Сочинение-рассуждение «Какие силы в сказке помогают царевне, а какие – губят?»

 1. Что такое сочинение? Виды сочинений

Здрав­ствуй­те! Мы за­кон­чи­ли изу­че­ние «Сказ­ки о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»

Се­год­ня мы под­ве­дем итог наших раз­мыш­ле­ний, на­пи­шем со­чи­не­ние.

Что такое со­чи­не­ние? Со­чи­нять   зна­чит при­ду­мы­вать? Поэты со­чи­ня­ют стихи, ком­по­зи­то­ры – му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния. Со­чи­не­ние –про­цесс твор­че­ства.

Школь­ное со­чи­не­ние – это зер­ка­ло ва­ше­го по­ни­ма­ния про­из­ве­де­ния, со­здан­но­го пи­са­те­лем.

Со­чи­не­ния бы­ва­ют раз­ных видов:.

Вы уже не раз  пи­са­ли со­чи­не­ние- рас­сказ,  по­вест­во­ва­ние о ка­ких-то со­бы­ти­ях, ко­то­рые с вами про­изо­шли.

«Как я от­дох­нул летом?»

«Что слу­чи­лось на горке?»

«За­бав­ный слу­чай в де­ревне»

В таком со­чи­не­нии вы рас­ска­зы­ва­е­те за­ни­ма­тель­ную ис­то­рию,  опи­сы­ва­е­те пе­ре­жи­тое вами ( или кем-то дру­гим).

По­дой­дет ли нам такой вид со­чи­не­ния, чтоб рас­ска­зать о наших раз­мыш­ле­ни­ях о про­чи­тан­ном? Нет, если про­сто пе­ре­дать сюжет сказ­ки, по­лу­чит­ся бо­лее-ме­нее по­дроб­ный пе­ре­сказ.

Дру­гой вид со­чи­не­ния  -опи­са­ние. В этом со­чи­не­нии за­да­ча уче­ни­ка – опи­сать по­дроб­но внеш­ность и ха­рак­тер героя, а может быть, рас­ска­зать ,как вы­гля­дит , на­при­мер, «Осень за окном»

Как надо сфор­му­ли­ро­вать тему со­чи­не­ния (а тема – это то, о чем мы будем пи­сать), чтоб по­лу­чи­лось со­чи­не­ние –опи­са­ние?

«Как вы­гля­дит…?» или «Мой лю­би­мый герой…»

Тогда вы смо­же­те по­дроб­но оста­но­вить­ся на внеш­них чер­тах и ха­рак­те­ре ка­ко­го-то героя сказ­ки.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние: для того чтобы опи­сать героя, он дол­жен об­ла­дать своим соб­ствен­ным ха­рак­те­ром, а как опи­сать героя на­род­ной сказ­ки? Никак, у него нет сво­е­го, осо­бен­но­го ха­рак­те­ра.

Да­вай­те по­смот­рим на тему на­ше­го се­го­дняш­не­го со­чи­не­ния: Тема – это то, о чем рас­ска­зы­ва­ет автор.

«Какие силы по­мо­га­ют  ца­ревне, а какие губят ее?» - вот тема со­чи­не­ния.

Можно ли ска­зать, что эта тема со­чи­не­ния -опи­са­ния? Нет. Эта тема тре­бу­ет   наших раз­мыш­ле­ний  ,мы как будто взве­ши­ва­ем на весах наших ге­ро­ев, судим о них, ос­но­вы­ва­ясь на том, что нам рас­ска­зал автор про­из­ве­де­ния.

Такой тип со­чи­не­ния на­зы­ва­ет­ся со­чи­не­ни­ем-рас­суж­де­ни­ем.

Итак, можно ска­зать ,что со­чи­не­ние –по­вест­во­ва­ние от­ве­ча­ет на во­прос : что слу­чи­лось?

Со­чи­не­ние –опи­са­ние : как это  вы­гля­дит?

А со­чи­не­ние –рас­суж­де­ние: по­че­му так слу­чи­лось?

 

2. Зачем нужен план?

Как вы бу­де­те со­би­рать пи­ра­мид­ку? От боль­шо­го к ма­лень­ко­му.

А дом стро­ить ? Так, чтоб он не раз­ва­лил­ся.

Вот и со­чи­не­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­но­му плану, части его вза­и­мо­свя­за­ны и ло­ги­че­ски вы­те­ка­ют одна из дру­гой. И каж­дый вид со­чи­не­ния стро­ит­ся по сво­е­му, опре­де­лен­но­му плану, об­ще­му для всех со­чи­не­ний этого вида.

Из каких же ча­стей со­сто­ит со­чи­не­ние рас­суж­де­ние?

Сна­ча­ла нам надо рас­ска­зать, о чем же мы будем рас­суж­дать.

Смысл нашей пер­вой части сво­дит­ся к во­про­су ПО­ЧЕ­МУ?

О чем мы здесь долж­ны на­пи­сать?

Ко­неч­но, о том , что в «Сказ­ке о мерт­вой ца­ревне…» есть силы добра и зла, что кто-то по­мо­га­ет ца­ревне, кто-то на­о­бо­рот. Что про­стое де­ле­ние на доб­рых и злых ге­ро­ев не все­гда пра­виль­но, что доб­рые и чест­ные герои сказ­ки ино­гда вме­сто по­мо­щи , ока­зы­ва­ет­ся, губят ца­рев­ну. – так мы фор­му­ли­ру­ем себе за­да­чу –про­бле­му, она еще на­зы­ва­ет­ся – тезис.. О чем надо по­раз­мыш­лять , по­рас­суж­дать? В этой части мы не пы­та­ем­ся от­ве­тить на во­прос, мы толь­ко фор­му­ли­ру­ем сам во­прос, опи­ра­ясь на тему со­чи­не­ния.

Даль­ше мы долж­ны объ­яс­нить нашу мысль. Наши до­во­ды на­зы­ва­ют­ся ар­гу­мен­ты. Эту часть обыч­но на­зы­ва­ют до­ка­за­тель­ство .Смысл вто­рой части можно све­сти к ПО­ТО­МУ ЧТО

В ней нам важно объ­яс­нить наше мне­ние, обя­за­тель­но опи­ра­ясь на текст. Ко­неч­но ,мы ска­жем, что ца­ри­ца изо всех сил хо­те­ла по­гу­бить ца­рев­ну, и по­раз­мыш­ля­ем, по­че­му. Мы рас­ска­жем, как при­юти­ли ца­рев­ну бо­га­ты­ри, по­ду­ма­ем, по­че­му же они не смог­ли ее убе­речь, вспом­ним, какой дол­гий путь про­шел ко­ро­ле­вич Ели­сей, и как уди­ви­тель­но было про­буж­де­ние ца­рев­ны. Мы не за­бу­дем о про­ти­во­ре­чи­вой роли чест­но­го зер­каль­ца и о чер­нав­ке, ко­то­рая , боясь за свою жизнь, губит ца­рев­ну, хотя хо­ро­шо к ней от­но­сит­ся.

Каж­дую мысль обя­за­тель­но надо под­кре­пить сло­ва­ми ав­то­ра, чтобы не ка­за­лось, что ваша точка зре­ния не имеет под собой ос­но­ва­ний.  Такое под­твер­жде­ние обыч­но на­зы­ва­ют при­ме­ром. В тре­тьей части со­чи­не­ния мы долж­ны сде­лать вы­во­ды, под­ве­сти итог нашим раз­мыш­ле­ни­ям. Мы все об­су­ди­ли, разо­бра­лись ,какие же силы по­мо­га­ют ца­ревне, какие – хотят ее смер­ти, а какие со­вер­ша­ют зло по от­но­ше­нию к ца­ревне неволь­но, без злого умыс­ла или из бо­яз­ни.

Вот об этом мы и на­пи­шем в тре­тьей части на­ше­го со­чи­не­ния.  Смысл этой части со­дер­жит­ся в слове ЗНА­ЧИТ

 3. Порядок работы над сочинением

Вот в каком по­ряд­ке лучше всего осу­ще­ствить эту ра­бо­ту:

1. Про­чи­тать вни­ма­тель­но тему, по­ду­мать , над какой про­бле­мой вы бу­де­те раз­мыш­лять. За­пи­сать для себя эту про­бле­му во­про­си­тель­ным пред­ло­же­ние, начав со слова ПО­ЧЕ­МУ,

2. Вспом­нить план со­чи­не­ния- рас­суж­де­ния.

3. Про­ду­мать ,ка­ки­ми ар­гу­мен­та­ми вы вос­поль­зу­е­тесь, чтоб от­ве­тить на свой во­прос. Можно ответ на­чать со слова по­то­му что, а потом его вы­черк­нуть (по­то­му что это ошиб­ка с точки зре­ния рус­ско­го языка, но не с точки зре­ния ло­ги­ки из­ло­же­ния)

4. Вы­де­лить в тек­сте при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие каж­дый ваш ар­гу­мент

5. Про­ду­мать, к ка­ко­му вы­во­ду вы при­хо­ди­те, срав­нить во­прос и ответ. Со­от­но­сят­ся ли они друг с дру­гом и с темой ва­ше­го со­чи­не­ния?

6. При­ду­мать вступ­ле­ние, ко­то­рое бы вво­ди­ло чи­та­те­ля в курс дела: что за про­из­ве­де­ние, кто его на­пи­сал, какое впе­чат­ле­ние оно на вас про­из­ве­ло, какие мысли  вы­зва­ло?

7. На­пи­сать чер­но­вик со­чи­не­ния, за­пи­сы­вая каж­дую часть с крас­ной стро­ки.

8. Про­чи­тать его вни­ма­тель­но, вне­сти из­ме­не­ния, а потом пе­ре­пи­сать на­бе­ло.

9. Про­ве­рить свой чи­сто­вик, на­пи­са­на ли  тема , под­пи­са­на ли ра­бо­та, не вкра­лась ли    ошиб­ка при пе­ре­пи­сы­ва­нии.

Вопросы к конспектам

На­де­юсь, наш се­го­дняш­ний урок по­мо­жет вам на­учить­ся пи­сать со­чи­не­ния-рас­суж­де­ния.

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему: «Какие силы по­мо­га­ют ца­ревне, а какие губят ее?».

Последнее изменение: Четверг, 8 Июнь 2017, 22:04