Подготовка к ЕГЭ (Лексика)

 Лексическое задание ЕГЭ

Лек­си­че­ское за­да­ние в ЕГЭ про­ве­ря­ет:

- на­вы­ки сло­во­об­ра­зо­ва­ния ба­зо­во­го уров­ня;

- лек­си­че­ский запас.

Как под­го­то­вить­ся к лек­си­че­ской части ЕГЭ?

- рас­ши­рить сло­вар­ный запас (в этом вам по­мо­жет чте­ние ли­те­ра­ту­ры и изу­че­ние те­ма­ти­че­ской лек­си­ки по то­пи­кам);

- вспом­нить или осво­ить на­вы­ки сло­во­об­ра­зо­ва­ния;

- тре­ни­ро­вать­ся и ра­бо­тать над ошиб­ка­ми.

 Словообразование

Об­ра­зо­ва­ние новых слов может про­ис­хо­дить при по­мо­щи при­со­еди­не­ния к ос­но­ве слова суф­фик­сов или пре­фик­сов (при­ста­вок).

Пре­фик­сы при­со­еди­ня­ют­ся в на­ча­ле слова, а суф­фик­сы – в конце.

Слова, об­ра­зо­ван­ные с по­мо­щью пре­фик­сов и суф­фик­сов, на­зы­ва­ют­ся про­из­вод­ны­ми.

Пре­фик­сы, как и суф­фик­сы, могут при­со­еди­нять­ся к раз­лич­ным ча­стям речи, из­ме­няя при этом их зна­че­ние.

При­мер:

Happy – счаст­ли­вый,

Unhappy – несчаст­ный

Happiness – сча­стье

Happily – счаст­ли­во

Help – по­мощь

Helper– по­мощ­ник

Helpful – по­лез­ный

Helpless– бес­по­мощ­ный

 

Примеры заданий

Про­чи­тай­те при­ве­ден­ные ниже тек­сты. Пре­об­ра­зуй­те, если необ­хо­ди­мо, слова, чтобы они грам­ма­ти­че­ски и лек­си­че­ски со­от­вет­ство­ва­ли со­дер­жа­нию тек­стов. За­пол­ни­те про­пус­ки про­пу­щен­ны­ми сло­ва­ми. Каж­дый про­пуск со­от­вет­ству­ет от­дель­но­му за­да­нию из груп­пы В-11–В-16.

В-11 Going for a walk is the most popular leisure activity in Britain. Despite its high _____________ (populate) density and widespread, the UK has many unspoilt rural and coastal areas.

Дан­ное нам слово populate («на­се­лять») яв­ля­ет­ся гла­го­лом. Для того чтобы по­нять, какую часть речи необ­хо­ди­мо вста­вить на месте про­пус­ка, нужно пе­ре­ве­сти пред­ло­же­ние.

Пе­ре­вод: «Несмот­ря на вы­со­кую плот­ность на­се­ле­ния, в Ве­ли­ко­бри­та­нии еще оста­лось много неис­пор­чен­ных сель­ских и при­бреж­ных мест­но­стей».

Если же вы не мо­же­те пе­ре­ве­сти пред­ло­же­ние, вам нужно вни­ма­тель­но по­смот­реть на слова, ко­то­рые «окру­жа­ют» про­пуск. Так, слова despite its high тре­бу­ют после себя су­ще­стви­тель­но­го. Су­ще­стви­тель­ное от гла­го­ла populate будет population. 

B-12 Twelve national parks are freely accessible to the public and were created to conserve the ___________ (nature) beauty, wildlife and cultural heritage they contain.

Слово nature («при­ро­да») яв­ля­ет­ся су­ще­стви­тель­ным. После про­пус­ка также стоит су­ще­стви­тель­ное – beauty («кра­со­та»), то есть на месте про­пус­ка долж­но сто­ять некое опре­де­ле­ние. Роль опре­де­ле­ния в пред­ло­же­нии обыч­но иг­ра­ет при­ла­га­тель­ное, и от слова nature при­ла­га­тель­ным будет natural.

B-13 Most of the land in National Parks is privately owned, but administered by an independent National Park Authority which works to balance the expectations of __________ (visit) which they need to conserve these open spaces for future generations.

Слово visit («по­се­щать») – это гла­гол. По­смот­рев на слова перед про­пус­ком – the expectations of («ожи­да­ния ко­го-то/че­го-то») можно по­нять, что нам необ­хо­ди­мо су­ще­стви­тель­ное – «ожи­да­ния по­се­ти­те­лей» (visitors). На то, что су­ще­стви­тель­ное долж­но сто­ять во мно­же­ствен­ном числе, ука­зы­ва­ет от­сут­ствие неопре­де­лен­но­го ар­тик­ля перед про­пус­ком.

В-14 The UK also works to improve the global environment and has taken global warming _____________ (serious) ever since scientist discovered the hole in the ozone layer.

Слово serious («се­рьез­ный») – это при­ла­га­тель­ное. Если пе­ре­ве­сти часть пред­ло­же­ния до про­пус­ка («при­ни­ма­ла гло­баль­ное по­теп­ле­ние»), то на­пра­ши­ва­ет­ся во­прос «как?», а на этот во­прос от­ве­ча­ет на­ре­чие. По­это­му от при­ла­га­тель­но­го serious мы об­ра­зу­ем на­ре­чие – seriously.

B-15 In 1997, the UK subscribed to the Kyoto Protocol binding developed countries to reduce emissions of the six main greenhouses gases. The Protocol declares environmental _______________ (protect). Слова protocol и declares («про­то­кол» и «про­воз­гла­ша­ет») яв­ля­ют­ся глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, и они ло­ги­че­ски тре­бу­ют после себя до­пол­не­ния (про­воз­гла­ша­ет что?). Таким об­ра­зом, из гла­го­ла protect необ­хо­ди­мо об­ра­зо­вать су­ще­стви­тель­ное – protection.

B-16 Nowadays British __________ (science) are taking part in one of the largest international projects.

В дан­ном пред­ло­же­нии про­пу­ще­но под­ле­жа­щее, то есть из су­ще­стви­тель­но­го science («наука») необ­хо­ди­мо об­ра­зо­вать дру­гое су­ще­стви­тель­ное, спо­соб­ное ис­пол­нить роль этого под­ле­жа­ще­го. Более того, новое су­ще­стви­тель­ное долж­но сто­ять во мно­же­ствен­ном числе, так как в ска­зу­е­мое вхо­дит гла­гол be в форме мно­же­ствен­но­го числа – are. Новым су­ще­стви­тель­ным будет слово scientists – «уче­ные».

 Полезные советы

- когда вам нужно за­пол­нить про­пуск, по­ста­рай­тесь сразу для себя опре­де­лить, какая часть речи вам нужна и в какой форме;

- не остав­ляй­те про­пус­ки неза­пол­нен­ны­ми, даже если вы не зна­е­те пра­виль­ный ответ;

- все­гда вни­ма­тель­но про­ве­ряй­те ор­фо­гра­фию.

Вопросы к конспектам

1. Най­ди­те и вы­де­ли­те суф­фик­сы в дан­ных сло­вах и опре­де­ли­те, к ка­кой части речи эти слова от­но­сят­ся:

British, foolish, understandable, heartless, pitiless, successful, experi­ment, function, musician, socialist, artist, capitalism, professional, funda­mental, industrial, doubtful, useful, different, treatment, creative, attrac­tive, peaceful, dangerous, elementary, childish, active, economic, director, worker, passage, marriage, silence, freedom, kingdom.

2. Опре­де­ли­те, к какой части речи от­но­сят­ся сле­ду­ю­щие слова. Пе­ре­ве­ди­те их:

Achievement – achieve, resistance – resistant, assistance – assist – assistant, celebration – celebrate, difference – different, city – citizen, na­tion – national – nationality, measure – measurement, develop – develop­ment, act – active – activity, contain – container, discover – discovery – dis­coverer, literature – literary, graduate – graduation – undergraduate – post-graduate, educate – education, progress – progressive, act – action – activity – active, govern – governor – government.

3. Пе­ре­ве­ди­те сле­ду­ю­щие слова, вы­де­ли­те в них суф­фик­сы и пре­фик­сы:

Untrue, prehistoric, ultramodern, postwar, ex-champion, anti-body, de­ compose, decode, deform, depart, discover, disappearance, reread, re­construct, coauthor, unequal, misunderstand, undress, disarm, anti-fascist, cooperation, co-existence, interaction, superhuman, ultra-violet. 

Последнее изменение: Понедельник, 9 Октябрь 2017, 17:48