Развитие чешской государственности в IX - XV вв.

Ве­ли­ко­мо­рав­ская дер­жа­ва рас­па­лась в на­ча­ле X века, не сумев про­ти­во­сто­ять на­тис­ку вен­гров. Но уси­ли­я­ми пер­вой чеш­ской кня­же­ской ди­на­стии Пр­же­мыс­ло­ви­чей к на­ча­лу XIV века стра­на снова стала еди­ной. Дол­гое время Бо­ге­мия яв­ля­лась ча­стью Гер­ман­ской им­пе­рии. Во вто­рой по­ло­вине XII века ко­роль Чехии Пр­же­мысл Ота­кар II из­ме­нил си­ту­а­цию и су­ще­ствен­но рас­ши­рил гра­ни­цы своих вла­де­ний. Он при­со­еди­нил к чеш­ским зем­лям Ав­стрию, Шти­рию, Ка­рин­тию и Край­ну.

В на­ча­ле XIV века власть в стране пе­ре­ш­ла к ди­на­стии Люк­сем­бур­гов. Новый ко­роль Иоанн Люк­сем­бург­ский об­ла­дал во­ин­ствен­ным нра­вом. Сна­ча­ла он на­силь­ствен­но при­со­еди­нил к Бо­ге­мии Хеб и зна­чи­тель­ную часть Си­ле­зии, затем от­пра­вил­ся во­е­вать про­тив ан­гли­чан на сто­роне фран­цу­зов. Но в 1346 году в битве при Креси Иоанн погиб, и чеш­ская ко­ро­на пе­ре­ш­ла к его сыну Карлу I.

Вос­пи­ты­вав­ший­ся при фран­цуз­ском дворе со­всем еще юный Карл I почти не знал род­но­го чеш­ско­го языка и при вступ­ле­нии на трон был окру­жен мно­же­ством злых со­вет­чи­ков, стре­мив­ших­ся к вла­сти. Од­на­ко новый ко­роль, не смот­ря на столь юный воз­раст, ока­зал­ся до­ста­точ­но тон­ким и умным по­ли­ти­ком. За весь­ма ко­рот­кий срок Карл I вы­учил чеш­ский язык и взял браз­ды прав­ле­ния в свои руки. Впо­след­ствии он был ко­ро­но­ван как им­пе­ра­тор Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии под име­нем Карла IV (рис. 1).

Карл IV

Рис. 1. Карл IV

В Праге, став­шей при Карле I сто­ли­цей им­перии, про­жи­ва­ло около 40 тысяч че­ло­век. Тогда был со­ору­жен зна­ме­ни­тый Кар­лов мост (рис. 2), за­ло­жен собор Свя­то­го Витта (рис. 3).

Кар­лов мост

Рис. 2. Кар­лов мост

Собор свя­то­го Витта

Рис. 3. Собор свя­то­го Витта

В го­ро­да Чехии пе­ре­се­ля­лись немец­кие куп­цы и ма­сте­ра. Как и у себя на ро­дине, они созда­вали в го­ро­дах са­мо­управ­ле­ние. До се­ре­ди­ны XIV века в го­род­ском со­ве­те Праги не было ни од­но­го чеха. В руках нем­цев ока­за­лись и рудни­ки. Чеш­ские ре­мес­лен­ни­ки и тор­гов­цы тщет­но до­би­ва­лись уча­стия в го­род­ском управ­ле­нии. Ка­то­ли­че­ская цер­ковь в Чехии вла­де­ла тре­тьей ча­стью самых пло­до­род­ных зе­мель. Главе чеш­ской церк­ви, ар­хи­епи­ско­пу Праж­ско­му, при­надлежало 14 го­ро­дов и 900 де­ре­вень. Особен­но бо­га­ты­ми были мо­на­сты­ри. Кре­стьяне и го­ро­жане из­не­мо­га­ли от бесчис­ленных по­бо­ров церк­ви. Зна­чи­тель­ную часть до­хо­дов, по­лу­ча­е­мых в Чехии, ду­хо­вен­ство от­сылало в Рим. Про­тив ка­то­ли­че­ской церк­ви в Чехии на­зре­ва­ло общее недо­воль­ство.

В на­ча­ле XV ве­ка неболь­шая цер­ковь на одной из улиц Праги при­вле­ка­ла мно­гих людей. Сюда при­хо­ди­ли го­ро­жане, кре­стьяне и ры­ца­ри по­слу­шать пла­менные про­по­ве­ди про­фес­со­ра Праж­ско­го уни­верситета Яна Гуса (1371–1415) (рис. 4). Ян Гус бес­по­щад­но об­ли­чал ду­хо­вен­ство за то, что оно от­сту­па­ет от про­воз­гла­шен­ной в Еван­ге­лии бед­но­сти. От кри­ти­ки ду­хо­вен­ства Гус пе­ре­шел к тре­бованиям ре­фор­мы – пе­ре­устрой­ства церк­ви. Он при­зы­вал от­нять у церк­ви ее бо­гат­ства, отобрать земли у епи­ско­пов и мо­на­сты­рей; от­ме­нить пла­ту за об­ря­ды, а бо­го­слу­же­ние про­во­дить на род­ном языке. Гус сам раз­ра­бо­тал грам­ма­ти­ку чеш­ского языка. В Чехии долж­на быть своя цер­ковь, под­чи­нен­ная не папе, а ко­ро­лю. Ар­хи­епи­скоп Праж­ский за­пре­тил Гусу вы­ступать с про­по­ве­дя­ми, а затем от­лу­чил его от церк­ви. Но Гус не дал себя за­пу­гать. По­ки­нув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где про­должал вы­сту­пать перед кре­стья­на­ми.
На цер­ков­ном со­бо­ре в Кон­стан­це Ян Гус был об­ви­нен в ереси и в 1415 году со­жжен на ко­ст­ре.

Ян Гус

Рис. 4. Ян Гус

Казнь Гуса вы­зва­ла воз­му­ще­ние чеш­ско­го наро­да. Его по­сле­до­ва­те­ли ста­ли на­зы­вать себя гу­си­та­ми. В 1419 году про­изо­шло вос­ста­ние в Праге. Го­ро­жане-че­хи во­рва­лись в ра­ту­шу, вы­бро­си­ли из окна нена­вист­ных пра­ви­те­лей го­ро­да. Из дру­гих го­ро­дов стали из­го­нять немец­ких бога­чей. Вос­став­шие гро­ми­ли мо­на­сты­ри, уби­ва­ли или из­го­ня­ли слу­жи­те­лей церк­ви. Паны (чеш­ские фе­о­да­лы) за­хва­ты­ва­ли цер­ков­ные земли. Среди вос­став­ших было два те­че­ния: умерен­ные и та­бо­ри­ты. К уме­рен­ным при­над­ле­жа­ли за­жи­точ­ные бюр­ге­ры, а также боль­шин­ство дво­рян. Уме­рен­ные тре­бо­ва­ли упразд­нить при­вилегии и зем­ле­вла­де­ния церк­ви, упро­стить об­ряды, вве­сти бо­го­слу­же­ние на чеш­ском языке. Го­раз­до даль­ше в своих тре­бо­ва­ни­ях шли та­бо­ри­ты: кре­стьяне, ос­нов­ная масса го­ро­жан, бед­ные ры­ца­ри. Они до­би­ва­лись ре­фор­мы не толь­ко церк­ви, но и всего об­ще­ства. Проповед­ники та­бо­ри­тов при­зы­ва­ли уни­что­жить част­ную соб­ствен­ность, все по­вин­но­сти и на­ло­ги. Та­бо­ри­ты со­би­ра­лись на горе Табор на юге Чехии (от­сю­да их на­зва­ние). Здесь они за­ло­жи­ли город, об­нес­ли его мощны­ми сте­на­ми и на­зва­ли, как и гору, Та­бо­ром. Люди, при­хо­див­шие в Табор, опус­ка­ли свои день­ги в осо­бые бочки на ули­цах. Эти сред­ства шли на во­ору­же­ние вос­став­ших и по­мощь бед­някам. В Та­бо­ре все счи­та­лись рав­ны­ми и назы­вали друг друга бра­тья­ми и сест­ра­ми.

Папа объ­явил Кре­сто­вый поход про­тив гу­си­тов. Вой­ско кре­сто­нос­цев, со­сто­яв­шее в ос­нов­ном из немец­ких фе­о­да­лов, воз­гла­вил гер­ман­ский им­ператор. В ходе пер­во­го кре­сто­во­го по­хо­да в 1420 году сто­ты­сяч­ное вой­ско кре­сто­нос­цев по­тер­пе­ло по­ра­же­ние у стен Праги. Папа и им­пе­ра­тор пред­при­ня­ли про­тив гуси­тов еще че­ты­ре по­хо­да, ко­то­рые за­кон­чи­лись так же бес­слав­но.

Та­бо­ри­та­ми была раз­ра­бо­та­на так­ти­ка боя с кре­сто­нос­ца­ми - они стас­ки­ва­ли ры­ца­рей с коней спе­ци­аль­ны­ми крю­ка­ми и «домолачи­вали» их це­па­ми. С боль­шим успе­хом та­бо­ри­ты впер­вые стали при­ме­нять в бою неболь­шие по­ле­вые пушки. Чтобы вы­дер­жи­вать атаки ры­цар­ской кон­ни­цы, та­бо­ри­ты быст­ро со­оружали за­мкну­тые ограж­де­ния из крестьян­ских возов, ко­то­рые скреп­ля­ли це­пя­ми и доска­ми. Внут­ри та­ко­го коль­ца по­ме­ща­ли боль­ных и ра­не­ных, за­пас­ных ло­ша­дей, про­дук­ты и ору­жие. Возы ста­ви­ли плот­но один к дру­го­му. По­чти ни­ко­гда такие укреп­ле­ния ры­ца­рям взять не уда­ва­лось. От­ря­ды на­род­но­го вой­ска от­ли­ча­лись от армий кре­сто­нос­цев вы­со­ким бо­е­вым духом, стой­ко­стью и дис­ци­пли­ной. За ссоры, пьян­ство, азарт­ные игры и гра­беж воины на­ка­зы­ва­лись, как за тяж­кие пре­ступ­ле­ния. Глав­ным ор­га­ни­за­то­ром и ру­ко­во­ди­те­лем гу­сит­ских войск был бед­ный ры­царь, опыт­ный воин Ян Жижка (рис. 5). В одном из сра­же­ний Жижка был ранен в го­ло­ву и ослеп. «Гла­за­ми» Жижки стали его по­мощ­ни­ки: они со­об­ща­ли ему о дви­жении вра­же­ских войск. Пре­крас­но зная род­ные места, сле­пой пол­ко­во­дец без­оши­боч­но вы­би­рал наи­бо­лее удоб­ную для чехов по­зи­цию. В сра­же­ни­ях он оше­лом­лял вра­гов неожиданны­ми при­е­ма­ми и ре­ше­ни­я­ми. Гу­си­ты со­вер­ша­ли успеш­ные по­хо­ды в Вен­грию, Ав­стрию и да­ле­ко вглубь Гер­ма­нии, до­хо­ди­ли даже до бе­ре­гов Бал­тий­ско­го моря. Гу­сит­ское вой­ско пре­вра­ти­лось в по­сто­ян­ное.

Ян Жижка

Рис. 5. Ян Жижка

Чехия уста­ла от мно­го­лет­них войн, была ра­зо­ре­на вра­же­ски­ми на­ше­стви­я­ми и внут­рен­ней борь­бой. Пер­вы­ми сда­лись уме­рен­ные. После того как папа при­знал новые церков­ные по­ряд­ки в Чехии, уме­рен­ные об­ра­зо­ва­ли боль­шое вой­ско для борь­бы с та­бо­ри­та­ми. В 1434 году у го­род­ка Ли­па­ны, к во­сто­ку от Праги, уме­рен­ные на­па­ли на та­бо­ри­тов и путем хит­рых ма­нев­ров раз­гро­ми­ли их (рис. 6).

Битва у Липан

Рис. 6. Битва у Липан

Чеш­ский народ в те­че­ние 15 лет (с 1419 по 1434 г.) герои­чески бо­рол­ся про­тив ка­то­ли­че­ской церк­ви и пол­чищ кре­сто­нос­цев. В ре­зуль­та­те на два сто­летия среди части чеш­ско­го на­ро­да утвер­ди­лась гу­сит­ская цер­ковь; дру­гая часть на­се­ле­ния ос­талась ка­то­ли­че­ской. Ка­то­ли­че­ская цер­ковь так и не смог­ла пол­но­стью вер­нуть в Чехии утра­чен­ные земли и вос­ста­но­вить раз­ру­шен­ные мо­на­сты­ри. Кре­стьяне пе­ре­ста­ли пла­тить деся­тину.

В годы гу­сит­ских войн боль­шую роль в уп­равлении стра­ной играл сейм – со­бра­ние пред­ставителей со­сло­вий. Сейм со­хра­нил­ся и в даль­нейшем. Как и в дру­гих стра­нах, в Чехии утвер­дилась со­слов­ная мо­нар­хия.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 22:28