Развитие чешской государственности в IX - XV вв.
Великоморавская держава распалась в начале X века, не сумев противостоять натиску венгров. Но усилиями первой чешской княжеской династии Пржемысловичей к началу XIV века страна снова стала единой. Долгое время Богемия являлась частью Германской империи. Во второй половине XII века король Чехии Пржемысл Отакар II изменил ситуацию и существенно расширил границы своих владений. Он присоединил к чешским землям Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну.
В начале XIV века власть в стране перешла к династии Люксембургов. Новый король Иоанн Люксембургский обладал воинственным нравом. Сначала он насильственно присоединил к Богемии Хеб и значительную часть Силезии, затем отправился воевать против англичан на стороне французов. Но в 1346 году в битве при Креси Иоанн погиб, и чешская корона перешла к его сыну Карлу I.
Воспитывавшийся при французском дворе совсем еще юный Карл I почти не знал родного чешского языка и при вступлении на трон был окружен множеством злых советчиков, стремившихся к власти. Однако новый король, не смотря на столь юный возраст, оказался достаточно тонким и умным политиком. За весьма короткий срок Карл I выучил чешский язык и взял бразды правления в свои руки. Впоследствии он был коронован как император Священной Римской империи под именем Карла IV (рис. 1).
Рис. 1. Карл IV
В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост (рис. 2), заложен собор Святого Витта (рис. 3).
Рис. 2. Карлов мост
Рис. 3. Собор святого Витта
В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении. Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри. Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.
В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371–1415) (рис. 4). Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы – переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.
На церковном соборе в Констанце Ян Гус был обвинен в ереси и в 1415 году сожжен на костре.
Рис. 4. Ян Гус
Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Его последователи стали называть себя гуситами. В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли. Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке. Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором. Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.
Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В ходе первого крестового похода в 1420 году стотысячное войско крестоносцев потерпело поражение у стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.
Таборитами была разработана тактика боя с крестоносцами - они стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами. С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось. Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления. Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка (рис. 5). В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко вглубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное.
Рис. 5. Ян Жижка
Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. После того как папа признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их (рис. 6).
Рис. 6. Битва у Липан
Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину.
В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм – собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.