Переходные и непереходные глаголы

 Понятие переходного и непереходного глаголов

Гла­го­лы, ко­то­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие, пе­ре­хо­дя­щее на пред­мет, на­зы­ва­ют­ся пе­ре­ход­ны­ми. От пе­ре­ход­ных гла­го­лов все­гда можно за­дать во­прос кого или что (во­про­сы в. п. без пред­ло­га) (рис. 1).

Во­про­сы, за­да­ва­е­мые от пе­ре­ход­ных гла­го­лов

Рис. 1. Во­про­сы, за­да­ва­е­мые от пе­ре­ход­ных гла­го­лов

У непе­ре­ход­ных гла­го­лов дей­ствие не пе­ре­хо­дит прямо на пред­мет. От непе­ре­ход­ных гла­го­лов можно за­да­вать любые во­про­сы, кроме во­про­сов в. п. без пред­ло­га (рис. 2).

Во­про­сы, за­да­ва­е­мые от непе­ре­ход­ных гла­го­лов

Рис. 2. Во­про­сы, за­да­ва­е­мые от непе­ре­ход­ных гла­го­лов

Важно верно найти слово, на ко­то­рое на­прав­ле­но дей­ствие, обо­зна­ча­е­мое гла­го­лом. Пе­ре­ход­ный гла­гол имеет рядом су­ще­стви­тель­ное, ме­сто­име­ние без пред­ло­га, ко­то­рые яв­ля­ют­ся объ­ек­том дей­ствия, на­зы­ва­е­мо­го гла­го­ла­ми (рис. 3).

Су­ще­стви­тель­ное – объ­ект дей­ствия

Рис. 3. Су­ще­стви­тель­ное – объ­ект дей­ствия

Гла­го­лы яв­ля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми, если су­ще­стви­тель­ное не яв­ля­ет­ся объ­ек­том дей­ствия, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся гла­го­ла­ми (рис. 4).

Су­ще­стви­тель­ное – не объ­ект дей­ствия

Рис. 4. Су­ще­стви­тель­ное – не объ­ект дей­ствия

Пе­ре­ход­ность/непе­ре­ход­ность гла­го­ла тесно свя­за­на с его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем (рис. 5).

Связь пе­ре­ход­но­сти/непе­ре­ход­но­сти гла­го­ла и его лек­си­че­ско­го зна­че­ния

Рис. 5. Связь пе­ре­ход­но­сти/непе­ре­ход­но­сти гла­го­ла и его лек­си­че­ско­го зна­че­ния

Пред­ло­же­ния с пе­ре­ход­ны­ми гла­го­ла­ми могут быть утвер­ди­тель­ны­ми и от­ри­ца­тель­ны­ми. При от­ри­ца­нии в. п. су­ще­стви­тель­но­го может за­ме­нять­ся р.п. (ро­ди­тель­ным па­де­жом), но гла­гол не те­ря­ет своей пе­ре­ход­но­сти (рис. 6).

За­ме­на ви­ни­тель­но­го па­де­жа ро­ди­тель­ным в от­ри­ца­нии

Рис. 6. За­ме­на ви­ни­тель­но­го па­де­жа ро­ди­тель­ным в от­ри­ца­нии

Форма р. п. при пе­ре­ход­ных гла­го­лах упо­треб­ля­ет­ся для того, чтобы мы по­ня­ли, что го­во­рит­ся толь­ко о части пред­ме­та, а не о пред­ме­те в целом (рис. 7).

Упо­треб­ле­ние ро­ди­тель­но­го па­де­жа в от­ри­ца­нии

Рис. 7. Упо­треб­ле­ние ро­ди­тель­но­го па­де­жа в от­ри­ца­нии

Если речь идет о пред­ме­те, ко­то­рый не де­лит­ся на части, упо­треб­ля­ет­ся в. п. (рис. 8).

Упо­треб­ле­ние ви­ни­тель­но­го па­де­жа в от­ри­ца­нии

Рис. 8. Упо­треб­ле­ние ви­ни­тель­но­го па­де­жа в от­ри­ца­нии

Если речь идет о пред­ме­те, ко­то­рый де­лит­ся на части, можно упо­тре­бить форму р. п.

 Случаи, при которых глагол может быть переходным

1. Если при нем есть или может быть пря­мое до­пол­не­ние, т. е. до­пол­не­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным или ме­сто­име­ни­ем в в. п. без пред­ло­га.

2. Если при гла­го­ле есть от­ри­ца­тель­ные ча­сти­цы не и до­пол­не­ние в р. п. без пред­ло­га.

3. Если при гла­го­ле есть до­пол­не­ние в форме р. п. части.

1. Что такое пе­ре­ход­ный гла­гол?

2. Для чего упо­треб­ля­ет­ся форма р. п. при пе­ре­ход­ных гла­го­лах?

3. Пе­ре­чис­ли­те слу­чаи, при ко­то­рых гла­гол может быть пе­ре­ход­ным.

4. Вы­бе­ри­те пе­ре­ход­ные гла­го­лы.

Си­деть, ко­ман­до­вать, по­чи­стить, удер­жи­вать, вспом­нить, сде­лать, ле­жать, прий­ти, опре­де­лить.

Последнее изменение: Среда, 27 Сентябрь 2017, 02:05