от­ча­я­ние без­ра­бот­ные взбун­то­ва­лись и на­ча­ли гро­мить фаб­ри­ки и стан­ки. Бай­рон в своей речи об­ви­нил вла­сти в том, что они не по­за­бо­ти­лись о людях, а ре­ши­ли про­бле­му как все­гда ме­то­дом силы и дав­ле­ния.

С тех пор Бай­рон нажил много вра­гов среди пред­ста­ви­те­лей ан­глий­ской ари­сто­кра­тии. На­чи­на­ет­ся мол­ча­ли­вая война между мя­теж­ным лор­дом и об­ще­ствен­ны­ми усто­я­ми. Когда же Бай­рон на­чи­на­ет при­об­ре­тать славу поэта, его война с об­ще­ством ста­но­вит­ся явной и бес­по­щад­ной. Вот, на­при­мер, как оце­ни­ва­ли твор­че­ство Бай­ро­на его недоб­ро­же­ла­те­ли: «Бай­рон - глава "са­та­нин­ской школы" в по­э­зии, нис­про­вер­га­тель мо­раль­ных усто­ев об­ще­ства, под­ры­ва­ю­щий ко­рен­ной смысл ка­те­го­рий добра и зла и увле­ка­ю­щий че­ло­ве­ка на опас­ный путь все­доз­во­лен­но­сти».

В итоге жизнь Бай­ро­на в Ан­глии ста­но­вит­ся про­сто невоз­мож­ной. Он уез­жа­ет сна­ча­ла в Швей­ца­рию, а потом в Ита­лию и Гре­цию. 

Обе стра­ны тогда бо­ро­лись за неза­ви­си­мость. Ита­лия – от Ав­ст­ро-Вен­грии, Гре­ция – от ту­рец­ко­го гнета.  Сна­ча­ла Бай­рон вы­сту­па­ет на сто­роне ита­льян­ских ре­во­лю­ци­о­не­ров. Когда  вос­ста­ние в Ита­лии было по­дав­ле­но, мя­теж­ный поэт, сна­ря­див на соб­ствен­ные сред­ства во­ен­ный ко­рабль, от­плы­ва­ет  в Гре­цию. Чтобы под­дер­жать по­встан­цев, он пишет стихи, во­оду­шев­ля­ю­щие на борь­бу:

О Гре­ция, вос­стань!

Си­я­нье древ­ней славы

Бор­цов зовет на брань,

На по­двиг ве­ли­ча­вый.

К ору­жию! К по­бе­дам!

Ге­ро­ям страх неве­дом.

Пус­кай за нами сле­дом

Течет ти­ра­нов кровь.

С пре­зре­ньем сбрось­те, греки,

Ту­рец­кое ярмо,

Кро­вью вра­же­ской на­ве­ки

Смой­те раб­ское клей­мо!

Из­вест­но, что Бай­рон снаб­жал на­ци­о­наль­ную гре­че­скую армию сред­ства­ми для по­куп­ки ору­жия, сам хотел встать во главе ба­та­льо­на, но за­бо­лел ли­хо­рад­кой и 19 ап­ре­ля 1824 года умер в Мис­со­лон­ги на 37 году жизни.

Одно из по­след­них сти­хо­тво­ре­ние Бай­ро­на стало про­ро­че­ским. На­пи­са­но он в день 36-ле­тия поэта, за 3 ме­ся­ца до смер­ти. В нем есть такие слова:

Нет уте­ше­ния, так что ж

Гру­стить о юно­сти своей?

По­гиб­ни! Ты конец най­дешь

Среди мечей.

Сим­во­лом жизни и борь­бы можно на­звать сти­хо­тво­ре­ние Бай­ро­на

 «Ты кон­чил жизни путь, герой».

Ты кон­чил жизни путь, герой!

Те­перь твоя нач­нет­ся слава,

И в пес­нях ро­ди­ны свя­той

Жить будет образ ве­ли­ча­вый,

Жить будет му­же­ство твое,

Осво­бо­див­шее ее.

Пока сво­бо­ден твой народ,

Он по­за­быть тебя не в силах.

Ты пал! Но кровь твоя течет

Не по земле, а в наших жилах;

От­ва­гу мощ­ную вдох­нуть

Твой по­двиг дол­жен в нашу грудь.

Врага за­ста­вим мы блед­неть,

Коль на­зо­вем тебя средь боя;

Дев наших хоры ста­нут петь

О смер­ти доб­лест­ной героя;

Но слез не будет на очах:

Плач оскор­бил бы слав­ный прах.

В этом сти­хо­тво­ре­нии поэт со­зда­ет образ героя, ис­поль­зуя тор­же­ствен­ные эпи­те­ты: свя­тая ро­ди­на, образ ве­ли­ча­вый, от­ва­га мощ­ная, доб­лест­ная смерть, слав­ный прах. Они  по­мо­гаю со­здать ро­ман­ти­че­ский образ Героя с боль­шой буквы. Перед нами воз­ни­ка­ет лич­ность ис­клю­чи­тель­ная, об­ла­да­ю­щая чер­та­ми сверх­че­ло­ве­ка. Герой сти­хо­тво­ре­ния Бай­ро­на на­по­ми­на­ет нам Данко из рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль». В бай­ро­нов­ском герое много силы, му­же­ства, а глав­ное – любви к людям и го­тов­но­сти ради них от­дать жизнь.

В сти­хо­тво­ре­нии от­сут­ству­ет мотив пе­ча­ли и пес­си­миз­ма. Бай­рон го­во­рит нам:  «Слез не будет на очах: плач оскор­бил бы слав­ный прах». Смерть героя не стала его по­ра­же­ни­ем. Это пре­жде всего по­бе­да силы духа над че­ло­ве­че­ски­ми сла­бо­стя­ми и стра­ха­ми.  

Образ героя, со­здан­ный Бай­ро­ном, со­би­ра­те­лен. У него нет на­ци­о­наль­но­сти, ис­то­ри­че­ской кон­кре­ти­ки. Мы можем со­от­но­сить его с судь­бой са­мо­го поэта, ко­то­рый не толь­ко писал о ге­ро­из­ме, но жил и умер как герой.

Смерть Бай­ро­на в Гре­ции стала на­род­ной тра­ге­ди­ей. В стране был объ­яв­лен на­ци­о­наль­ный траур. Серд­це Бай­ро­на за­хо­ро­ни­ли в той стране, ради сво­бо­ды ко­то­рой оно би­лось. Тело поэта было за­хо­ро­не­но в Ан­глии, в се­мей­ном скле­пе. Жизнь Бай­ро­на была яркой, необыч­ной, ве­ли­че­ствен­ной и тра­ги­че­ской. Какой и долж­на быть жизнь ис­тин­но­го ро­ман­ти­ка. 

Бай­ро­низм — ро­ман­ти­че­ское те­че­ние в ев­ро­пей­ской ли­те­ра­ту­ре на­ча­ла XIX века, ко­то­рое воз­ник­ло под вли­я­ни­ем ан­глий­ско­го поэта Бай­ро­на. Для бай­ро­ни­стов свой­ствен­но разо­ча­ро­ва­ние в об­ще­стве и мире, на­стро­е­ния «ми­ро­вой скор­би», рез­кий раз­лад между по­этом и окру­жа­ю­щи­ми, культ сверх­че­ло­ве­ка (под опре­де­ле­ние ко­то­ро­го иде­аль­но под­хо­дил На­по­ле­он). Ли­ри­че­ский герой их про­из­ве­де­ний по­лу­чил на­зва­ние бай­ро­ни­че­ско­го.

Зна­че­ние Бай­ро­на и его твор­че­ства для рус­ской ли­те­ра­ту­ры огром­но.

Про­ща­ние Пуш­ки­на с морем. Худ. Ай­ва­зов­ский.

Рис. 2. Про­ща­ние Пуш­ки­на с морем. Худ. Ай­ва­зов­ский

Пуш­кин, живя в ссыл­ке на юге Рос­сии, по соб­ствен­но­му вы­ра­же­нию, «с ума схо­дил по Бай­ро­ну» (рис. 2).

Цикл «Южные поэмы» он со­зда­ет вслед за «Во­сточ­ны­ми по­э­ма­ми» Бай­ро­на. В сти­хо­тво­ре­нии «К морю» Пуш­кин пишет:

И вслед за ним, как бури шум,

Дру­гой от нас умчал­ся гений,

Дру­гой вла­сти­тель наших дум.

Исчез, опла­кан­ный сво­бо­дой,

Оста­вя миру свой венец.

Шуми, взвол­нуй­ся непо­го­дой:

Он был, о море, твой певец.

Лер­мон­тов М. Ю.

Рис. 3. Лер­мон­тов М. Ю.

Юный Ми­ха­ил Лер­мон­тов (рис. 3) писал  о Бай­роне: «У нас одна душа, одни и те же муки». Позд­нее он на­пи­шет:

Нет, я не Бай­рон, я дру­гой,

Еще неве­до­мый из­бран­ник,

Как он, го­ни­мый миром стран­ник,

Но толь­ко с рус­скою душой.

Очень точ­ное опре­де­ле­ние жизни и твор­че­ства Бай­ро­на – «го­ни­мый миром стран­ник». Таким вошел этот ан­глий­ский по­эт-ро­ман­тик в ми­ро­вую ли­те­ра­ту­ру.

Вопросы к конспектам

Вы­ра­зи­тель­но про­чи­тай­те сти­хо­тво­ре­ние Бай­ро­на «Ты кон­чил жизни путь, герой».

Дайте ха­рак­те­ри­сти­ку «бай­ро­ни­че­ско­му герою».

По­че­му мы можем срав­нить героя сти­хо­тво­ре­ния Бай­ро­на с Данко ( М. Горь­кий «Ста­ру­ха Изер­гиль»)?

Последнее изменение: Воскресенье, 11 Июнь 2017, 14:38