Present Perfect Simple, Present Perfect Continuous

 1. Вступительное слово

Present Perfect Simple и Present Perfect Continuous имеют много общих черт, но тем не менее от­ли­ча­ют­ся друг от друга. Да­вай­те более по­дроб­но оста­но­вим­ся на каж­дом из них.

Present Perfect – на­сто­я­щее за­вер­шен­ное дей­ствие. Оно от­но­сит­ся к боль­шой груп­пе Perfect в си­сте­ме ан­глий­ских вре­мен. Это время вы­ра­жа­ет дей­ствие, ко­то­рое за­кон­чи­лось к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту, либо это дей­ствие за­кон­чи­лось в про­шлом, но его ре­зуль­тат важен нам сей­час.

 2. Разбор времени Present Perfect Simple

Вре­ме­на груп­пы Perfect вы­ра­жа­ют дей­ствие, за­кон­чив­ше­е­ся к опре­де­лен­но­му мо­мен­ту в на­сто­я­щем, про­шед­шем или бу­ду­щем.

Одним из таких вре­мен яв­ля­ет­ся Present Perfect. Оно вы­ра­жа­ет дей­ствие в про­шлом, за­кон­чив­ше­е­ся к опре­де­лен­но­му мо­мен­ту в на­сто­я­щем или важ­ное в мо­мент речи.

E.g.        I have already finished reading this book.

Present Perfect. I have already finished reading this book.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Еще одно время груп­пы Perfect – Past Perfect. Это время вы­ра­жа­ет дей­ствие, за­кон­чив­ше­е­ся к опре­де­лен­но­му мо­мен­ту в про­шлом или рань­ше дру­го­го дей­ствия в про­шлом.

E.g.        By the time mother came, Nick had already cleaned his room.

Past Perfect Continuous вы­ра­жа­ет дли­тель­ное за­вер­шив­ше­е­ся дей­ствие в про­шлом, ко­то­рое за­кон­чи­лось рань­ше дру­го­го дей­ствия или к опре­де­лен­но­му мо­мен­ту про­шло­го.

E.g.       Mary had been reading for 3 hours already, when the phone rang.

Past Perfect Continuous. Mary had been reading for 3 hours already, when the phone rang.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Future Perfect вы­ра­жа­ет дей­ствие, ко­то­рое за­вер­шит­ся к опре­де­лен­но­му мо­мен­ту в бу­ду­щем.

E.g.        Tomorrow by three o’clock Nina will have done her homework.

Также для вы­ра­же­ния бу­ду­ще­го вре­ме­ни можно ис­поль­зо­вать Future Perfect Continuous, тогда это будет дей­ствие, ко­то­рое на­ча­лось рань­ше дру­го­го дей­ствия в бу­ду­щем, дли­тель­ное дей­ствие, и в этот мо­мент это дей­ствие будет на­хо­дить­ся в своем раз­ви­тии.

E.g.        By the time you come, she will have been playing the piano for an hour.

Слова, ука­зы­ва­ю­щие на Present Perfect:

already – уже

E.g. I have already had breakfast.

yet – еще

E.g. Have you done your homework yet?

not yet – еще нет

E.g. I have not done my homework yet.

just – толь­ко что

E.g. I have just finished my homework.

never – ни­ко­гда

E.g. I have never been to England.      

ever – ко­гда-ли­бо                              

E.g. Have you ever been to England?

still – все еще

E.g. I haven’t still been to England.

recently – недав­но, в по­след­нее время

E.g. I have recently finished reading this book.

today – се­год­ня

E.g. Today I have watched the film.

this week – на этой неде­ле

E.g. This week I have visited my relatives.

I have not done my homework yet.

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Present Perfect – время со­став­ное, и в его со­став вхо­дит гла­гол have/has и смыс­ло­вой гла­гол в тре­тьей форме: have/has+ V3

E.g.        You have already done homework.

              She has already done homework.

Has мы ис­поль­зу­ем для ме­сто­име­ний he/she/it, а со всеми осталь­ны­ми ме­сто­име­ни­я­ми упо­треб­ля­ет­ся have.

 Если нам нужно за­дать во­прос в Present Perfect, то мы гла­гол have/has вы­не­сем на пер­вое место.

Have

Has

I/you/we/they

he/she/it

already done homework?

 Для того чтобы по­стро­ить от­ри­ца­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, мы до­ба­вим ча­сти­цу not к have/has.

I/you/we/they

she/he/it

have not/has not

(haven’t/hasn’t)

done homework.

Итак, Present Perfect обо­зна­ча­ет дей­ствие, ко­то­рое за­вер­ши­лось к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту или в пе­ри­од на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, на­при­мер, на этой неде­ле, се­год­ня. Мы видим, что пе­ри­од вре­ме­ни еще не за­вер­шен. Гла­го­лы в Present Perfect часто пе­ре­во­дят­ся на рус­ский язык при по­мо­щи про­шед­ше­го вре­ме­ни, на­при­мер, я уже сде­лал до­маш­нее за­да­ние. Но сле­ду­ет пом­нить, что в ан­глий­ском языке это время вос­при­ни­ма­ет­ся как на­сто­я­щее, по­то­му что дей­ствие свя­за­но с на­сто­я­щим мо­мен­том.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния дей­ствия в про­шлом

В ан­глий­ском языке есть несколь­ко спо­со­бов, чтобы вы­ра­зить дей­ствие в про­шлом, но каж­дый из этих спо­со­бов имеет свои ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти. Рас­смот­рим раз­ли­чие между ними.

Past Simple вы­ра­жа­ет од­но­крат­ное дей­ствие в про­шлом или по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий в про­шлом.

E.g.        Yesterday Mike came home, had dinner and started doing his homework.

Past Continuous вы­ра­жа­ет дли­тель­ное дей­ствие в опре­де­лен­ный мо­мент в про­шлом.

E.g.        Last Friday at 5 o’clock I was playing the piano.

Past Continuous. Last Friday at 5 o’clock I was playing the piano.

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Еще один спо­соб вы­ра­зить дей­ствие в про­шлом – это ис­поль­зо­ва­ние Past Perfect, ко­то­рое вы­ра­жа­ет дей­ствие, за­вер­шив­ше­е­ся к опре­де­лен­но­му мо­мен­ту в про­шлом или рань­ше дру­го­го дей­ствия.

E.g.        By the time mother came, Nick had already cleaned his room.

Для опи­са­ния дей­ствия в про­шлом можно также ис­поль­зо­вать Present Perfect, тогда это будет дей­ствие, ко­то­рое уже за­вер­ши­лось, но имеет от­но­ше­ние к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту, то есть нам важен ре­зуль­тат.

E.g.        Where is my pan? I have lost it!

Where is my pan? I have lost it!

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Итак, в Present Perfect в цен­тре вни­ма­ние на­хо­дит­ся само свер­шив­ше­е­ся дей­ствие.

 E.g.        1) We have bought a new TV set. – Мы ку­пи­ли те­ле­ви­зор.

               Нам важно, что у нас уже есть те­ле­ви­зор.

               2) We have done homework. – Мы вы­пол­ни­ли до­маш­нее за­да­ние.

               Нам важно, что за­да­ние уже вы­пол­не­но.

               3) Students have left the room. – Сту­ден­ты вышли из ком­на­ты.

               Важно, что сту­ден­тов в ком­на­те уже нет.

               4) – Go and wash your hands! – Иди помой руки!

               – I have already washed them. – Я уже помыл их.

               Это зна­чит, что руки уже чи­стые. Нам важен ре­зуль­тат.

               

Слу­чаи упо­треб­ле­ния Present Perfect:

1. Для обо­зна­че­ния дей­ствий, (не) за­кон­чив­ших­ся к мо­мен­ту речи.

E.g.        1) - Have you done homework yet? – Ты уже за­кон­чил де­лать уроки?

                  - Yes, I have/No, I haven’t. – Да, за­кон­чил/Нет, не за­кон­чил.

               2) The train has just arrived. – Поезд толь­ко что при­был.

               3) She hasn’t written the test yet. – Она еще не за­кон­чи­ла кон­троль­ную.

Present Perfect: The train has just arrived. – Поезд толь­ко что при­был.

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

2. Для обо­зна­че­ния дей­ствий, про­ис­хо­див­ших в про­шлом, но ак­ту­аль­ных в на­сто­я­щем.

 E.g.        1) Have you passed your driving test? – Вы уже сдали эк­за­мен на право во­жде­ния ав­то­мо­би­лем?

               2) We can’t enter the room. I’ve lost my key. – Мы не можем войти в ком­на­ту. Я по­те­ря­ла ключ.

Present Perfect: We can’t enter the room. I’ve lost my key. – Мы не можем войти в ком­на­ту. Я по­те­ря­ла ключ.

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

3. Для опи­са­ния дей­ствий и яв­ле­ний, на­чав­ших­ся в про­шлом и про­дол­жа­ю­щих­ся до на­сто­я­ще­го мо­мен­та.

E.g.        1) I have always liked him. – Он все­гда мне нра­вил­ся (рань­ше и те­перь).

              2) I have known him for years. – Я знаю его уже много лет.

              3) He has written about a hundred novels. The author is alive and can write more. – Он на­пи­сал около ста ро­ма­нов. Пи­са­тель жив и может на­пи­сать еще.

Present Perfect: He has written about a hundred novels. The author is alive and can write more. – Он на­пи­сал около ста ро­ма­нов. Пи­са­тель жив и может на­пи­сать еще.

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

4. Для обо­зна­че­ния дей­ствий, имев­ших место в не ис­тек­ший пе­ри­од вре­ме­ни (с вы­ра­же­ни­я­ми типа this week (на этой неде­ле)/today (се­год­ня)/this morning (се­год­ня утром) и т.д.).

E.g.        1) Has the postman come this morning? – Поч­та­льон при­хо­дил се­год­ня утром?

              2) He hasn’t phoned this afternoon. – Он еще не зво­нил се­год­ня днем.

Present Perfect: Has the postman come this morning? – Поч­та­льон при­хо­дил се­год­ня утром? He hasn’t phoned this afternoon. – Он еще не зво­нил се­год­ня днем.

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 3. Различие между Present Perfect Simple и Present Perfect Continuous

В чем же раз­ни­ца между Present Perfect Simple и Present Perfect Continuous?

PresentPerfect Continuous обо­зна­ча­ет дей­ствие, ко­то­рое на­ча­лось в про­шлом, про­дол­жа­лось и все еще про­дол­жа­ет­ся в на­сто­я­щий мо­мент вре­ме­ни. По­ми­мо гла­го­ла have в струк­ту­ру этого вре­ме­ни вхо­дит гла­гол-связ­ка to be, ха­рак­тер­ный для всей груп­пы Continuous.

Вре­ме­на груп­пы Continuous

В ан­глий­ском языке су­ще­ству­ет несколь­ко вре­мен­ных групп, одной из ко­то­рых яв­ля­ет­ся груп­па Continuous. Эта груп­па пред­став­ле­на сле­ду­ю­щи­ми про­сты­ми вре­ме­на­ми:

- the Present Continuous (Progressive) Tense – на­сто­я­щее дли­тель­ное дей­ствие

- the Past Continuous (Progressive) Tense – про­шед­шее дли­тель­ное дей­ствие

- the Future Continuous (Progressive) Tense – бу­ду­щее дли­тель­ное дей­ствие

Ос­нов­ное на­зна­че­ние этой груп­пы – вы­ра­же­ние дей­ствий, про­те­ка­ю­щих, го­то­вя­щих­ся или раз­ви­ва­ю­щих­ся в опре­де­лен­ный мо­мент речи. До­пол­ни­тель­ной ха­рак­те­ри­сти­кой яв­ля­ет­ся на­гляд­ность и ди­на­мич­ность таких дей­ствий.

Для об­ра­зо­ва­ния вы­ска­зы­ва­ний во вре­ме­нах груп­пы Continuous будет ис­поль­зо­вать­ся гла­гол to be в нуж­ной вре­мен­ной форме.

Present Continuous

am/is/are

V+ing

E.g. Wait for me! I’m coming. – По­до­жди меня. Я иду.

Past Continuous

was/were

 

E.g. I was reading while my sister was eating. – Я читал, пока моя сест­ра ела.

Future Continuous

will be

 

E.g. I will be seeing him there tomorrow. – Я увижу его там зав­тра.

Раз­ли­чие между Present Perfect Continuous и Present Perfect Simple за­клю­ча­ет­ся в том, что Present Perfect Continuous вы­ра­жа­ет про­цесс и под­чер­ки­ва­ет неза­кон­чен­ность дей­ствия, а Present Perfect Simple под­чер­ки­ва­ет ко­неч­ный ре­зуль­тат, то есть дей­ствие окон­че­но.

E.g.           1) She has been learning English for four years. – Она изу­ча­ет ан­глий­ский язык уже в те­че­ние че­ты­рех лет.

                     Мы по­ни­ма­ем, что она про­дол­жа­ет изу­чать ан­глий­ский язык.

                 2) I have lived in London for four years. – Я живу в Лон­доне че­ты­ре года. (Я жил и живу здесь).

I have lived in London for four years. – Я живу в Лон­доне че­ты­ре года. (Я жил и живу здесь).

Рис. 10. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 4. Практические задания

Да­вай­те те­перь по­тре­ни­ру­ем­ся на кон­крет­ных упраж­не­ни­ях, чтобы усво­ить по­лу­чен­ные на уроке зна­ния.

Look at the sentences and open the brackets using the necessary tense – the Present Perfect Simple or the Present Perfect Continuous. Pay attention to the context.

1. John (write) his name. –> John has written his name.

2. He (learn) English for 5 years. –> He has been learning English for 5 years.

3. I (draw) a picture. –> I have drawn a picture.

4. – Why are you so tired?

    – I (play) football for two hours. –> I have been playing football for two hours.

5. John (blow out) the light. –> John has blown out the light.

6. The cat (drink) its milk. –> The cat has drunk its milk.

7. Nick (work) in this company since 1999. –> Nick has been working in this company since 1999.

8. The tree (fall) across the road. –> The tree has fallen across the road.

 5. Заключительное слово

Таким об­ра­зом, на дан­ном уроке мы об­су­ди­ли раз­ни­цу между вре­ме­на­ми Present Perfect Simple и Present Perfect Continuous. Те­перь вы зна­е­те, что Present Perfect Simple вы­ра­жа­ет ре­зуль­тат, факт дей­ствия, а Present Perfect Continuous вы­ра­жа­ет про­цесс.

 

Вопросы к конспектам

1. Пе­ре­ве­ди­те на ан­глий­ский язык, ис­поль­зуя Present Perfect Simple или Present Perfect Continuous.

1) Макс ра­бо­та­ет в этом ма­га­зине с мо­мен­та его от­кры­тия. 2) Можно мне по­про­бо­вать де­серт? Я уже съел суп. 3) Наша семья ни­ко­гда не была так да­ле­ко от род­но­го го­ро­да. 4) Мама, я вы­ма­зал фут­бол­ку, по­то­му что неак­ку­рат­но ри­со­вал крас­ка­ми. 5) Зво­нок толь­ко что про­зве­нел, зна­чит, мы долж­ны на­чи­нать наш урок. 6) Ма­ри­на за­ни­ма­ет­ся дай­вин­гом с пяти лет. 7) Ты уже по­чи­нил кран в ван­ной? 8) Па­ци­ент при­ни­ма­ет эти таб­лет­ки уже две неде­ли, но по­ло­жи­тель­но­го эф­фек­та нет. 9) Се­год­ня я ку­пи­ла новую фут­бол­ку с над­пи­сью «I love London». 10) Пьеса длит­ся уже два часа.

Последнее изменение: Пятница, 6 Октябрь 2017, 14:28