Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов

 1. Подчинительные союзы

Под­чи­ни­тель­ные союзы – это союзы, ко­то­рые слу­жат для связи про­стых пред­ло­же­ний в слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях.

 2. Группы подчинительных союзов по значению

По сво­е­му зна­че­нию под­чи­ни­тель­ные союзы де­лят­ся на груп­пы:

Зна­че­ние

Союзы

При­мер

Вре­мен­ные

когда, пока, толь­ко, лишь толь­ко, едва, после того как, перед тем как

Пока можно было оста­вать­ся на па­лу­бе, мы часто под­ни­ма­лись на бак и смот­ре­ли на море.

Пока (  ), (до каких пор?) [  ].

При­чин­ные

по­то­му что, так как, от­то­го что, ибо, вслед­ствие того что, в связи с тем что

Лист­вен­ни­ца может пе­ре­но­сить су­ро­вые зимы, так как она сбра­сы­ва­ет на зиму хвою.

[   ], (по­че­му?)так как (  ).

Це­ле­вые

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы

Чтобы по­лю­бить му­зы­ку, надо пре­жде всего ее слу­шать.

Чтобы (  ), (зачем?) [   ].

Услов­ные

если, раз, если бы

Если я долго не при­ез­жал в город, то, зна­чит, я был болен.

Если (  ), (при каком усло­вии?) [   ].

Усту­пи­тель­ные

хотя, пус­кай, несмот­ря на то что

Хотя было еще рано, но во­ро­та ока­за­лись за­пер­ты­ми.

Хотя (   ), (несмот­ря на что?) [   ].

Срав­ни­тель­ные

как, будто, как будто, слов­но

Было так тихо, будто город вымер.

[   ], (как имен­но?)будто (   ).

След­ствия

так что

В сенях дуло со всех сто­рон, так что едва не по­гас­ла свеча.

 [   ], (что из этого сле­ду­ет?)так что (  ).

Изъ­яс­ни­тель­ные

что, как, чтобы, будто

В сотый раз я по­же­лал, что не ро­дил­ся ху­дож­ни­ком.

[   ], (что?)что (   ).

Про­стые и со­став­ные под­чи­ни­тель­ные союзы.

Про­стые союзы со­сто­ят из од­но­го слова, со­став­ные из несколь­ких.

Таб­ли­ца под­чи­ни­тель­ные со­ю­зов

Рис 1.  Таб­ли­ца под­чи­ни­тель­ные со­ю­зов

 3. Морфологический разбор союзов

Мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор союза

1. Часть речи. Общее зна­че­ние.

2. Мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки: а) со­чи­ни­тель­ный или под­чи­ни­тель­ный; б) про­стой или со­став­ной.

На­при­мер: Все же пол­нее и ин­те­рес­нее жить тогда, когда че­ло­век пре­одо­ле­ва­ет жиз­нен­ные пре­гра­ды.

Об­ра­зец:

1. И – союз, со­еди­ня­ет од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства;

2. Морф. призн.: со­чи­ни­тель­ный, про­стой.

Об­ра­зец:

1. Когда – союз, со­еди­ня­ет про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­го.

2. Морф. призн.: под­чи­ни­тель­ный (вре­мен­ной), про­стой.

Вопросы к конспектам

За­да­ние № 1. Най­ди­те союзы и про­из­ве­ди­те их мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор: ука­жи­те, про­стой союз или со­став­ной, со­чи­ни­тель­ный или под­чи­ни­тель­ный, что он свя­зы­ва­ет.

Ручьи, журча и из­ви­ва­ясь

И меж собой пе­ре­кли­ка­ясь,

В до­ли­ну гул­кую спе­шат,

И разыг­рав­ши­е­ся воды

Под бе­ло­мра­мор­ные своды

С ве­сё­лым гро­хо­том летят.

А там по нивам на про­сто­ре

Река рас­ки­ну­лась, как море,

Сталь­но­го зер­ка­ла свет­лей.

И речка к ней на се­ре­ди­ну

За льди­ной вы­пус­ка­ет льди­ну,

Как будто стаю ле­бе­дей.

(А. Фет)

За­да­ние № 2. Про­чи­тай­те пред­ло­же­ния и най­ди­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву в каж­дом пред­ло­же­нии. Ука­жи­те со­чи­ни­тель­ные и под­чи­ни­тель­ные союзы и опре­де­ли­те их зна­че­ние. Спи­ши­те, встав­ляя про­пу­щен­ные буквы и рас­став­ляя знаки пре­пи­на­ния.

1. Огонь в лампе дрог­нул и по­туск­нел но через се­кун­ду снова разг..релся ровно и ярко.

2. Ли­стья то ле­те­ли по ветру то от­вес­но л..жи­лись в сырую траву.

3. Все вста­ли со своих мест как толь­ко з..тихли звуки му­зы­ки.

4. Наука любит труд..лю­би­вых ибо труд это та­лант.

5. Агр..номы де­ла­ют всё чтобы ур..жай­ность наших п..лей  возр..стала.

За­да­ние № 3. Пе­ре­ве­ди­те с древ­не­рус­ско­го: какие со­вре­мен­ные союзы долж­ны сто­ять на месте уста­рев­ше­го «яко»?

1. Рече же им Ольга, яко мсти­ла уже обиду.

2. Бысть гром велик, яко слы­ша­ли в избе си­дя­щи.

3. Сду­ма­ша, яко из­го­ни­ти князя сво­е­го.

4. Боль­но­го по­се­ти­те, яко все смерт­вен­ны есмь.

5. Не вос­хо­тел про­ти­вить­ся брату сво­е­му, яко ве­ли­ки волны держа в руку свою.

Последнее изменение: Четверг, 28 Сентябрь 2017, 20:13