Понятие глагола. Начальная форма глагола. Повторение
1. Что обозначает глагол?
Глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, а также что делает?, что сделал?, что будет делать? и другие.
Он обозначает действие (бежать, думать, петь), состояние (болеть, грустить), отношения (принадлежать, зависеть), а также процессы природы (дождит, темнеет).
В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого, то есть главного члена, который сообщает, что делает или что из себя представляет подлежащее.
Пример:
Мальчик читает книгу.
Сказуемое — читает, глагол действия.
2. Грамматические признаки глагола
Глагол имеет несколько постоянных и непостоянных грамматических признаков.
Постоянные признаки:
-
вид (совершенный / несовершенный)
читать — прочитать -
переходность (переходный / непереходный)
читать книгу — переходный; спать — непереходный -
возвратность (возвратный / невозвратный)
мыться — возвратный; писать — невозвратный
Непостоянные признаки:
-
время (прошедшее, настоящее, будущее)
-
число (единственное или множественное)
-
лицо (в настоящем и будущем времени: 1-е, 2-е, 3-е)
-
род (в прошедшем времени)
3. Начальная форма глагола (инфинитив)
Важно помнить: начальная форма глагола — это неопределённая форма, или инфинитив. Она отвечает на вопросы что делать?, что сделать?.
Примеры инфинитивов: читать, учить, построить, подумать, слышать.
Признаки инфинитива:
-
Не указывает ни время, ни число, ни лицо.
-
Имеет суффиксы -ть, реже -ти, а также -чь.
Примеры: нести, печь, беречь.
Инфинитив помогает определить:
-
вид глагола,
-
его переходность,
-
его возвратность,
-
его спряжение.
Поэтому начальная форма — основа изучения всех грамматических категорий.
4. Как найти инфинитив?
Чтобы определить начальную форму глагола, нужно задать вопрос: что делать? / что сделать?
Примеры:
прыгает → прыгать
держал → держать
напишем → написать
Иногда глагол звучит совсем не так, как его инфинитив. Например:
иду → идти,
могу → мочь,
ешь → есть (в значении "кушать").
5. Роль глагола в речи
Глагол помогает описывать:
-
действия (бежит, строит, говорит),
-
состояние (спит, молчит, грустит),
-
изменение предметов и явлений (тает, растёт, темнеет).
Он также образует временные связи между событиями, поэтому важно уметь правильно употреблять глаголы в нужной форме.
В тексте глаголы помогают:
-
передавать динамику,
-
указывать последовательность событий,
-
описывать характер героя (по тому, что он делает).
6. Повторение основных правил
1. Глаголы изменяются по временам
пишу — писал — буду писать
2. Глаголы изменяются по лицам (в настоящем и будущем времени)
я пишу, ты пишешь, он пишет
3. Глаголы изменяются по числам
пишу — пишем; писал — писали
4. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам
писал, писала, писало