Правописание личных окончаний глагола. Спряжение глагола

 Основные понятия

Тема этого урока: «Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­ла. Спря­же­ние гла­го­ла». Эта тема не самая про­стая, в ней мно­же­ство своих под­вод­ных кам­ней. Чтобы её усво­ить, недо­ста­точ­но про­сто по­смот­реть урок, нужно по­тре­ни­ро­вать­ся. Цель этого урока – дать вам ка­кие-то ал­го­рит­мы, спо­со­бы дей­ствия для са­мо­сто­я­тель­ной ра­бо­ты над этой темой.

Для того чтобы го­во­рить о спря­же­нии гла­го­ла, необ­хо­ди­мо знать неко­то­рые по­ня­тия.

Ос­нов­ные по­ня­тия:

Лич­ная форма гла­го­ла, лич­ные окон­ча­ния, лицо гла­го­ла.

Неопре­де­лён­ная (на­чаль­ная) форма гла­го­ла (ин­фи­ни­тив).

Если вы зна­е­те лицо гла­го­ла, зна­е­те лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, хо­ро­шо от­ли­ча­е­те лич­ную форму гла­го­ла от дру­гих; если вы зна­е­те, что такое неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла и уме­е­те пра­виль­но ста­вить гла­гол в неопре­де­лён­ную форму; если всеми этими тер­ми­на­ми вы вла­де­е­те, то мы можем даль­ше про­дол­жать раз­го­вор. А если вам эти слова не зна­ко­мы, то вам сле­ду­ет по­смот­реть уроки «Неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла», «Род, число, лицо гла­го­ла» и дру­гие уроки, по­свя­щен­ные гла­го­лу.

 Личные окончания глагола

Наша тема се­год­ня: «Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний». Го­во­рить мы будем о лич­ных окон­ча­ни­ях, и вам необ­хо­ди­мо от­ли­чать лич­ные формы от дру­гих гла­голь­ных форм. По­смот­ри­те, какие лич­ные окон­ча­ния бы­ва­ют:

 

ед. ч.

 

1 л.

-у (-ю)

делаю, хожу

2 л.

-ешь/-ишь

де­ла­ешь, хо­дишь

3 л.

-ет/-ит

ходит, де­ла­ет

 

 

мн. ч.

 

1 л.

-ем/-им

де­ла­ем, ходим

2 л.

-ете/-ите

де­ла­е­те, хо­ди­те

3 л.

-ют (-ут)/

-ят (-ат)

ходят, де­ла­ют

Вот и все лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов. В по­дав­ля­ю­щем числе гла­го­лов окон­ча­ния имен­но такие. Вам нужно будет очень хо­ро­шо по­ста­рать­ся, чтобы найти гла­го­лы, у ко­то­рых будут дру­гие окон­ча­ния, не те, ко­то­рые мы пе­ре­чис­ли­ли.

Личные окончания глагола Дети идут в школу

Рис. 1. Дети идут в школу

 Личная форма глагола

Лич­ная форма гла­го­ла – это такая форма, в ко­то­рой гла­гол из­ме­ня­ет­ся по лицам.

На­при­мер:

Я делал, ты делал, он делал

Это гла­гол в про­шед­шем вре­ме­ни. Мы не смо­жем из­ме­нить его по лицам, по­то­му что про­шед­шее время не яв­ля­ет­ся лич­ной фор­мой. А если по­ста­вить этот гла­гол в на­сто­я­щее время, то по­лу­ча­ет­ся:

Я делаю, ты де­ла­ешь, он де­ла­ет.

Окон­ча­ния ме­ня­ют­ся, это лич­ная форма гла­го­ла.

Лич­ные формы гла­го­ла – это формы на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни. Имен­но с лич­ны­ми фор­ма­ми мы имеем дело, когда изу­ча­ем спря­же­ние гла­го­ла.

 Типы спряжения глаголов

Если вы были вни­ма­тель­ны, то могли за­ме­тить одну ин­те­рес­ную за­ко­но­мер­ность. У одних гла­го­лов в лич­ных окон­ча­ни­ях перед ш, т, т′ и м будут пи­сать­ся толь­ко буквы е и у/ю, а у дру­гих гла­го­лов – толь­ко буквы и и а/я.

По­смот­ри­те вни­ма­тель­но.

 

ед.ч

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1 л.

 

-ем

 

-им

2 л.

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3 л.

ет

-ют

(-ут)

-ит

-ят

(-ат)

Гла­го­лы, ко­то­рые мы от­не­сем к пер­вой ко­лон­ке, будут иметь толь­ко такие окон­ча­ния. То есть если, на­при­мер, во вто­ром лице един­ствен­но­го числа пи­шет­ся -е, то и в тре­тьем лице мн. числа окон­ча­ние будет толь­ко из этой ко­лон­ки (-ю, -у) и никак не -я.

На­при­мер, рас­смот­ри­те гла­гол мо­лоть:

мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют

Все окон­ча­ния берём толь­ко из пер­во­го стол­би­ка, и ни од­но­го окон­ча­ния из вто­ро­го стол­би­ка мы не взяли.

Так и со вто­рым стол­би­ком. Если знаем, что гла­гол видим пи­шет­ся через букву и, то и про­из­вод­ные от него будут пи­сать­ся через и:

видим, видишь, видит, видите, видят

Окон­ча­ния все будут толь­ко из вто­ро­го стол­би­ка.

Не может по­лу­чить­ся так, что гла­го­лы, у ко­то­рых есть хотя бы одно окон­ча­ние из пер­во­го стол­би­ка, будут иметь ка­кие-то окон­ча­ния из вто­ро­го. Это как иг­ро­ки ко­манд. Если игрок иг­ра­ет за одну ко­ман­ду, то он будет иметь форму этой ко­ман­ды. А если игрок иг­ра­ет за дру­гую ко­ман­ду, то и форма у него будет дру­гая. Вот то же самое с этими стол­би­ка­ми.

У этих стол­би­ков, ко­неч­но же, есть на­зва­ние, как и у всех ко­манд. Все гла­го­лы, ко­то­рые будут из­ме­нять свои окон­ча­ния по пер­во­му типу, то есть те у ко­то­рых перед ш, м, т и т′ в лич­ных окон­ча­ни­ях будут пи­сать­ся буквы е и ю(у), – это гла­го­лы пер­во­го спря­же­ния. А все гла­го­лы вто­рой груп­пы с и и а (я) перед ш, м, т и т′ – это гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния.

Глаголы. 1 и 2 спряжение

Если вы зна­е­те, к какой груп­пе от­но­сит­ся гла­гол (к груп­пе пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния), то вы без труда опре­де­ли­те, что будет пи­сать­ся в его окон­ча­нии.

По­тре­ни­ру­ем­ся. Перед вами гла­го­лы в лич­ной форме, также предо­став­ле­на ин­фор­ма­ция, к ка­ко­му спря­же­нию они от­но­сят­ся. Ваша за­да­ча по­про­бо­вать узнать, какое окон­ча­ние будет у гла­го­ла.

скач…м, скач…те, скач…т, скач…т

Это гла­го­лы пер­во­го спря­же­ния. Зна­чит, это пер­вая ко­ман­да, зна­чит, вы­би­ра­ем ей форму окон­ча­ний толь­ко из пер­во­го стол­би­ка.

скачем, скачете, скачет, скачут

Глаголы. 1 спряжение Лошадь скачет

Рис. 2. Ло­шадь ска­чет

Сле­ду­ю­щий гла­гол ле­чить, ко­то­рый от­но­сит­ся ко вто­ро­му спря­же­нию.

леч…м, леч…шь, леч…т

Так как это гла­гол вто­ро­го спря­же­ния, вы­би­ра­ем окон­ча­ния толь­ко из вто­ро­го стол­би­ка:

лечим, лечишь, лечат.

Глаголы. 2 спряжение Врач лечит ребенка

Рис. 3. Врач лечит ре­бён­ка

Вы об­ра­ти­ли вни­ма­ние, что, когда мы встав­ля­ли буквы, сле­та­ли из таб­лич­ки не все окон­ча­ния це­ли­ком, а толь­ко неко­то­рые буквы. Из пер­во­го стол­би­ка (пер­во­го спря­же­ния) сле­та­ли буквы е, ю и у, а из вто­ро­го стол­би­ка (вто­ро­го спря­же­ния) – буквыи, а и я. Это хо­ро­ший спо­соб не за­по­ми­нать со­всем все окон­ча­ния. Надо про­сто чётко за­пом­нить, что в лич­ной форме у всех гла­го­лов 1с­пря­же­ния в окон­ча­нии мы встав­ля­ем буквы е, ю или у, а во всех гла­го­лах 2 спря­же­ния в лич­ной форме в окон­ча­ния мы встав­ля­ем буквы и, а и я.

1 спря­же­ние

2 спря­же­ние

е, у, ю

и, я, а

 Определение спряжения глагола по начальной форме

Те­перь оста­лось вы­яс­нить, как же опре­де­лять типы спря­же­ния, по­то­му что до этого у вас была ин­фор­ма­ция, из ка­ко­го стол­би­ка брать окон­ча­ния. А вам нужно уметь это де­лать самим. Ко­неч­но же, не нужно за­по­ми­нать все гла­го­лы, ко­то­рые от­но­сят­ся к пер­во­му спря­же­нию и ко вто­ро­му. Есть опре­де­лён­ные спо­со­бы самим опре­де­лить спря­же­ние. Хотя неко­то­рые гла­го­лы всё-та­ки при­дёт­ся за­пом­нить.

Чтобы за­пом­нить, как опре­де­лить, к ка­ко­му спря­же­нию от­но­сит­ся гла­гол, мы долж­ны по­ста­вить его в на­чаль­ную форму, то есть за­дать во­прос что де­лать? что сде­лать? А даль­ше по­смот­реть, на что этот гла­гол за­кан­чи­ва­ет­ся.

 

1 спря­же­ние

2 спря­же­ние

Неопре­де­лён­ная форма

не -ить

-ить

Лич­ная форма

-ешь, -ет,      -ем, -ете,      -ут, -ют

-ишь, -ит,       -им, -ите,       -ат, -ят

Если гла­гол за­кан­чи­ва­ет­ся на -ить, то мы от­но­сим этот гла­гол ко 2 спря­же­нию и встав­ля­ем в окон­ча­ние буквы и, а, я. А если гла­гол за­кан­чи­ва­ет­ся не на -ить, то гла­гол от­но­сит­ся к 1 спря­же­нию и мы встав­ля­ем буквы е, у, ю в лич­ные окон­ча­ния.

 

1 спря­же­ние

2 спря­же­ние

Неопре­де­лён­ная форма

ки­нуть, сеять, ска­кать, по­лоть, ко­лоть, мыть, бо­леть, вы­не­сти, вы­стричь

хо­дить, но­сить, го­во­рить, ту­шить, бе­лить, про­сить, гу­бить, по­вы­сить

Лич­ная форма

ки­нешь, сеешь, ска­чет, полют, колем, моете, бо­ле­е­те, вы­не­сешь, вы­стри­жет

хо­дишь, носит, го­во­рят, тушим, бе­ли­те, про­сишь, губит

По­смот­ри­те: гла­го­лы хо­дить, но­сить, го­во­рить в неопре­де­лён­ной форме окан­чи­ва­ют­ся на -ить и в лич­ной форме будут иметь окон­ча­ния вто­ро­го спря­же­ния. А гла­го­лы на -нуть (ки­нуть), -ять(сеять), -ать (ска­кать), -оть (по­лоть), -ыть (мыть), -еть (бо­леть),-ти (вы­не­сти), -чь (вы­стричь) будут из­ме­нять­ся по пер­во­му типу и от­но­сить­ся к пер­во­му спря­же­нию, иметь окон­ча­ния 1 спря­же­ния.

Но так же, как фут­боль­ные клубы могут по­ку­пать себе иг­ро­ков из дру­гих ко­манд, в наших пра­ви­лах тоже есть ис­клю­че­ния. На­при­мер, не все гла­го­лы на -ить будут от­но­сить­ся ко 2 спря­же­нию. Неко­то­рые из них будут из­ме­нять­ся по пер­во­му типу. И не все гла­го­лы, ко­то­рые за­кан­чи­ва­ют­ся не на -ить, будут из­ме­нять­ся по типу 1 спря­же­ния. Рас­смот­ри­те слова, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ис­клю­че­ни­ем, и за­пом­ни­те их.

 

1 спря­же­ние

2 спря­же­ние

На­чаль­ная форма

Все гла­го­лы не на -ить + ис­клю­че­ния: брить, сте­лить,

зи­ждить­ся, зы­бить­ся

-ить

Лич­ная форма

-ешь, -ем, -ете,

-ет, -ут, -ют

-ишь, -им, -ите, -ит, -ат, -ят

Об этих че­ты­рёх гла­го­лах (брить, сте­лить, зи­ждить­ся, зы­бить­ся) мы го­во­рим от­дель­но, по­то­му что они за­кан­чи­ва­ют­ся на -ить, а из­ме­ня­ют­ся не по 2 спря­же­нию, а по 1 спря­же­нию. То есть, как ни стран­но, а в этом слове пи­шет­ся:

стелет, стелешь, стелют.

А гла­го­лы гнать, ды­шать, дер­жать, оби­деть, ви­деть, слы­шать, нена­ви­деть, смот­реть, вер­теть, за­ви­сеть, тер­петь за­кан­чи­ва­ют­ся не на -ить, но всё равно «иг­ра­ют» за ко­ман­ду 2 спря­же­ния. В лич­ной форме мы вы­би­ра­ем для них окон­ча­ния с иили а/я:

гонит, гонят, видишь, видят, обидим, обидят и т. д.

 Правописание неопределённой формы глагола. Откуда взялись исключения

Пра­во­пи­са­ние лич­ной формы мы опре­де­ля­ем по на­пи­са­нию неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла. Пра­во­пи­са­ние неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла нужно узна­вать по сло­ва­рю и вы­учи­вать. Если вы зна­е­те, как пи­шет­ся на­чаль­ная форма, то вы зна­е­те, как пи­шут­ся мно­гие дру­гие гла­голь­ные формы.

сеять

ви­деть

кле­ить

На­при­мер, в про­шед­шем вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л- пи­шет­ся та же самая буква, что в на­чаль­ной форме перед -ть. А формы на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни мы уже на­учи­лись опре­де­лять с по­мо­щью спря­же­ний.

 

От­ку­да взя­лись ис­клю­че­ния

Когда мы изу­ча­ем пра­ви­ла спря­же­ния, то ино­гда воз­ни­ка­ет во­прос: кто при­ду­мал все эти пра­ви­ла и ис­клю­че­ния? На самом деле, линг­ви­сты при­ду­мы­ва­ют пра­ви­ла крайне редко. Язы­ко­зна­ние вполне со­по­ста­ви­мо с фи­зи­кой или био­ло­ги­ей. Линг­ви­сты в ос­нов­ном изу­ча­ют и на­хо­дят неко­то­рые за­ко­но­мер­но­сти. На­при­мер, по­смот­ре­ли они, что слова, ко­то­рые за­кан­чи­ва­ют­ся в на­чаль­ной форме на -ить (хо­дить, на­при­мер), в лич­ной форме будут иметь окон­ча­ния -ишь, -им, -ит и т.д., а все слова, ко­то­рые за­кан­чи­ва­ют­ся не на -ить, будут иметь окон­ча­ния с бук­ва­ми е, у, ю. Это вы­ве­де­но как за­ко­но­мер­ность и предо­став­ле­но нам как пра­ви­ло. А ис­клю­че­ния – за­ча­стую это следы ка­ких-то су­ще­ство­вав­ших ранее язы­ко­вых яв­ле­ний. Если мы возь­мём гла­гол ви­деть и по­смот­рим, как он пи­сал­ся рань­ше, мы уви­дим, что он пи­шет­ся через Ѣ.

Ѣ («ять») – буква ис­то­ри­че­ской ки­рил­ли­цы и гла­го­ли­цы, ныне упо­треб­ля­е­мая толь­ко в цер­ков­но­сла­вян­ском языке. В Рос­сии оста­ва­лась в упо­треб­ле­нии вплоть до ре­фор­мы рус­ской ор­фо­гра­фии в 1918 году.

Гла­го­лы, ко­то­рые за­кан­чи­ва­лись на -ять и -ть, от­но­си­лись ко 2 спря­же­нию, из­ме­ня­лись по вто­ро­му типу. Со­от­вет­ствен­но, на­чаль­ную форму мы на­ча­ли пи­сать иначе, а лич­ные формы оста­лись.

А с гла­го­лом сте­лить со­всем дру­гая ис­то­рия. В языке неко­то­рое время су­ще­ство­ва­ло два почти рав­но­прав­ных ва­ри­ан­та:сте­лить и стлать. Слово сте­лить спря­га­лось по 2 спря­же­нию, а не по 1 спря­же­нию. А слово стлать имело как раз те формы, ко­то­рые мы сей­час ис­поль­зу­ем при спря­же­нии для гла­го­ла сте­лить. В сло­ва­ре Уша­ко­ва,  ко­то­рый из­да­вал­ся с 1935 по 1940 гг., перед нами будет два ва­ри­ан­та гла­го­лов сте­лить и стлать, с раз­ны­ми спо­со­ба­ми спря­же­ния.

Сло­варь Д.Н. Уша­ко­ва (1935–1940)

два ва­ри­ан­та гла­го­лов сте­лить и стлать, с раз­ны­ми спо­со­ба­ми спря­же­ния.  Сло­варь Д.Н. Уша­ко­ва (1935–1940)

Но гла­гол сте­лить счи­тал­ся несколь­ко огра­ни­чен­ным в упо­треб­ле­нии, был раз­го­вор­ным, про­сто­реч­ным ва­ри­ан­том, астлать – более же­ла­тель­ным, об­ще­упо­тре­би­тель­ным. Затем гла­гол стлать стал упо­треб­лять­ся реже, но его лич­ные формы пе­ре­шли к гла­го­лу сте­лить, и это за­кре­пи­лось в ака­де­ми­че­ских грам­ма­ти­ках. По­это­му мы имеем такой гла­гол-ис­клю­че­ние.

 Задания на закрепление знаний

Про­чи­тай­те гла­го­лы в лич­ной форме и опре­де­ли­те их спря­же­ние, за­пи­ши­те их пра­виль­но. Поль­зуй­тесь таб­ли­цей. Для того чтобы опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла, по­ставь­те его в неопре­де­лён­ную форму, по­ду­май­те, на что он за­кан­чи­ва­ет­ся, вы­бе­ри­те окон­ча­ние из нуж­но­го вам стол­би­ка.

Они кол…т дрова.

Тут лич­ное окон­ча­ние 3 л., мн. ч. Вам нужно вы­брать колют или колят. Ста­вим в на­чаль­ную форму – (что де­лать?) ко­лоть – за­кан­чи­ва­ет­ся на -оть, не на -ить, не ис­клю­че­ние, зна­чит, это гла­гол 1 спря­же­ния. Вы­би­ра­ем нуж­ную букву из стол­би­ка пер­во­го спря­же­ния – это буква ю.

Они колют дрова.

Спряжение глаголов. Колотые дрова

Рис. 4. Ко­ло­тые дрова

Ты кле…шь.

Это лич­ная форма гла­го­ла. Мы вы­би­ра­ем между лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми -ишь или -ешь, между бук­ва­ми и или е. Чтобы узнать спря­же­ние, ста­вим гла­гол в на­чаль­ную форму – кле­ить. Если вы не уве­ре­ны, как пи­шет­ся на­чаль­ная форма, надо по­смот­реть в сло­ва­ре. Этот гла­гол не яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем, зна­чит, от­но­сит­ся ко 2 спря­же­нию и буквы для окон­ча­ния берём из вто­ро­го стол­би­ка:

Ты клеишь.

Спряжение глаголов. Мо­ло­дые люди клеят обои

Рис. 5. Мо­ло­дые люди клеят обои

Мы по­стел…м.

Это лич­ная форма. Ста­вим в на­чаль­ную форму – (что сде­лать?) по­сте­лить. Гла­гол за­кан­чи­ва­ет­ся на -ить, но это – «куп­лен­ный игрок». Это гла­гол сте­лить с при­став­кой, а при­став­ка на спря­же­ние никак не вли­я­ет, по­сте­лить – тоже гла­гол-ис­клю­че­ние, он «иг­ра­ет» за ко­ман­ду 1 спря­же­ния, и форму ему вы­би­рать мы будем тоже из стол­би­ка 1 спря­же­ния:

Мы по­стелем.

 

Ты дыш…шь.

Лич­ное окон­ча­ние -ишь или -ешь? Опре­де­ля­ем спря­же­ние. Ды­шать – гла­гол не на -ить, но по­смот­ри­те: это тоже гла­гол-ис­клю­че­ние, он «иг­ра­ет» за ко­ман­ду 2 спря­же­ния, хоть и не на -ить, и окон­ча­ние для этого гла­го­ла мы берём из вто­ро­го стол­би­ка.

Ты дышишь.

 Особые случаи определения спряжения

А те­перь рас­смот­рим неко­то­рые необыч­ные слу­чаи, чтобы ваши зна­ния этой темы были более пол­ны­ми. По­смот­ри­те на гла­го­лы:

ле­теть

го­реть

гля­деть

ви­сеть

жуж­жать

сто­ять

ле­жать

Это не со­всем обыч­ные гла­го­лы. По­про­бу­ем по­ста­вить их в лич­ную форму:

ле­теть – летит

го­реть – горит

гля­деть – гля­дит

ви­сеть – висит

жуж­жать – жуж­жит

сто­ять – стоит

ле­жать – лежит

Гла­го­лы в на­чаль­ной форме за­кан­чи­ва­ют­ся не на -ить, а на -еть, -ять, -ать. Так что долж­ны были бы из­ме­нять­ся по 1 спря­же­нию, а они из­ме­ня­ют­ся по 2 спря­же­нию и по­это­му яв­ля­ют­ся гла­го­ла­ми 2 спря­же­ния.

Во всех этих сло­вах на­чаль­ной формы уда­ре­ние па­да­ет на окон­ча­ние, в удар­ном окон­ча­нии мы не оши­ба­ем­ся.

Спряжение глаголов. Ле­тя­щая сова

Рис. 6. Ле­тя­щая сова

Смысл пра­ви­ла опре­де­ле­ния спря­же­ния по на­чаль­ной форме в том, чтобы опре­де­лить без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния. А с гла­го­ла­ми летит, горит, жуж­жит, гля­дит таких труд­но­стей не воз­ни­ка­ет. Но всё же вы долж­ны за­пом­нить, чтобы не оши­бать­ся в мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре слова, что эти гла­го­лы от­но­сят­ся ко 2 спря­же­нию, по­то­му что они имеют лич­ное окон­ча­ние 2 спря­же­ния и мы не об­ра­ща­ем вни­ма­ния, что в на­чаль­ной форме они за­кан­чи­ва­ют­ся не на -ить.

Неко­то­рые труд­но­сти с этими гла­го­ла­ми всё-та­ки воз­ни­ка­ют. На­при­мер, по­яв­ля­ет­ся труд­ность, когда к этим гла­го­лам при­бав­ля­ет­ся при­став­ка вы-. Дело в том, что у этой при­став­ки есть свой­ство за­би­рать на себя уда­ре­ние.

у этой при­став­ки есть свой­ство за­би­рать на себя уда­ре­ние.

В этих парах слов уда­ре­ние пе­ре­шло с окон­ча­ния на при­став­ку, чем вы­зва­ны труд­но­сти на­пи­са­ния слов, по­то­му что по на­чаль­ной форме у этих гла­го­лов спря­же­ние опре­де­лить нель­зя. По­это­му нужно как сле­ду­ет за­пом­нить, что пра­ви­ло опре­де­ле­ния спря­же­ний по на­чаль­ной форме ка­са­ет­ся толь­ко тех гла­го­лов, ко­то­рые нель­зя про­ве­рить уда­ре­ни­ем. А если перед нами гла­гол с при­став­кой вы-, то вам нужно по­про­бо­вать убрать эту при­став­ку и по­смот­реть, не по­лу­чит­ся ли так, что окон­ча­ние ста­нет удар­ным. И если после того как вы убра­ли при­став­ку, на окон­ча­ние стало па­дать уда­ре­ние, то вы пи­ше­те то же самое окон­ча­ние в слове с при­став­кой вы-.

 Правописание личных окончаний глаголов

Ал­го­ритм на­пи­са­ния лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов:

Убе­дить­ся, что перед нами лич­ное окон­ча­ние, что гла­гол стоит в форме на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни. Что это не по­ве­ли­тель­ное на­кло­не­ние и не про­шед­шее время, ведь там дей­ству­ют дру­гие пра­ви­ла.

По­смот­реть, нет ли при­став­ки вы-, убрав ко­то­рую мы по­лу­чим удар­ное окон­ча­ние. Если по­лу­чи­лось, пишем в нашем слове то, что слы­шим под уда­ре­ни­ем, если нет – идём даль­ше.

По­ста­вить гла­гол в неопре­де­лён­ную форму (что де­лать? что сде­лать?), по­смот­реть, в какой стол­бик его от­не­сти (на -ить, или не на -ить, или ис­клю­че­ние).

Вы­брать из стол­би­ка нуж­ное окон­ча­ние.

Чтобы уметь пи­сать лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов пра­виль­но, вам нужно иметь неко­то­рые на­вы­ки:

От­ли­чать лич­ные формы гла­го­ла от дру­гих.

Пра­виль­но ста­вить гла­гол в неопре­де­лён­ную форму.

Знать на­и­зусть все гла­го­лы-ис­клю­че­ния.

Уметь опре­де­лять тип спря­же­ния.

Пом­нить, что в 1 спря­же­нии в лич­ные окон­ча­ния мы встав­ля­ем буквы е, ю, у, а во 2 спря­же­нии – и, а, я.

 Формы повелительного наклонения

Рас­смот­рим две ин­те­рес­ные гла­голь­ные формы.

Рас­смот­ри­те три слова в раз­ных фор­мах и по­про­буй­те пра­виль­но по­ста­вить уда­ре­ние:

пи­ше­те – пи­ши­те

ищете – ищите

ле­чи­те – ле­чи­те

Про­ве­рим. Про­чи­тай­те эти слова с уда­ре­ни­ем:

Они от­ли­ча­ют­ся либо одной бук­вой и уда­ре­ни­ем, либо толь­ко уда­ре­ни­ем

Формы в каж­дой паре слов очень по­хо­жи. Они от­ли­ча­ют­ся либо одной бук­вой и уда­ре­ни­ем, либо толь­ко уда­ре­ни­ем. Да­вай­те узна­ем, что же это за форма.

Они от­ли­ча­ют­ся либо одной бук­вой и уда­ре­ни­ем, либо толь­ко уда­ре­ни­ем

У пер­во­го гла­го­ла будет лич­ное окон­ча­ние -ете, опре­де­ля­е­мое типом спря­же­ния, а у вто­ро­го – суф­фикс по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния -и- и окон­ча­ние мн. ч. -те. То же самое с осталь­ны­ми сло­ва­ми:

Они от­ли­ча­ют­ся либо одной бук­вой и уда­ре­ни­ем, либо толь­ко уда­ре­ни­ем

Про форму по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния нужно знать, чтобы не пу­тать его с лич­ны­ми фор­ма­ми и не про­ве­рять лич­ные формы по­ве­ли­тель­ным на­кло­не­ни­ем.

В по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии суф­фикс -и- обыч­но удар­ный. Но это ме­ня­ет­ся с по­яв­ле­ни­ем при­став­ки вы-, ко­то­рая за­би­ра­ет на себя уда­ре­ние:

В по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии суф­фикс -и- обыч­но удар­ный. Но это ме­ня­ет­ся с по­яв­ле­ни­ем при­став­ки вы-, ко­то­рая за­би­ра­ет на себя уда­ре­ние

Спряжение глаголов. Мальчик пишет

Рис. 7. Маль­чик пишет

Вопросы к конспектам

1. Вы­учи­те тео­ре­ти­че­ский ма­те­ри­ал.

2. Спи­ши­те пред­ло­же­ния, встав­ляя про­пу­щен­ные буквы. Объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов.

На краю го­ри­зон­та тян...тся се­реб­ря­ная цепь сне­го­вых вер­шин.(М. Лер­мон­тов) 

За­уныв­ный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель над­лом­лен­ная стон...т, глухо шепч...т тем­ный лес. (Н. Некра­сов) 

Сто­рож не спеша от­би­вал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в го­лу­бом воз­ду­хе.

Гроз­но смотр...т из-под туч су­мрач­ные горы. (А. Май­ков) 

На тем­но-се­ром небе кое-где мига...т звез­ды; влаж­ный ве­те­рок из­ред­ка на­бе­га...т лег­кой вол­ной; слыш...тся сдер­жан­ный, неяс­ный шепот ночи. (И. Тур­ге­нев)

3. Пе­ре­пи­ши­те сло­во­со­че­та­ния. Вы­де­ли­те окон­ча­ния и опре­де­ли­те спря­же­ние гла­го­лов.

лыка не вяжет,

да­ле­ко не уедешь,

ка­ла­чом не за­ма­нишь,

как толь­ко земля тер­пит,

руки не до­хо­дят,

ухо режет,

своя ноша не тянет,

прав­да глаза колет,

на языке вер­тит­ся,

ков­ром сте­лет­ся,

ко­ма­ра не оби­дит,

паль­чи­ки об­ли­же­те.

Последнее изменение: Среда, 27 Сентябрь 2017, 02:56