Греки и критяне

Более трёх с по­ло­ви­ной тысяч лет назад в Ев­ро­пе, на юге Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва, по­се­ли­лись гре­че­ские пле­ме­на. Зна­чи­тель­ную часть Гре­ции – стра­ны, ко­то­рую они на­се­ля­ли, по­кры­ва­ют кру­тые и об­ры­ви­стые горы. Они делят Гре­цию на изо­ли­ро­ван­ные друг от друга об­ла­сти. Боль­ших и пол­но­вод­ных рек в Гре­ции нет. Со всех сто­рон, кроме се­вер­ной, её омы­ва­ют моря. На морях много ост­ро­вов, самый круп­ный из них – Крит. В те да­лё­кие вре­ме­на в Гре­ции су­ще­ство­ва­ли неза­ви­си­мые го­ро­да Ми­ке­ны, Ти­ринф, Пилос, Афины. На се­го­дняш­нем за­ня­тии вы по­зна­ко­ми­тесь с древ­ней­шей ис­то­ри­ей Гре­ции.

Древ­няя Гре­ция

Рис. 1. Древ­няя Гре­ция

Об от­но­ше­ни­ях между гре­ка­ми и кри­тя­на­ми рас­ска­зы­ва­ют древ­ние ска­за­ния – мифы. Минос, царь Кнос­са, Крита и всех эл­лин­ских морей, по­слал сво­е­го сына по имени Ан­дро­гей в Афины при­нять уча­стие в играх. Более силь­ный, чем его со­пер­ни­ки-гре­ки, Ан­дро­гей одер­жал над ними по­бе­ду, но был из за­ви­сти убит Эгеем, царём Афин. Раз­гне­ван­ный Минос по­слал в Афины свой флот, за­вла­дел го­ро­дом и на­ло­жил на него ужас­ную дань: через каж­дые де­вять лет афи­няне долж­ны были по­сы­лать ему семь юно­шей и семь де­ву­шек в ка­че­стве жертв Ми­но­тав­ру. Там их по­жи­рал Ми­но­тавр – чу­до­ви­ще, имев­шее ту­ло­ви­ще че­ло­ве­ка и го­ло­ву быка. По­до­спел срок по­сы­лать дань в тре­тий раз. 

– Афи­няне! – об­ра­тил­ся к со­граж­да­нам седой Эгей, царь Афин, – ре­шай­те жре­би­ем, кому из ваших детей суж­де­но по­гиб­нуть! 

Люди стали него­до­вать на то, что соб­ствен­ный сын Эгея из­бав­лен от же­ре­бьёв­ки, и по­то­му царь рав­но­ду­шен к их бедам. Слыша эти упрё­ки, цар­ский сын Тесей не мог оста­вать­ся без­участ­ным. 

– Я поеду на Крит доб­ро­воль­но. Да по­мо­гут мне боги одо­леть Ми­но­тав­ра!  Вме­сте с теми, кому выпал жре­бий, Тесей взо­шёл на ко­рабль под чёр­ным па­ру­сом. Эгей на­пут­ство­вал сына: 

– Если оста­нешь­ся жив, за­ме­ни чёр­ный парус на белый. Пусть белый парус из­да­ле­ка воз­ве­стит о твоей по­бе­де. 

Через несколь­ко дней афин­ский ко­рабль вошёл в га­вань Крита. Где-то там, на этом ост­ро­ве, на­хо­дил­ся Ла­би­ринт – боль­шое зда­ние со мно­же­ством за­пу­тан­ных ходов и по­ме­ще­ний. Че­ло­век, по­пав­ший в Ла­би­ринт, не мог вы­брать­ся из него без по­сто­рон­ней по­мо­щи. В Ла­би­рин­те жил сви­ре­пый Ми­но­тавр. Чу­же­зем­цев при­ве­ли во дво­рец царя Ми­но­са. Кра­со­та Тесея тро­ну­ла серд­це цар­ской до­че­ри Ари­ад­ны. Как ей спа­сти афин­ско­го юношу? Де­вуш­ка об­ра­ти­лась за по­мо­щью к стро­и­те­лю Ла­би­рин­та – зна­ме­ни­то­му ма­сте­ру Де­да­лу, ко­то­рый сам был родом из Афин. По его со­ве­ту Ари­ад­на тайно при­нес­ла Тесею меч и клу­бок ниток. 

– При­вя­жи нить у входа, – ска­за­ла она Тесею, – и, углуб­ля­ясь в Ла­би­ринт, раз­ма­ты­вай клу­бок. По этой нити най­дёшь об­рат­ный путь.

Со­дро­га­ясь от ужаса, афин­ские юноши и де­вуш­ки шли по из­ви­ли­стым ходам Ла­би­рин­та. Вдруг с гроз­ным рёвом яви­лось чу­до­ви­ще, ост­ры­ми ро­га­ми го­то­ви­лось оно прон­зить Тесея. Вне­зап­но Ми­но­тавр прыг­нул, и вопль ужаса огла­сил своды Ла­би­рин­та. Ка­за­лось, Тесей погиб… Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схва­тил Ми­но­тав­ра за рог, дру­гой нанёс ему удар мечом прямо в серд­це. По нити Ари­ад­ны вывел Тесей своих спут­ни­ков из Ла­би­рин­та (рис. 2).

Тесей и Ми­но­тавр

Рис. 2. Тесей и Ми­но­тавр

Взяв с собой цар­скую дочь, греки от­пра­ви­лись в об­рат­ный путь. Они так ли­ко­ва­ли и ра­до­ва­лись сво­е­му спа­се­нию, что Тесей забыл прось­бу ста­ро­го отца… А между тем царь Эгей по­дол­гу стоял на кру­том бе­ре­гу, вгля­ды­ва­ясь в мор­ские дали. И вот по­ка­зал­ся ко­рабль. 

– Афи­няне! – за­кри­чал он. – Я узнаю ко­рабль, но не могу раз­ли­чить цвет па­ру­са. – Му­жай­ся, царь, – был ответ, – парус остал­ся чёр­ным. 

Решив, что сын погиб, Эгей бро­сил­ся с об­ры­ва в бур­ля­щие волны и раз­бил­ся на­смерть. С тех пор это море на­зы­ва­ют Эгей­ским. 

В XV в. до н. э. на ост­ро­ве Крит про­изо­шла ка­та­стро­фа. Пред­по­ла­га­ют, что слу­чи­лось зем­ле­тря­се­ние, вы­зван­ное из­вер­же­ни­ем вул­ка­на на со­сед­нем ост­ро­ве Фера. По­строй­ки на нем были раз­ру­ше­ны, на­се­ле­ние спа­са­лось бег­ством.

Сто лет назад ар­хео­ло­ги на­ча­ли рас­коп­ки на ост­ро­ве. Близ древ­не­го го­ро­да Кнос­са они рас­ко­па­ли огром­ный дво­рец. Как и ска­зоч­ный Ла­би­ринт, дво­рец имел сотни по­ме­ще­ний, ко­ри­до­ров, лест­нич­ных подъ­ёмов и спус­ков. Окон же было немно­го: сол­неч­ный свет и воз­дух по­сту­па­ли через све­то­вые ко­лод­цы – от­вер­стия в крыше. Это спа­са­ло от из­ну­ря­ю­щей жары летом и хо­лод­ных вет­ров зимой. Стены двор­ца ху­дож­ни­ки укра­си­ли рос­пи­ся­ми. Одна из них изоб­ра­жа­ет игры с быком, по­чи­тав­шим­ся на Крите свя­щен­ным жи­вот­ным (рис. 3).

Кнос­ский бык

Рис. 3. Кнос­ский бык

На Крите най­де­ны гли­ня­ные таб­лич­ки с непо­нят­ны­ми пись­ме­на­ми. Эти над­пи­си пока не раз­га­да­ны. Мы не знаем о Древ­нем Крите мно­го­го, даже того, на каком языке го­во­ри­ло его на­се­ле­ние.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 19:54