Союз как часть речи

 1. Введение

Про­чи­тай­те от­ры­вок их сти­хо­тво­ре­ния Ф. И. Тют­че­ва:

Ещё земли пе­ча­лен вид,

А воз­дух уж вес­ною дышит:

И мерт­вый в поле стебль ко­лы­шет,

И елей ветви ше­ве­лит.

Для того чтобы по­ка­зать кар­ти­ны весны, в дан­ном пред­ло­же­нии ис­поль­зу­ют­ся союзы а, и.

Союз как часть речи

Рис.1. Что вы долж­ны знать и  уметь?

 2. Определение союза

Союз – это слу­жеб­ная часть речи, со­еди­ня­ю­щая од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния или про­стые пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­го.

Необ­хо­ди­мо от­ли­чать союзы от пред­ло­гов, ко­то­рые со­еди­ня­ют не син­так­си­че­ские еди­ни­цы (члены пред­ло­же­ния) и не про­стые пред­ло­же­ния, а  слова, т.е. ука­зы­ва­ют на связь слов в пред­ло­же­нии.

                          союз                                                предл.

Срав­ни­те: синие и жел­тые цветы – рас­тут (на чём?)  на   лугу.

 3. Союзы

со­чи­ни­тель­ные                                           под­чи­ни­тель­ные

и, да, а, но, или,                                      когда, пре­жде чем, чтобы, что,

либо, тоже, также,                                так как, по­то­му что, слов­но, если,

то…то, либо … либо                                       раз, хотя

 и др.                                                                 и др.

 4. Классификация союзов по строению

· про­стые: но, од­на­ко;

· со­став­ные: так как, в то время как.

 Раз­но­вид­но­стя­ми со­став­ных со­ю­зов яв­ля­ют­ся:

· по­вто­ря­ю­щи­е­ся: и … и, или … или;

· двой­ные: если …, то; как…, так  и.

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1. Про­чи­тай­те два тек­ста.

1) Пут­ни­ки на­пра­ви­лись зна­ко­мы­ми ули­ца­ми к двор­цу Гу­дви­на. По до­ро­ге Фа­ра­мант не утер­пел, со­об­щил кое-ко­му из жи­те­лей о ги­бе­ли страш­ной Баст­ин­ды. Весть быст­ро рас­про­стра­ни­лась по го­ро­ду, скоро за Элли, ее дру­зья­ми до са­мо­го двор­ца шла боль­шая толпа по­чти­тель­ных зевак.

2) Пут­ни­ки на­пра­ви­лись зна­ко­мы­ми ули­ца­ми к двор­цу Гу­дви­на. По до­ро­ге Фа­ра­мант не утер­пел и со­об­щил кое-ко­му из жи­те­лей о ги­бе­ли страш­ной Баст­ин­ды. Весть быст­ро рас­про­стра­ни­лась по го­ро­ду, и скоро за Элли и ее дру­зья­ми до са­мо­го го­ро­да шла боль­шая толпа по­чти­тель­ных зевак.

(А. Вол­ков)

· Ка­ко­во грам­ма­ти­че­ское раз­ли­чие этих тек­стов?

· Какой текст более удо­бен для чте­ния? По­че­му?

· Вы­пи­ши­те слова или грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы, со­еди­нен­ные со­ю­зом и. В каких от­но­ше­ни­ях между собой они на­хо­дят­ся?

· С какой целью ис­поль­зу­ют­ся союзы?

За­да­ние №2. Про­чи­тай­те два пред­ло­же­ния.

1) Я вдруг сде­ла­лась бы ко­ро­ле­вой, обя­за­тель­но при­ка­за­ла бы: в каж­дом го­ро­де и в каж­дой де­ревне был вол­шеб­ник, он со­вер­шал для детей вся­кие чу­де­са.

2) Если бы я вдруг сде­ла­лась ко­ро­ле­вой, то обя­за­тель­но при­ка­за­ла бы, чтобы в каж­дом го­ро­де и в каж­дой де­ревне был вол­шеб­ник, чтобы он со­вер­шал для детей вся­кие чу­де­са.

(А. Вол­ков)

· На­сколь­ко гра­мот­на пер­вая за­пись? Какие ре­че­вые недо­че­ты вы мо­же­те в ней от­ме­тить?

· Ка­ко­ва роль со­ю­зов  если,..то и чтобы? На какие от­но­ше­ния между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми они ука­зы­ва­ют? (Под­сказ­ка: по­про­буй­те за­дать во­прос от од­но­го про­сто­го пред­ло­же­ния к дру­го­му.)

·  Обо­значь­те все грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы вто­ро­го пред­ло­же­ния.

Последнее изменение: Четверг, 28 Сентябрь 2017, 20:00