Present Perfect Continuous

 1. Вступительное слово

Present Perfect Continuous – на­сто­я­щее со­вер­шен­ное дли­тель­ное время. Для того чтобы пра­виль­но его упо­треб­лять, нужно по­нять, ка­ко­го рода дей­ствие оно опи­сы­ва­ет и чем прин­ци­пи­аль­но от­ли­ча­ет­ся от таких близ­ких вре­мен, как Present Perfect, Present Continuous и Past Continuous.

Present Perfect Continuous ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния дли­тель­но­го дей­ствия, ко­то­рое на­ча­лось в про­шлом и про­дол­жа­ет­ся до мо­мен­та речи.

 2. Построение предложений в Present Perfect Continuous

Как же стро­ит­ся Present Perfect Continuous?

Present Perfect Continuous от­но­сит­ся к груп­пе Perfect, зна­чит, в его со­став вой­дет гла­гол have. Также это время от­но­сит­ся к груп­пе Continuous, сле­до­ва­тель­но, в его со­ста­ве мы встре­тим гла­гол to be, а к смыс­ло­во­му гла­го­лу мы до­ба­вим окон­ча­ние –ing. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что гла­гол-связ­ка to be будет ис­поль­зо­вать­ся в тре­тьей форме.

Таким об­ра­зом, утвер­ди­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние в Present Perfect Continuous будет вы­гля­деть сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

I

You

We

They

have

(I’ve/we’ve)

been playing.

He

She

It

has

(he’s)

 

Present Perfect Continuous ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния дли­тель­но­го дей­ствия, ко­то­рое на­ча­лось в про­шлом и про­дол­жа­ет­ся до мо­мен­та речи.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Для того чтобы со­ста­вить во­про­си­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, мы вы­не­сем have/has на пер­вое место в пред­ло­же­нии. Осталь­ная часть пред­ло­же­ния оста­нет­ся без из­ме­не­ний.

Have

I

you

we

they

been playing?

Has

he

she

it

 

Если мы хотим со­ста­вить от­ри­ца­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, то к гла­го­лу have/has мы до­ба­вим от­ри­ца­тель­ную ча­сти­цу not.

I

You

We

They

have not

(haven’t)

been playing.

He

She

It

has not

(hasn’t)

 

 3. Первое значение Present Perfect Continuous

Это время опи­сы­ва­ет дей­ствие, ко­то­рое на­ча­лось в про­шлом, про­дол­жа­лось опре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни до на­сто­я­ще­го мо­мен­та и все еще на­хо­дит­ся в своем раз­ви­тии в мо­мент речи. В таком зна­че­нии Present Perfect Continuous пе­ре­во­дит­ся на рус­ский язык гла­го­лом в на­сто­я­щем вре­ме­ни.

При­ме­ры:

1) He has been working in this shop for five years.

    Он ра­бо­та­ет в этом ма­га­зине пять лет.

Мы го­во­рим о том, что он начал ра­бо­тать здесь 5 лет назад (то есть дей­ствие, ко­то­рое на­ча­лось в про­шлом), ра­бо­тал в нем уже пять лет (ука­за­ние пе­ри­о­да вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го про­дол­жа­лось это дей­ствие) и про­дол­жа­ет ра­бо­тать там в на­сто­я­щее время.

2) How long have they been living in Moscow?

    Сколь­ко вре­ме­ни они живут в Москве?

В во­про­се под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что они жили в Москве в те­че­ние ка­ко­го-то пе­ри­о­да вре­ме­ни до на­сто­я­ще­го мо­мен­та и про­дол­жа­ют жить и в на­сто­я­щее время.

How long have they been living in Moscow?  Сколь­ко вре­ме­ни они живут в Москве?

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

3) The History Museum has been functioning since 1872.

    Ис­то­ри­че­ский музей ра­бо­та­ет с 1872 года.

Мы го­во­рим о том, что ис­то­ри­че­ский музей начал ра­бо­тать в 1872 году (это на­ча­ло дей­ствия в про­шлом), ра­бо­тал с 1872 года до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни (мы ука­зы­ва­ем пе­ри­од вре­ме­ни) и про­дол­жа­ет ра­бо­тать и в на­сто­я­щее время.

Как видно из при­ве­ден­ных при­ме­ров, Present Perfect Continuous все­гда под­ра­зу­ме­ва­ет или непо­сред­ствен­но ука­зы­ва­ет на пе­ри­од вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го со­вер­ша­лось дей­ствие, по­это­му это время, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­ет­ся та­ки­ми сиг­наль­ны­ми сло­ва­ми:

- for an hour – в те­че­ние часа

- for a month – в те­че­ние ме­ся­ца

- for a long time – в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни

- since yesterday – со вче­раш­не­го дня

- since five o’clock – с пяти часов

- since morning – с утра

- since she returned – с тех пор, как она вер­ну­лась

- lately – недав­но, в по­след­нее время

- all my life – всю жизнь

- all this year – весь этот год

- all day long – весь день

- these three weeks – эти три неде­ли

Ил­лю­стра­ция к сиг­наль­ным сло­вам

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к сиг­наль­ным сло­вам

 4. Разница между Present Perfect Continuous и Present Continuous

Present Continuous вы­ра­жа­ет дли­тель­ное дей­ствие в на­сто­я­щем вре­ме­ни. Для того чтобы по­стро­ить Present Continuous, нам по­тре­бу­ет­ся гла­гол to be в нуж­ной форме, а к смыс­ло­во­му гла­го­лу мы до­ба­вим окон­ча­ние –ing. Не за­бы­вай­те вы­би­рать нуж­ную форму гла­го­ла to be – am, isили are.

 

Вот при­ме­ры утвер­ди­тель­ных вы­ска­зы­ва­ний:

I

am

jumping now.

He

She

It

is

 

You

We

They

are

 

Чтобы по­стро­ить во­про­си­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, нужно вы­не­сти гла­гол tobe, а имен­но его формы am/is/are, на пер­вое место в пред­ло­же­нии.

Am

I

jumping now?

Is

he

she

it

 

Are

you

we

they

 

I am jumping now

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­рам

Чтобы со­ста­вить от­ри­ца­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, нужно до­ба­вить к гла­го­лу tobe от­ри­ца­тель­ную ча­сти­цу not или ис­поль­зу­ем со­кра­щен­ные формы isn’t/aren’t. Не за­будь­те вы­брать нуж­ную форму гла­го­ла to be.

I

am not (I’m not)

jumping now.

He

She

It

is not (isn’t)

 

You

We

They

are not (aren’t)

 

В раз­го­вор­ном ан­глий­ском языке, как пра­ви­ло, упо­треб­ля­ют­ся со­кра­щен­ные формы утвер­ди­тель­ных и от­ри­ца­тель­ных вы­ска­зы­ва­ний, на­при­мер, I’m, isn’t, aren’t и т.д.

 5. Разница между Present Perfect Continuous и Present Perfect

Present Perfect Continuous, как и Present Continuous, обо­зна­ча­ет дей­ствие, ко­то­рое на­хо­дит­ся в раз­ви­тии в мо­мент речи, по­это­му обе эти гла­голь­ные формы пе­ре­во­дят­ся на рус­ский язык при по­мо­щи гла­го­лов в на­сто­я­щем вре­ме­ни. Раз­ни­ца лишь в том, что Present Perfect Continuous все­гда ука­зы­ва­ет или под­ра­зу­ме­ва­ет пе­ри­од вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го раз­ви­ва­лось дей­ствие.

Да­вай­те рас­смот­рим сле­ду­ю­щие при­ме­ры.

1) I have been watching TV for two hours.

Я смот­рю те­ле­ви­зор два часа.

Зна­чит, в на­сто­я­щий мо­мент я смот­рю те­ле­ви­зор. Я на­ча­ла смот­реть его рань­ше и смот­рю его уже два часа до на­сто­я­ще­го мо­мен­та.

I have been watching TV for two hours.  Я смот­рю те­ле­ви­зор два часа.

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Срав­ни­те со сле­ду­ю­щей си­ту­а­ци­ей.

2) I am reading a book now. – Я читаю книгу сей­час.

В на­сто­я­щий мо­мент я читаю книгу. Я начал чи­тать ее рань­ше, од­на­ко не ука­за­но, сколь­ко вре­ме­ни я читал ее до на­сто­я­ще­го мо­мен­та.

В этом и со­сто­ит раз­ни­ца между Present Continuous и Present Perfect Continuous.

           

А те­перь по­смот­рим, в чем же от­ли­чие Present Perfect Continuous и Present Perfect.

Раз­ни­ца между ними со­сто­ит в том, что Present Perfect Continuous ука­зы­ва­ет на про­ме­жу­ток вре­ме­ни, в ко­то­рый со­вер­ша­ет­ся дей­ствие, тогда как Present Perfect ука­зы­ва­ет толь­ко на ре­зуль­тат.

 6. Второе значение Present Perfect Continuous

Present Perfect – на­сто­я­щее за­вер­шен­ное время. Оно опи­сы­ва­ет дей­ствие, за­кон­чив­ше­е­ся к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту. Как и во всех вре­ме­нах груп­пы Perfect, в его со­став вой­дет гла­гол have/has и смыс­ло­вой гла­гол в тре­тьей форме.

Утвер­ди­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние в Present Perfect будет вы­гля­деть так:

I

have

already done homework.

He

She

It

has

 

You

We

They

have

 

Если нам нужно за­дать во­прос в Present Perfect, то мы гла­гол-связ­ку have/has вы­не­сем на пер­вое место в пред­ло­же­нии.

Have

I

already done homework?

Has

he

she

it

 

Have

you

we

they

 

Если нам нужно за­дать во­прос в Present Perfect, то мы гла­гол-связ­ку have/has вы­не­сем на пер­вое место в пред­ло­же­нии.

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к при­ме­рам

Для того чтобы по­стро­ить от­ри­ца­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние, мы до­ба­вим к гла­го­лу-связ­ке от­ри­ца­тель­ную ча­сти­цу not. Также мы можем ис­поль­зо­вать со­кра­щен­ную форму.

I

have not (haven’t)

done homework yet.

He

She

It

has not (hasn’t)

 

You

We

They

have not (haven’t)

 

В раз­го­вор­ном ан­глий­ском языке, как пра­ви­ло, упо­треб­ля­ют­ся со­кра­щен­ные формы haven’t/hasn’t.

Да­вай­те срав­ним две си­ту­а­ции.

1) She has been learning English for four years. – Она изу­ча­ет ан­глий­ский язык уже в те­че­ние че­ты­рех лет.

Ука­зан пе­ри­од вре­ме­ни.

2) I have been to London. – Я бы­ва­ла в Лон­доне.

Нам важен толь­ко ре­зуль­тат.

I have been to London. – Я бы­ва­ла в Лон­доне.

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Present Perfect Continuous также ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­же­ния дей­ствия, ко­то­рое дли­лось на про­тя­же­нии ка­ко­го-то пе­ри­о­да, но к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту уже за­кон­чи­лось. В такой си­ту­а­ции мы будем пе­ре­во­дить его при по­мо­щи гла­го­ла в про­шед­шем вре­ме­ни.

 E.g.

1) What work have you been doing up to now?

Какую ра­бо­ту вы де­ла­ли до сих пор?

2) Here you are at last! I have been looking for you. – Вот и ты! Я тебя искал.

Мы под­ра­зу­ме­ва­ем, что дей­ствия вы­пол­ня­лись в про­шлом на про­тя­же­нии ка­ко­го-то про­ме­жут­ка вре­ме­ни, но в на­сто­я­щее время уже не вы­пол­ня­ют­ся.

В таких си­ту­а­ци­ях Present Perfect Continuous важно не пу­тать с Past Continuous, ко­то­рое тоже вы­ра­жа­ет дли­тель­ное дей­ствие, ко­то­рое в на­сто­я­щее время уже не про­дол­жа­ет­ся. Раз­ни­ца здесь за­клю­ча­ет­ся в том, что Past Continuous вы­ра­жа­ет дей­ствие, не свя­зан­ное с на­сто­я­щим мо­мен­том. Нам важно лишь, в какой мо­мент в про­шлом про­ис­хо­ди­ло это дей­ствие. А Present Perfect Continuous свя­за­но с на­сто­я­щим мо­мен­том.

 7. Разница между Present Perfect Continuous и Past Continuous

Past Continuous слу­жит для опи­са­ния дли­тель­ных дей­ствий в про­шлом.

Для того чтобы со­ста­вить утвер­ди­тель­ное вы­ска­зы­ва­ние в Past Continuous нам по­тре­бу­ет­ся гла­гол-связ­ка to be в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни was/were, а к смыс­ло­во­му гла­го­лу мы до­ба­вим окон­ча­ние –ing.

I

He

She

It

was

jumping at 2 o’clock yesterday.

You

We

They

were

 

В во­про­си­тель­ных вы­ска­зы­ва­ни­яхпер­вое место в пред­ло­же­нии зай­мет гла­гол to be.

Was

I

he

she

it

jumping at 2 o’clock yesterday?

Were

you

we

they

 

Для от­ри­ца­тель­ных вы­ска­зы­ва­ний мы к гла­го­лу to be до­ба­вим от­ри­ца­тель­ную ча­сти­цу not, а к смыс­ло­во­му гла­го­лу мы при­ба­вим окон­ча­ние –ing.

I

He

She

It

was not (wasn’t)

jumping at 2 o’clock yesterday.

You

We

They

were not (weren’t)

 

В раз­го­вор­ном ан­глий­ском пре­иму­ще­ствен­но упо­треб­ля­ет­ся крат­кая форма.

 8. Практические задания

За­пом­ни­те! Present Perfect Continuous НЕ упо­треб­ля­ет­ся с гла­го­ла­ми, вы­ра­жа­ю­щи­ми чув­ства, вос­при­я­тие, а также с гла­го­ла­ми to be, to be long, to consist… и неко­то­ры­ми дру­ги­ми. Вме­сто Present Perfect Continuous в этих слу­ча­ях упо­треб­ля­ет­ся Present Perfect, ко­то­рый пе­ре­во­дит­ся гла­го­лом в на­сто­я­щем вре­ме­ни.

E.g.     1) He has been here since 6 o’clock. – Он здесь с шести часов.

           2) We have not noticed any movement in the street for two hours.

               Мы не за­ме­ча­ем ни­ка­ко­го дви­же­ния на улице в те­че­ние двух часов.

We have not noticed any movement in the street for two hours.

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

А те­перь да­вай­те по­тре­ни­ру­ем­ся на кон­крет­ных при­ме­рах, чтобы за­кре­пить по­лу­чен­ные на уроке зна­ния.

Look at the sentences and open the brackets using the verbs in the necessary forms. Use Present Perfect Continuous.

1. We (to change) our clothes. –> We have been changing our clothes.

2. She (to carry) a bag. –> She has been carrying a bag.

3. You (to listen) to the radio. –> You have been listening to the radio.

4. We (to walk) in the mountains. –> We have been walking in the mountains.

5. The teacher (to explain) the tenses. –> The teacher has been explaining the tenses.

6. She (to brush) her teeth. –> She has been brushing her teeth.

7. They (to swim) in the lake. –> They have been swimming in the lake.

 9. Заключительное слово

Итак, на дан­ном уроке мы вы­учи­ли еще одно время в ан­глий­ской грам­ма­ти­ке – Present Perfect Continuous. Мы рас­смот­ре­ли его об­ра­зо­ва­ние и ис­поль­зо­ва­ние, а также об­су­ди­ли, чем оно от­ли­ча­ет­ся от по­доб­ных ан­глий­ских вре­мен.

 

Вопросы к конспектам

1. Рас­крой­те скоб­ки, по­ста­вив гла­го­лы в нуж­ной форме.

            1. Yesterday at 5 o’clock I (to watch) TV with my friends. 2. He (to work) in this supermarket for 10 years. 3. She (to look) for her notebook at the moment. 4. They never (to be) to Russia. 5. Where you (to be) all the day long? – I (to run) in the forest. 6. Look! Chris (to write) with mistakes on the blackboard. 7. At that moment we (to go) to the cinema. 8. Jane (not to see) her best friend since she returned from Rome. 9. He (to jump) since 4 o’clock. 10. They (to study) at the same college since 2010. 11. How many times you (to be) to London? 12. I (to wait) for my sister since morning. 13. You (to see) him this morning? 14. Be quicker! Don’t forget that I (to wait) for you. 15. How long you (to live) in this marvelous town?

Последнее изменение: Пятница, 6 Октябрь 2017, 14:19