Микены и Троя

После ги­бе­ли крит­ской ци­ви­ли­за­ции на­чал­ся рас­цвет ми­кен­ской куль­ту­ры. Об этом пе­ри­о­де гре­че­ской ис­то­рии мы узна­ем из мифов о Тро­ян­ской войне, све­де­ния из ко­то­рых под­твер­жда­ют­ся ар­хео­ло­ги­че­ски­ми на­ход­ка­ми. Всю свою жизнь немец­кий уче­ный-са­мо­уч­ка Ген­рих Шли­ман по­свя­тил по­ис­ку за­га­доч­ной Трои, имен­но ему при­над­ле­жит честь от­кры­тия древ­ней Трои и Микен. На се­го­дняш­нем за­ня­тии мы вслед за Шли­ма­ном по­се­тим раз­ва­ли­ны древ­них Микен и Трои, узна­ем о ми­фо­ло­ги­че­ских и ис­то­ри­че­ских при­чи­нах на­ча­ла войны гре­ков и тро­ян­цев.

Ми­ке­ны были рас­по­ло­же­ны в Южной Гре­ции, на ска­ли­стом холме. Город был окру­жен кре­пост­ной сте­ной дли­ной 900 мет­ров и ши­ри­ной 6 мет­ров. Вход в кре­пость, сло­жен­ную из огром­ных ка­мен­ных глыб, про­хо­дил через Льви­ные во­ро­та (рис. 1). От ворот со­хра­нил­ся вход­ной проём. По­бли­зо­сти от Льви­ных ворот ар­хео­ло­ги рас­ко­па­ли цар­ские мо­ги­лы. В гроб­ни­цах были най­де­ны мно­го­чис­лен­ные дра­го­цен­ные укра­ше­ния. По зо­ло­тым мас­кам, ле­жав­шим на лицах по­гре­бён­ных, можно пред­ста­вить облик ми­кен­ских вла­дык. У них были су­ро­вые лица с бо­род­кой и усами. 

Льви­ные во­ро­та

Рис. 1. Льви­ные во­ро­та

При рас­коп­ках цар­ских двор­цов в древ­ней­ших гре­че­ских го­ро­дах най­де­ны сотни гли­ня­ных таб­ли­чек с над­пи­ся­ми. Эти над­пи­си про­чи­та­ны. Они со­дер­жат спис­ки жен­щин-ра­бынь, греб­цов на ко­раб­лях, ре­мес­лен­ни­ков, ра­бо­тав­ших на царя. Во мно­гих над­пи­сях речь идёт о сбо­рах на войну. Ми­кен­ские цари, жад­ные до чужих бо­гатств, пред­при­ни­ма­ли да­лё­кие по­хо­ды за до­бы­чей. 

Около 1200 г. до н. э. гре­че­ские го­ро­да объ­еди­ни­лись под пред­во­ди­тель­ством царя Микен и вы­сту­пи­ли про­тив Трои – бо­га­то­го тор­го­во­го го­ро­да на по­бе­ре­жье Малой Азии. Осада го­ро­да дли­лась 10 лет и за­кон­чи­лась па­де­ни­ем Трои.

Гре­кам не уда­лось вос­поль­зо­вать­ся по­бе­дой. С се­ве­ра в Гре­цию вторг­лись во­ин­ствен­ные пле­ме­на. Длин­но­во­ло­сые, в зве­ри­ных шку­рах, они опу­сто­ши­ли юг стра­ны, раз­ру­ши­ли Пилос, Ми­ке­ны и дру­гие го­ро­да. На­се­ле­ние пря­та­лось в горах, пе­ре­се­ля­лось на ост­ро­ва Эгей­ско­го моря и в Малую Азию. Про­изо­шёл упа­док хо­зяй­ства, была за­бы­та пись­мен­ность. 

Среди при­шель­цев были и гре­че­ские пле­ме­на, род­ствен­ные тем, что жили в Гре­ции до их втор­же­ния. Они по­се­ли­лись на опу­стев­ших зем­лях. 

Из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние греки пе­ре­да­ва­ли мифы о своих богах, древ­них ге­ро­ях и войне с тро­ян­ца­ми. Од­на­ж­ды боги устро­и­ли рос­кош­ный пир. На него не по­зва­ли бо­ги­ню ссор и раз­до­ров. Од­на­ко она яви­лась незва­ной и неза­мет­но бро­си­ла среди пи­ру­ю­щих зо­ло­тое яб­ло­ко с над­пи­сью: «Пре­крас­ней­шей». За­спо­ри­ли из-за яб­ло­ка три бо­ги­ни. Одна была Гера – стар­шая из бо­гинь (греки изоб­ра­жа­ли её кра­си­вой и ве­ли­ча­вой жен­щи­ной). Дру­гая – во­и­тель­ни­ца Афина. Несмот­ря на гроз­ный вид, она была так же при­вле­ка­тель­на. Тре­тья – Аф­ро­ди­та, вечно юная бо­ги­ня кра­со­ты и любви. Каж­дая из бо­гинь счи­та­ла, что яб­ло­ко пред­на­зна­че­но ей. Они об­ра­ти­лись к богу грома и мол­ний Зевсу, прося рас­су­дить их. Но Зевс, хотя и был глав­ным богом, не по­же­лал вме­ши­вать­ся в ссору, по­то­му что Гера была его женой, а Афина и Аф­ро­ди­та – до­черь­ми. Он по­ве­лел им об­ра­тить­ся к тро­ян­ско­му ца­ре­ви­чу Па­ри­су, чтобы тот раз­ре­шил спор о зо­ло­том яб­ло­ке (рис. 2). 

Суд Па­ри­са

Рис. 2. Суд Па­ри­са

Три бо­ги­ни пе­ре­ле­те­ли через Эгей­ское море и пред­ста­ли перед Па­ри­сом. «При­су­ди яб­ло­ко мне, – ска­за­ла Гера, – и я сде­лаю тебя вла­сти­те­лем всей Азии». «Если ты при­су­дишь яб­ло­ко мне, – вме­ша­лась Афина, – я по­мо­гу тебе со­вер­шить ве­ли­кие по­дви­ги и про­сла­вить­ся». Аф­ро­ди­та ска­за­ла: «Отдай яб­ло­ко мне, и я найду тебе в жёны самую кра­си­вую жен­щи­ну в мире». Парис при­су­дил яб­ло­ко Аф­ро­ди­те. С тех пор она стала во всём по­мо­гать ему, а Гера и Афина воз­не­на­ви­де­ли Па­ри­са и всех тро­ян­цев. 

Пре­крас­ней­шей из жен­щин счи­та­лась Елена (рис. 3). Она жила в гре­че­ском го­ро­де Спар­те и была женой пра­вив­ше­го там царя Ме­не­лая. К нему, будто бы в гости, и при­е­хал Парис. Его при­ня­ли лас­ко­во и ра­душ­но. Но когда царь уехал на несколь­ко дней по делам, Аф­ро­ди­та вну­ши­ла Елене лю­бовь к Па­ри­су. За­бы­ла она мужа, со­гла­си­лась бе­жать в Трою. Вер­нув­шись домой, царь Спар­ты Ме­не­лай при­шёл в ярость и стал звать на войну про­тив Трои всех царей Гре­ции. Они дали со­гла­сие участ­во­вать в по­хо­де. 

Пре­крас­ная Елена

Рис. 3. Пре­крас­ная Елена

На сот­нях ко­раб­лей пе­ре­пра­ви­лись греки через море и вы­са­ди­лись неда­ле­ко от Трои. Вы­та­щив ко­раб­ли на берег, они раз­би­ли ла­герь, за­щи­тив его сте­ной. На рав­нине между ла­ге­рем и Троей на­ча­лись бои. Дол­гие годы греки без­успеш­но оса­жда­ли Трою. Тро­ян­ская война стала по­след­ним пред­при­я­ти­ем Микен. Со­глас­но мифам, Троя была по­беж­де­на и за­хва­че­на гре­ка­ми. В дей­стви­тель­но­сти, город был раз­ру­шен в ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния около 1300 г. до н. э. Дли­тель­ная война ис­то­щи­ла силы гре­че­ских го­ро­дов, в том числе и Микен, после чего на­чал­ся их упа­док. 

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 17:52