State verbs

 1. Вступительное слово

Гла­го­лы – это та часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или со­сто­я­ние ка­ко­го-ли­бо лица, пред­ме­та. Гла­го­лы в ан­глий­ском языке можно раз­де­лить на несколь­ко групп по раз­ным кри­те­ри­ям. На­при­мер, мы знаем, что гла­го­лы де­лят­ся на пра­виль­ные и непра­виль­ные. На дан­ном уроке мы по­го­во­рим еще об одном виде де­ле­ния гла­го­лов на груп­пы.

Гла­го­лы – это та часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или со­сто­я­ние ка­ко­го-ли­бо лица, пред­ме­та.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к опре­де­ле­нию

Пра­виль­ные гла­го­лы

В ан­глий­ском языке, как и в рус­ском, одной из ос­нов­ных ча­стей речи яв­ля­ет­ся гла­гол (verb). Гла­гол может опи­сы­вать дей­ствие или со­сто­я­ние. Гла­го­лы могут быть смыс­ло­вы­ми, слу­жеб­ны­ми или вспо­мо­га­тель­ны­ми.

Все ан­глий­ские гла­го­лы де­лят­ся на две боль­шие груп­пы: пра­виль­ные и непра­виль­ные. Это раз­де­ле­ние ис­то­ри­че­ски сло­жи­лось для об­ра­зо­ва­ния про­сто­го про­шед­ше­го вре­ме­ни (Past Simple) и при­ча­стия II (Participle II). Эти две груп­пы вклю­ча­ют в себя до­ста­точ­но боль­шое ко­ли­че­ство гла­го­лов. Кроме того, мно­гие гла­го­лы в ан­глий­ском языке, упо­треб­ля­е­мые в по­все­днев­ной жизни, яв­ля­ют­ся пра­виль­ны­ми. Да­вай­те же рас­смот­рим груп­пу пра­виль­ных гла­го­лов.

Пра­виль­ны­ми гла­го­ла­ми (regular verbs) в ан­глий­ском языке на­зы­ва­ют­ся те гла­го­лы, ко­то­рые об­ра­зу­ют форму про­сто­го про­шед­ше­го вре­ме­ни и Participle II при по­мо­щи до­бав­ле­ния окон­ча­ния –ed.

E.g.     look – looked (смот­реть)

           play – played (иг­рать)

Пра­виль­ные гла­го­лы  look – looked (смот­реть)

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Но и в этом пра­ви­ле есть ряд ис­клю­че­ний.

1) Если гла­гол в ин­фи­ни­ти­ве за­кан­чи­ва­ет­ся на немую «е», то для об­ра­зо­ва­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни мы до­ба­вим толь­ко букву d.

E.g.     improve – improved (улуч­шать)

           like – liked (нра­вить­ся)

2) Окон­ча­ние –ed про­из­но­сит­ся как [t], если гла­гол за­кан­чи­ва­ет­ся на ши­пя­щую или глухую со­глас­ную.

E.g.     stop – stopped (оста­но­вить­ся)

           polish – polished (по­ли­ро­вать, шли­фо­вать)

Пра­виль­ные гла­го­лы  stop – stopped (оста­но­вить­ся)

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

3) Окон­ча­ние –ed про­из­но­сит­ся как [d], если гла­гол за­кан­чи­ва­ет­ся на глас­ную или на звон­кую со­глас­ную.

E.g.     play – played (иг­рать)

           travel – travelled (пу­те­ше­ство­вать)

4) В од­но­слож­ных гла­го­лах, за­кан­чи­ва­ю­щих­ся на со­глас­ную, при об­ра­зо­ва­нии про­шед­ше­го вре­ме­ни или Participle II про­ис­хо­дит удво­е­ние по­след­ней со­глас­ной.

E.g.     stop – stopped

5) Если гла­гол в ин­фи­ни­ти­ве за­кан­чи­ва­ет­ся на –y и перед ним стоит со­глас­ная, то при до­бав­ле­нии окон­ча­ния –edy ме­ня­ет­ся на i.

E.g.     study – studied

6) А если перед у стоит глас­ная, то ни­ка­ких из­ме­не­ний не про­ис­хо­дит.

E.g.     play – played

7) Окон­ча­ние –ed про­из­но­сит­ся как [id], если гла­гол за­кан­чи­ва­ет­ся на t или d.

E.g.     print – printed (пе­ча­тать)

           report – reported (со­об­щать, до­кла­ды­вать)

Пра­виль­ные гла­го­лы  print – printed (пе­ча­тать)

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Как видим, пра­виль­ные гла­го­лы в ан­глий­ском языке труд­но­стей не вы­зы­ва­ют, так как пра­ви­ла об­ра­зо­ва­ния про­шед­ше­го вре­ме­ни для них четко ре­гла­мен­ти­ро­ва­ны.

Непра­виль­ные гла­го­лы

Непра­виль­ные гла­го­лы (irregularverbs) от­ли­ча­ют­ся от пра­виль­ных тем, что об­ра­зу­ют про­шед­шее время и Participle II нестан­дарт­ным об­ра­зом, то есть не при­бав­ле­ни­ем окон­ча­ния –ed, а пол­ным из­ме­не­ни­ем своей формы.

Непра­виль­ных гла­го­лов в ан­глий­ском языке много, по­это­му их сле­ду­ет за­пом­нить. Найти спи­сок непра­виль­ных гла­го­лов можно в любом учеб­ни­ке ан­глий­ско­го языка, а мы рас­смот­рим толь­ко несколь­ко при­ме­ров.

E.g.     fly – flew – flown (ле­тать)

           be – was/were – been (быть, су­ще­ство­вать)

           speak – spoke – spoken (го­во­рить)

           bring – brought – brought (при­но­сить)

fly – flew – flown (ле­тать)

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Знать непра­виль­ные гла­го­лы ан­глий­ско­го языка очень важно, так как эти гла­го­лы ис­поль­зу­ют­ся по­все­мест­но.

 2. Характеристика динамических глаголов

Как и в рус­ском языке, ан­глий­ские гла­го­лы могут вы­ра­жать как дей­ствие, так и со­сто­я­ние пред­ме­та. Со­от­вет­ствен­но, мы можем раз­де­лить их на ди­на­ми­че­ские и ста­ти­че­ские, то есть гла­го­лы со­сто­я­ния (State Verbs).

Ди­на­ми­че­ские гла­го­лы со­об­ща­ют нам о том, что пред­мет или лицо вы­пол­ня­ют опре­де­лен­ное фи­зи­че­ское дей­ствие. К этой груп­пе от­но­сят­ся боль­шин­ство из­вест­ных нам гла­го­лов.    

E.g.     to eat                                                 to write

           to drink                                              to jump

ди­на­ми­че­ские гла­го­лы со­сто­я­ния (State Verbs) - to jump

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 3. Характеристика глаголов состояния

Гла­го­лы со­сто­я­ния ни­ка­ких фи­зи­че­ских дей­ствий не опи­сы­ва­ют, на­о­бо­рот, они пе­ре­да­ют ум­ствен­ные про­цес­сы, на­стро­е­ние, со­сто­я­ние пред­ме­та или лица. К ста­ти­че­ским гла­го­лам от­но­сят­ся, на­при­мер, сле­ду­ю­щие гла­го­лы:

 to love                                               to hate

 to remember                                      to forget

 to understand                                     to believe

 to look                                               to feel

В от­ли­чие от ди­на­ми­че­ских гла­го­лов, ста­ти­сти­че­ские гла­го­лы не могут упо­треб­лять­ся с вре­ме­на­ми груп­пы Continuous, то есть не могут иметь дли­тель­но­го вре­ме­ни. Дей­стви­тель­но, мы ведь не можем на­блю­дать за тем, как кто-то что-то любит или нена­ви­дит и т.д. Это нефи­зи­че­ские дей­ствия.

Гла­го­лы со­сто­я­ния можно раз­де­лить на несколь­ко групп:

1) гла­го­лы фи­зи­че­ско­го вос­при­я­тия (verbs of physical perception)

E.g.     to hear

           to notice

           to see

гла­го­лы фи­зи­че­ско­го вос­при­я­тия (verbs of physical perception) - to hear   to notice  to see

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к при­ме­рам

2) гла­го­лы эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния (verbs denoting emotions)

E.g.     to adore                                            to care for

           to detest                                            to like

           to dislike                                            to love

           to hate                                               to respect

3) гла­го­лы же­ла­ния (verbs denoting wish)

E.g.     to desire

           to want

           to wish

гла­го­лы ум­ствен­ной де­я­тель­но­сти (verbs denoting mental process)

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к при­ме­рам

4) гла­го­лы ум­ствен­ной де­я­тель­но­сти (verbs denoting mental process)

E.g.     to admire (вос­хи­щать­ся)                  to consider (счи­тать кем-ли­бо)

           to appreciate                                     to doubt

           to assume                                          to expect

           to believe (по­ла­гать)

5) гла­го­лы от­но­ше­ния (relational verbs)

E.g.     to apply                                            to concern

           to be                                                to consist

           to belong                                          to contain

6) дру­гие гла­го­лы со­сто­я­ния

E.g.    to agree                                             to allow

          to appear (ка­зать­ся)                          to astonish

          to claim                                              to consent

          to displease                                        to envy

гла­го­лы от­но­ше­ния (relational verbs)

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к при­ме­рам

Итак, самое важ­ное, что сле­ду­ет за­пом­нить о гла­го­лах со­сто­я­ния, — это то, что они НЕ упо­треб­ля­ют­ся с вре­ме­на­ми груп­пы Continuous. Но и здесь есть ис­клю­че­ния. Неко­то­рые гла­го­лы, ко­то­рые мы вклю­чи­ли в гла­го­лы со­сто­я­ния, могут опи­сы­вать кон­крет­ные фи­зи­че­ские дей­ствия.

Вре­ме­на груп­пы Continuous

В ан­глий­ском языке су­ще­ству­ет несколь­ко вре­мен­ных групп, одна из ко­то­рых – груп­па Continuous. Эта груп­па пред­став­ле­на та­ки­ми про­сты­ми вре­ме­на­ми:

- The Present Continuous (Progressive) Tense – на­сто­я­щее дли­тель­ное дей­ствие

- The Past Continuous (Progressive) Tense – про­шед­шее дли­тель­ное дей­ствие

- The Future Continuous (Progressive) Tense – бу­ду­щее дли­тель­ное дей­ствие

Ос­нов­ное на­зна­че­ние этой груп­пы – вы­ра­же­ние дей­ствий, про­те­ка­ю­щих, го­то­вя­щих­ся или раз­ви­ва­ю­щих­ся в опре­де­лен­ный мо­мент речи. До­пол­ни­тель­ной ха­рак­те­ри­сти­кой яв­ля­ет­ся на­гляд­ность и ди­на­мич­ность таких дей­ствий.

Для об­ра­зо­ва­ния вы­ска­зы­ва­ний во вре­ме­нах груп­пы Continuous будет  ис­поль­зо­вать­ся гла­гол tobe в нуж­ной вре­мен­ной форме, а также смыс­ло­вой гла­гол с окон­ча­ни­ем –ing.

Present Continuous

am/is/are

V+ing

E.g. Wait for me! I’mcoming. – По­до­жди меня. Я иду.

Past Continuous

was/were

 

E.g. I was reading while my sister was eating. – Я читал, пока моя сест­ра ела.

Future Continuous

will be

 

E.g. I will be seeing him there tomorrow. – Я увижу его там зав­тра.

Итак, мы об­су­ди­ли про­стые вре­ме­на груп­пы Continuous.

Рас­смот­рим сле­ду­ю­щие си­ту­а­ции.

I have a book.

I am having lunch.

I have book

Рис. 10. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

I am having lunch

Рис. 11. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Мы не на­блю­да­ем ни­ка­ко­го дей­ствия – это со­сто­я­ние.

Дей­ствие на лицо: кто-то зав­тра­ка­ет.

 

I see a nice puppy.

I am seeing my friends tomorrow.

I see a nice puppy

Рис. 12. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Iam seeing my friends tomorrow

Рис. 13. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Мы не можем на­блю­дать, как кто-то что-то видит. Не пу­тать с гла­го­лом watch – смот­реть.

Я на­ве­щу своих дру­зей, то есть мы можем на­блю­дать за про­цес­сом.

 К таким гла­го­лам еще от­но­сят­ся:

- taste(иметь вкус/про­бо­вать)

- smell (пах­нуть/ню­хать)

- look (вы­гля­деть/смот­реть)

- feel (чув­ство­вать/тро­гать)

- think (ду­мать/об­ду­мы­вать)

- appear (ка­зать­ся/вы­сту­пать на сцене)

 В одном из этих зна­че­ний гла­гол яв­ля­ет­ся ста­ти­че­ским, а в дру­гом – ди­на­ми­че­ским.

Чтобы разо­брать­ся, яв­ля­ет­ся гла­гол ди­на­ми­че­ским или ста­ти­че­ским, нужно хо­ро­шо по­ни­мать кон­текст, в ко­то­ром этот гла­гол упо­треб­лен.

Гла­гол to be тоже ино­гда может упо­треб­лять­ся с вре­ме­на­ми груп­пы Continuous, но в опре­де­лен­ном зна­че­нии, на­при­мер, для опи­са­ния вре­мен­но­го со­сто­я­ния или по­ве­де­ния.

E.g.     You are being too tired today. What’s wrong?

           Ты вы­гля­дишь такой уста­лой се­год­ня. Что слу­чи­лось?

           She is being jealous.

           Она рев­ну­ет.

You are being too tired today.

Рис. 14. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Кроме того, гла­гол to be может упо­треб­лять­ся с вре­ме­на­ми груп­пы Continuous в пас­сив­ном за­ло­ге, на­при­мер, Present Continuous Passive или Past Continuous Passive.

E.g.     A new bridge is being built in our town.

           Новый мост стро­ит­ся в нашем го­ро­де.

           When I came in, my project was being discussed.

           Когда я вошел, об­суж­да­ли мой про­ект.

Сле­ду­ет от­дель­но от­ме­тить один ин­те­рес­ный факт: боль­шин­ство гла­го­лов со­сто­я­ния можно ис­поль­зо­вать с вре­ме­на­ми груп­пы Continuous для вы­ра­же­ния силь­ных по­зи­тив­ных или нега­тив­ных эмо­ций.

E.g.     I’m loving it! – Я так это люблю!

           I’m hating the way you sing. – Мне ужас­но не нра­вит­ся, как ты поешь.

           I’m needing you, don’t leave! – Ты мне очень нужна, не уходи!

 4. Практические задания

Да­вай­те по­тре­ни­ру­ем­ся на упраж­не­ни­ях, чтобы лучше усво­ить эти нелег­кие пра­ви­ла.

Look at the sentences and open the brackets putting verbs into the necessary form.

1. I (to think) he is good at swimming. –> I think he is good at swimming.

2. Don’t bother me! I (to think). –> Don’t bother me! I am thinking.

3. I (to have) a nice little kitten. –> I have a nice little kitten.

4. He (to have) dinner now. –> He is having dinner now.

5. He (to love) his Mom and Dad. –> He loves his Mom and Dad.

6. Oh, it’s my favourite song! I (to love) it. –> Oh, it’s my favourite song! I am loving it.

7. This juice (to taste) sweet. –> This juice tastes sweet.

8. What is he doing? He (to taste) soup. –> What is he doing? He istasting soup.

Вопросы к конспектам

1. Рас­крой­те скоб­ки, по­ста­вив гла­гол в нуж­ную форму.

1. Look! Tom (to swim) in the pool. 2. He (to think) he will go to the cinema with his friends. 3. Ann, what you (to do)? – I (to smell) these wonderful roses. 4. Mmm, your pizza (to smell) tasty. 5. Don’t you see? She (to be) really angry. 6. Our new house (to be) much bigger than the previous one. 7. Oh my God! It’s Brad Pitt! I (to love) him so much! 8. You (to like) his new jeans? 9. I (to be) sure, Dick (to have) dinner now. 10. How many dogs you (to have)? 11. We (to believe) he will come in time. 12. These cakes (to taste) perfect. 13. Kate is a strange girl. She always (to cry). 14. I (to love) my younger sister very much. 15. Mum, please, buy me an ice-cream! Please, please, please! I (to want) it

Последнее изменение: Пятница, 6 Октябрь 2017, 14:02