Реформы и революции в современном мире

В на­ча­ле XXI века че­ло­ве­че­ство столк­ну­лось с мас­сой нере­шён­ных про­блем, до­став­ших­ся ему из века ХХ. Путь ре­форм или путь ре­во­лю­ции – это ко­рен­ной во­прос в се­го­дняш­нем об­ще­стве. Стоит от­ме­тить опре­де­лён­ную тен­ден­цию – в т.н. «раз­ви­тых» стра­нах (в первую оче­редь, это стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы и США) пра­ви­тель­ства и на­се­ле­ние этих стран пред­по­чи­та­ют по­сте­пен­ное, эво­лю­ци­он­ное раз­ви­тие. Они боль­ше скло­ня­ют­ся к ре­фор­мам, неже­ли к ре­во­лю­ции. Во мно­гом это объ­яс­ня­ет­ся теми по­сто­ян­ны­ми во­ен­ны­ми кон­флик­та­ми, ко­то­рые пе­ре­жи­ва­ли эти стра­ны (в осо­бен­но­сти Ев­ро­па) за всю свою мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию и ге­не­ти­че­ской па­мя­тью о тех мно­го­мил­ли­он­ных жерт­вах, ко­то­рые по­яв­ля­лись в ходе таких кон­флик­тов. С дру­гой сто­ро­ны, до­ста­точ­ная фи­нан­со­вая и ма­те­ри­аль­ная обес­пе­чен­ность, уве­рен­ность в зав­траш­нем дне де­ла­ют ре­во­лю­цию прак­ти­че­ски невоз­мож­ной. Вы­со­кий уро­вень жизни – это ещё одна при­чи­на от­ка­за от ре­во­лю­ци­он­ных по­тря­се­ний (Рис. 1).

Со­вре­мен­ное об­ще­ство

Рис. 1. Со­вре­мен­ное об­ще­ство

В стра­нах же, где си­ту­а­ция от­ли­ча­ет­ся от вы­ше­опи­сан­ной, про­сле­жи­ва­ют­ся об­рат­ные тен­ден­ции. Низ­кий уро­вень бла­го­со­сто­я­ния, бед­ность, ни­ще­та или от­сут­ствие ка­ких-ли­бо эле­мен­тар­ных жиз­нен­но необ­хо­ди­мых вещей очень хо­ро­шо пи­та­ют ре­во­лю­ци­он­ные идеи.

Так, в аф­ри­кан­ских стра­нах, где уро­вень жизни очень низок, а голод и бо­лез­ни силь­но рас­про­стра­не­ны, идеи ре­во­лю­ции очень по­пу­ляр­ны и вос­тре­бо­ва­ны. Имен­но из-за та­ко­го по­ло­же­ния вещей, в Цен­траль­ной Аф­ри­ке по­сто­ян­но про­ис­хо­дят во­ен­ные и граж­дан­ские пе­ре­во­ро­ты.

«Оран­же­вая ре­во­лю­ция» на Укра­ине

Рис. 2. «Оран­же­вая ре­во­лю­ция» на Укра­ине

В стра­нах, ко­то­рые ещё недав­но на­хо­ди­лись в ми­ро­вой со­ци­а­ли­сти­че­ской си­сте­ме, также про­ис­хо­дят до­воль­но про­ти­во­ре­чи­вые про­цес­сы, на­сло­ен­ные ещё и на внеш­нюю по­ли­ти­ку. Так, с на­ча­ла века, на пост­со­вет­ском про­стран­стве, в стра­нах СНГ, про­ка­ти­лись т.н. «цвет­ные ре­во­лю­ции». В 2001 году – в Гру­зии («Ре­во­лю­ция роз»), в 2004 году – на Укра­ине («Оран­же­вая ре­во­лю­ция») (Рис. 2), в 2005 году – в Кир­ги­зии («Ре­во­лю­ция Тюль­па­нов»), ми­тин­ги и ше­ствия в Мол­да­вии, Бе­ло­рус­сии и в самой Рос­сии. За всеми этими ре­во­лю­ци­я­ми стоит боль­шая внеш­няя по­ли­ти­ка и гео­по­ли­ти­че­ская стра­те­гия. Но по­че­му они стали воз­мож­ны? До­ста­точ­но бед­ная жизнь в этих стра­нах, со­ци­аль­ная неза­щи­щён­ность, разо­ча­ро­ва­ние в по­след­них 20 годах неза­ви­си­мой жизни и проч., яв­ля­ют­ся хо­ро­шим «ма­те­ри­а­лом» для ре­во­лю­ци­о­не­ров и лиц, ко­то­рые хотят из­ме­нить су­ще­ству­ю­щий строй на­силь­ствен­ным путём.

Ещё одной сто­ро­ной се­го­дняш­них из­ме­не­ний яв­ля­ют­ся ис­ла­ми­сты. Ислам как одна из ми­ро­вых ре­ли­гий в по­след­ние 20 лет стал уве­рен­но за­яв­лять о себе. Но всё было бы хо­ро­шо, если не по­яв­ля­лись бы люди, ста­вя­щие Ислам выше дру­гих ре­ли­гий. До­ста­точ­ная бед­ность араб­ско­го на­се­ле­ния и все те беды, о ко­то­рых было ска­за­но выше, на­кла­ды­ва­ют­ся ещё и на ре­ли­ги­оз­ный фак­тор. Ис­ла­ми­сты ста­но­вят­ся тер­ро­ри­ста­ми, виня весь за­пад­ный мир и всю хри­сти­ан­скую ци­ви­ли­за­цию в тех бедах, ко­то­рые при­хо­дит­ся пе­ре­жи­вать ис­лам­ско­му миру (Рис. 3).

На се­го­дняш­ний день, во­прос ре­форм и ре­во­лю­ций по-преж­не­му оста­ёт­ся одним из цен­траль­ных во­про­сов раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства.

Ис­ла­ми­сты в Егип­те

Рис. 3. Ис­ла­ми­сты в Егип­те

Последнее изменение: Понедельник, 14 Май 2018, 17:32