Словообразование прилагательных

5 спо­со­бов за­пом­нить ино­стран­ные слова

Для про­грес­са в изу­че­нии ино­стран­но­го языка тре­бу­ет­ся по­сто­ян­но по­пол­нять свой сло­вар­ный запас. Как на­учить­ся лучше и быст­рее за­по­ми­нать новые слова? Вот несколь­ко спо­со­бов за­по­ми­на­ния новых слов.

1. Ис­поль­зуй­те клей­кие ли­сточ­ки. Ярким мар­ке­ром на­пи­ши­те слова и раз­весь­те ли­сточ­ки по дому. На­ты­ка­ясь на них, вы бу­де­те вспо­ми­нать слова – это осо­бен­но по­мо­га­ет на на­чаль­ных эта­пах. По мере за­по­ми­на­ния слов ме­няй­те ли­сточ­ки.

2. По­вто­ри­те толь­ко вы­учен­ные слова на сле­ду­ю­щий день и через несколь­ко дней. Это су­ще­ствен­но улуч­шит их за­по­ми­на­ние.

3. Поль­зуй­тесь ком­пью­тер­ны­ми учеб­ны­ми про­грам­ма­ми для за­по­ми­на­ния слов.

4. Ожи­ви­те слова при по­мо­щи фан­та­зии! При­ду­май­те ка­кую-ни­будь кар­тин­ку или рас­сказ, ко­то­рый будет ас­со­ци­и­ро­вать­ся с вы­учен­ны­ми сло­ва­ми, пусть даже они будут нере­аль­ны­ми. Это очень по­мо­жет вам.

5. Иг­рай­те в слова с дру­зья­ми. Прин­цип прост – каж­дое сле­ду­ю­щее слово долж­но на­чи­нать­ся с по­след­ней буквы преды­ду­ще­го. Можно вы­брать опре­де­лен­ную часть речи или опре­де­лен­ную тему – так даже ин­те­рес­нее.

cat – кот,

leaf – ли­сто­чек,

ear – ухо,

stick – палка,

dress – пла­тье,

bag – сумка. (Рис. 1)

cat – кот,  leaf – ли­сто­чек,  ear – ухо,  stick – палка,  dress – пла­тье,  bag – сумка.

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к сло­вам

 

Суф­фик­сы, ко­то­рые об­ра­зу­ют при­ла­га­тель­ные от су­ще­стви­тель­ных

Для на­ча­ла вспом­ним эле­мен­тар­ные по­ня­тия, свя­зан­ные со струк­ту­рой слова. Ос­но­васлова – это его ко­рень. При­став­ка – эле­мент слова, ко­то­рый ста­вит­ся перед кор­нем. Суф­фикс – эле­мент слова, ко­то­рый ста­вит­ся после корня слова.

На­при­мер,     happy (счаст­ли­вый) → happy (ос­но­ва слова)

                     unhappy (несчаст­ли­вый) → unhappy (при­став­ка + ос­но­ва слова)

                     teach (учить) → teach (ос­но­ва слова)

                     teacher (учи­тель) → teacher(ос­но­ва слова + суф­фикс)

Как видно из при­ме­ров, ан­глий­ские слова об­ра­зу­ют­ся с по­мо­щью до­бав­ле­ния суф­фик­сов или при­ста­вок, или того и дру­го­го од­но­вре­мен­но. Рас­смот­рим суф­фик­сы, ко­то­рые об­ра­зу­ют из раз­ных ча­стей речи при­ла­га­тель­ные в ан­глий­ском языке.

Итак, пер­вая груп­па суф­фик­сов – это суф­фик­сы, ко­то­рые об­ра­зу­ют при­ла­га­тель­ное от су­ще­стви­тель­но­го.

Суф­фикс -y ука­зы­ва­ет на ка­че­ство, свой­ство, вы­ра­жен­ное ос­нов­ной слова.

На­при­мер,     sun (солн­це) – sunny (сол­неч­ный),

taste (вкус) – tasty (вкус­ный),

fun (ве­се­лье) – funny (ве­се­лый).

Суф­фикс -ly ука­зы­ва­ет на на­ли­чие ка­честв, вы­ра­жен­ных ос­но­вой, то есть ис­ход­ным су­ще­стви­тель­ным.

На­при­мер,     friend (друг) – friendly (дру­же­люб­ный),

cost (цена) – costly (до­ро­гой),

day (день) – daily (еже­днев­ный).

Суф­фикс -ous также ука­зы­ва­ет на свой­ство, ка­че­ство, вы­ра­жен­ное ис­ход­ным су­ще­стви­тель­ным.

На­при­мер, danger (опас­ность) – dangerous (опас­ный),

fame (из­вест­ность) – famous (из­вест­ный),

adventure (при­клю­че­ние) – adventurous (от­важ­ный).

Суф­фикс -ful озна­ча­ет на­ли­чие ка­че­ства.

На­при­мер, power (сила) – powerful (силь­ный),

success (успех) – successful (успеш­ный),

beauty (кра­со­та) – beautiful (кра­си­вый).

Суф­фикс -less ука­зы­ва­ет на от­сут­ствие свой­ства или ка­че­ства.

На­при­мер, home (дом) – homeless (без­дом­ный),

use (ис­поль­зо­ва­ние) – useless (бес­по­лез­ный),

fear (страх) – fearless (бес­страш­ный).

Суф­фикс -ish может озна­чать на­ли­чие при­зна­ка в сла­бой сте­пе­ни.

На­при­мер, red (крас­но­та) – reddish (крас­но­ва­тый),

fool (глу­пец) – foolish (глу­по­ва­тый),

self (лич­ность) – selfish (эго­и­стич­ный).

Или суф­фикс -ish, как и суф­фик­сы -ese, -ian может ука­зы­вать на при­над­леж­ность к на­ци­о­наль­но­сти.

На­при­мер,  Poland (Поль­ша) – Polish (поль­ский),

China (Китай) – Chinese (ки­тай­ский),

Ukraine (Укра­и­на) – Ukrainian (укра­ин­ский).

 

Суф­фик­сы, ко­то­рые об­ра­зу­ют при­ла­га­тель­ные от гла­го­лов

Вто­рая груп­па суф­фик­сов – это те суф­фик­сы, ко­то­рые по­мо­га­ют нам об­ра­зо­вы­вать при­ла­га­тель­ные от гла­го­лов.

Суф­фикс -able ука­зы­ва­ет на на­ли­чие при­зна­ка, свой­ства, ка­че­ства.

На­при­мер,     pay (пла­тить) – payable (пла­те­же­спо­соб­ный),

eat (есть) – eatable (съе­доб­ный),

remark (за­ме­чать) – remarkable (за­ме­ча­тель­ный).

Суф­фик­сы -ive и -ent тоже озна­ча­ют на­ли­чие свойств и ка­честв, вы­ра­жен­ных ос­но­вой слова.

На­при­мер,     act (дей­ство­вать) – active (ак­тив­ный),

differ (раз­ли­чать­ся) – different (раз­лич­ный),

depend (за­ви­сеть) – dependent (за­ви­си­мый).

 

При­став­ки, ко­то­рые об­ра­зу­ют при­ла­га­тель­ные

Ан­глий­ские при­ла­га­тель­ные могут об­ра­зо­вы­вать­ся не толь­ко до­бав­ле­ни­ем суф­фик­са, но и до­бав­ле­ни­ем при­став­ки к ос­но­ве слова. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми яв­ля­ют­ся при­став­ки с от­ри­ца­тель­ным зна­че­ни­ем.

На­при­мер, happy (счаст­ли­вый) – unhappy (несчаст­ли­вый),

known (из­вест­ный) – unknown (неиз­вест­ный),

possible (воз­мож­ный) – impossible (невоз­мож­ный),

regular (пра­виль­ный) – irregular (непра­виль­ный),

active (ак­тив­ный) – inactive (неак­тив­ный).

 

House vs. home

Слова house и home про­сты и зна­ко­мы нам, и мы часто ду­ма­ем, что они яв­ля­ют­ся аб­со­лют­ны­ми си­но­ни­ма­ми. Но всё же это не так. Между ними су­ще­ству­ет от­ли­чие. За­гля­нув в сло­варь, мы най­дем, что house под­ра­зу­ме­ва­ет в первую оче­редь «зда­ние, стро­е­ние», а home – это семья, зна­ко­мая об­ста­нов­ка, до­маш­нее окру­же­ние.

Когда мы го­во­рим о своем доме, то часто имеем в виду свою семью и до­маш­нюю об­ста­нов­ку, ат­мо­сфе­ру в доме. И со школы мы при­хо­дим не в зда­ние, а в до­маш­нюю ат­мо­сфе­ру. В этом слу­чае будем го­во­рить, что «дом» – это home.

Sorry, I have fallen ill so I will stay at home.  Из­ви­ни, я за­бо­ле­ла, по­это­му оста­нусь дома.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

На­при­мер, I have just come home.

Я толь­ко что при­ш­ла домой.

Sorry, I have fallen ill so I will stay at home.

Из­ви­ни, я за­бо­ле­ла, по­это­му оста­нусь дома. (Рис. 2)

Children! It’s time to go home!

Дети! Пора идти домой!

Если же мы го­во­рим о внеш­нем об­ли­ке дома, то ис­поль­зу­ем слово house.

На­при­мер, This green house is beautiful.

                 Этот зе­ле­ный дом очень кра­си­вый.

I’ve bought a new house.

Я ку­пи­ла новый дом. (Рис. 3)

I’ve bought a new house.  Я ку­пи­ла новый дом.

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 

Сти­хо­тво­ре­ние с непра­виль­ны­ми гла­го­ла­ми

Один из лег­ких и ин­те­рес­ных спо­со­бов за­пом­нить боль­шое ко­ли­че­ство непра­виль­ных гла­го­лов – это со­брать их в одно сти­хо­тво­ре­ние. Вот при­мер та­ко­го сти­хо­тво­ре­ния.

Клад искал один чудак.

Целый месяц dig-dug-dug (ко­пать),

Find-found-found(на­хо­дить) на­ко­нец

ме­тал­ли­че­ский ларец.

Take-took-taken(брать) он топор

И со­рвал с него запор.

Перед тем, как от­кры­вать,

Go-went-gone(идти) домой по­спать.

И всю ночь во сне чудак

Drive-drove-driven(во­дить) Ка­дил­лак,

Eat-ate-eaten(есть) ана­на­сы

И коп­че­ные кол­ба­сы,

Fly-flew-flown(ле­тать) в об­ла­ках,

Keep-kept-kept(дер­жать) свой клад в руках,

Spend-spent-spent(тра­тить) на ветер день­ги,

Build-built-built(стро­ить) себе фа­зен­ды.

Но awake-awoke-awoken(про­сы­пать­ся),

Он ни слова speak-spoke-spoken(го­во­рить),

Run-ran-run(бе­жать) во весь опор,

Find-found-found(на­хо­дить) лишь топор!

 

За­да­ния для са­мо­про­вер­ки

And now let’s do some exercises to understand the formation of English adjectives better.

А те­перь сде­ла­ем несколь­ко упраж­не­ний, чтобы лучше по­нять об­ра­зо­ва­ние ан­глий­ских при­ла­га­тель­ных.

The first task. Look at the words and try to form adjectives.

1. fool –> foolish

2. fun –> funny

3. danger –> dangerous

4. month –> monthly

 

The second task. Look at the sentences and open the brackets to fill the gaps with the right adjectives.

1. Do you know the ___ (England) language well? → English

2. I’m not sure that these blue berries are ___ (eat). → eatable

3. I hope you will be ___ (care) on the road. → careful

4. Unfortunately, there a lot of ___ (home) people who beg for money. → homeless

5. He is a very ___ (act) person. He likes hiking and diving. → active  

Вопросы к конспектам

Рас­крой­те скоб­ки, об­ра­зо­вав нуж­ные при­ла­га­тель­ные.

1. Do you know many ___ (regular) verbs? 2. There are ___ (differ) kinds of coffee in this shop. 3. The language in Turkey is called ___ (Turkey). 4. You are so ___ (self)! You don’t notice other people. 5. This girl is as ___ (beauty) as a rose. 6. It can’t be that you don’t know this ___ (fame) writer. 7. To wash the dishes is my ___ (day) duty. 8. I have never eaten such a ___ (taste) pie! 9. I hope he is an experienced ___ (drive). 10. Why are you looking so ___ (happy) and sad?

Рас­пре­де­ли­те сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы в две ко­лон­ки: пер­вая – суф­фик­сы, ко­то­рые по­мо­га­ют об­ра­зо­вать при­ла­га­тель­ные от су­ще­стви­тель­ных; вто­рая – суф­фик­сы, ко­то­рые по­мо­га­ют об­ра­зо­вать при­ла­га­тель­ные от гла­го­лов.

Вни­ма­ние! Могут быть лиш­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные эле­мен­ты.

-y, -ese, -ent, un-, -ful, -ish, -ive, -less, in-, -ly, -ous, -able, im-, -ly

Последнее изменение: Пятница, 6 Октябрь 2017, 02:03