Морфологический разбор глаголов

План мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра гла­го­ла

Часть речи: гла­гол;

Во­прос: что де­лать? что сде­лать? что де­ла­ешь? что сде­ла­ем? что делал? и т. п.

Общее зна­че­ние: дей­ствие пред­ме­та.

 

Мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

На­чаль­ная (неопре­де­лен­ная) форма;

По­сто­ян­ные при­зна­ки:вид, пе­ре­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние;

Непо­сто­ян­ные при­зна­ки: на­кло­не­ние, время (в изъ­яви­тель­ном на­кло­не­нии), лицо (в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии, в на­сто­я­щем и бу­ду­щем вре­ме­ни), род (в услов­ном на­кло­не­нии и в про­шед­шем вре­ме­ни в един­ствен­ном числе), число (во всех фор­мах, кроме неопре­де­лен­ной).

 

Син­так­си­че­ская роль

Непо­сто­ян­ные при­зна­ки гла­го­ла

Схема 1. Непо­сто­ян­ные при­зна­ки гла­го­ла

Об­ра­зец: На окра­ине од­но­го ма­лень­ко­го швед­ско­го го­род­ка вы уви­ди­те за­пу­щен­ный сад.

 

Мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла

Уви­ди­те – гла­гол;

I. (что сде­ла­е­те?) уви­ди­те;

Н.ф. – уви­деть;

II. Пост. – сов. вид, перех., невозвр., II спряж.;

Непост. – изъ­явит. накл., буд.вр., 2л., мн.ч.

III. Вы (что сде­ла­е­те?) уви­ди­те.

 

Неко­то­рые труд­но­сти в мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре гла­го­ла

Труд­ность, свя­зан­ная с ана­ли­ти­че­ски­ми фор­ма­ми гла­го­ла (со­сто­я­щи­ми из двух слов): ехал бы; буду ри­со­вать; пусть едет.Здесь можно услов­ное на­кло­не­ние при­нять за про­шед­шее время, а бу­ду­щее слож­ное за ин­фи­ни­тив, а по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние пе­ре­пу­тать с на­сто­я­щим вре­ме­нем. Осо­бен­но если в пред­ло­же­нии ча­сти­цы бы или гла­гол-связ­ка быть стоят от­дель­но от гла­го­ла.

На­при­мер: Если бы я зав­тра при­е­хал, то обя­за­тель­но при­шел бы на день рож­де­ния.

                    Я буду все­гда вас пом­нить.

Труд­ность, свя­зан­ная с омо­ни­мич­ны­ми фор­ма­ми: по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние и формы на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни (Учите, учите).

                  по­ве­лит. накл.                                                  изъ­явит. накл.

Срав­ни­те: Учите пра­ви­ла ос­но­ва­тель­но. – Если вы учите пра­ви­ла ос­но­ва­тель­но, то бу­де­те пи­сать без оши­бок. 

Вопросы к конспектам

За­да­ние: про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния.

Я, ве­ро­ят­но, не сумею пе­ре­дать до­ста­точ­но ярко и убе­ди­тель­но, как ве­ли­ко было мое изум­ле­ние, когда я по­чув­ство­вал, что почти каж­дая книга как бы от­кры­ва­ет пе­ре­до мною окно в новый, неве­до­мый мир, рас­ска­зы­вая мне о людях, чув­ствах, мыс­лях и от­но­ше­ни­ях, ко­то­рые я не знал, не видел...

Книги го­во­ри­ли мне о том, как велик и пре­кра­сен че­ло­век в стрем­ле­нии к луч­ше­му, как много он может сде­лать на земле.

Я го­во­рю всем: лю­би­те книгу, она об­лег­чит вам жизнь, дру­же­ски по­мо­жет разо­брать­ся в пест­рой и бур­ной пу­та­ни­це мыс­лей, чувств, со­бы­тий, она на­учит вас ува­жать че­ло­ве­ка и самих себя, она окры­ля­ет ум и серд­це чув­ством любви к миру, к че­ло­ве­ку... (По М. Горь­ко­му)

1. Най­ди­те в тек­сте гла­го­лы.

2. Вы­пи­ши­те при­ме­ры гла­го­лов: а) со­вер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида; б) пе­ре­ход­ных и непе­ре­ход­ных; в) воз­врат­ных и невоз­врат­ных.

3. Опре­де­ли­те спря­же­ние гла­го­лов из по­след­не­го аб­за­ца.

4. Какой гла­гол в дан­ном тек­сте имеет формы раз­ных вре­мен? Как из­ме­ня­ют­ся гла­го­лы в на­сто­я­щем, бу­ду­щем и про­шед­шем вре­ме­ни?

5. Най­ди­те гла­го­лы в форме ин­фи­ни­ти­ва. Опре­де­ли­те их син­так­си­че­скую функ­цию. Каким чле­ном пред­ло­же­ния еще может быть ин­фи­ни­тив? При­ве­ди­те свои при­ме­ры.

6. Про­из­ве­ди­те мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор вы­де­лен­ных слов.

Последнее изменение: Среда, 27 Сентябрь 2017, 03:14