Понятие глагола. Начальная форма глагола. Повторение

 Определение глагола

Вы уже име­е­те пред­став­ле­ние о том, что такое гла­гол. Гла­гол – это, пре­жде всего, дей­ствие, ди­на­ми­ка. А дей­ствие длит­ся во вре­ме­ни, оно имеет на­ча­ло и конец. И те слова, ко­то­ры­ми мы эти дей­ствия вы­ра­жа­ем, долж­ны иметь неко­то­рые свой­ства, поз­во­ля­ю­щие вы­пол­нять свои функ­ции.

Гла­гол – это са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та и от­ве­ча­ет на во­про­сы что де­лать?что сде­лать?

Зна­че­ние дей­ствия гла­гол вы­ра­жа­ет через ка­те­го­рии вида, на­кло­не­ния, вре­ме­ни (в изъ­яви­тель­ном на­кло­не­нии), лица (в на­сто­я­щем и бу­ду­щем вре­ме­ни и в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии), числа, а в про­шед­шем вре­ме­ни и в услов­ном на­кло­не­нии – и в форме рода.

В пред­ло­же­нии гла­гол чаще всего яв­ля­ет­ся ска­зу­е­мым, но так про­ис­хо­дит не все­гда. Об этом вы узна­е­те немнож­ко позже.

Ка­те­го­рия гла­го­ла су­ще­ству­ет во всех язы­ках, но в каж­дом языке гла­гол ведёт себя и из­ме­ня­ет­ся по-раз­но­му и из­ме­ня­ет­ся. На­при­мер, есть языки, в ко­то­рых нет ка­те­го­рии вре­ме­ни. Но надо ска­зать, что и рус­ский гла­гол ведёт себя до­ста­точ­но ин­те­рес­но. На­при­мер, если мы по­про­бу­ем упо­тре­бить гла­гол в про­шед­шем вре­ме­ни, не упо­треб­ляя рода (не по­ка­зы­вая, к ка­ко­му роду этот гла­гол от­но­сит­ся), то это будет слож­но. Толь­ко во мно­же­ствен­ном числе, в един­ствен­ном не по­лу­чит­ся. На­при­мер, если вы ска­же­те ходил, то сразу по­нят­но, что он ходил. Ва­ри­ан­тов в про­шед­шем вре­ме­ни не по­ка­зать, к ка­ко­му роду от­но­сит­ся гла­гол, у вас не будет. Если вы возь­мё­те гла­гол в на­сто­я­щем вре­ме­ни, будет дру­гая кар­ти­на.

 

Гла­гол в про­шед­шем вре­ме­ни

он ходил (рис. 1) (м. р.)

она хо­ди­ла (ж. р.)

оно хо­ди­ло (ср. р.)

Гла­гол в на­сто­я­щем вре­ме­ни

ты хо­дишь (2 л.)

ходит (3 л.)

Определение глагола. Идущий мальчик

Рис. 1. Иду­щий маль­чик

В гла­го­ле на­сто­я­ще­го вре­ме­ни обя­за­тель­но надо ука­зы­вать лицо, от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к дей­ствию, если дей­ствие со­вер­шаю я – я делаю, если ты – ты де­ла­ешь.

 Глагол в других языках

Ка­те­го­рия гла­го­ла есть во всех язы­ках, но не во всех язы­ках гла­го­лы ведут себя оди­на­ко­во. На­при­мер, в рус­ском гла­го­ле всё оче­вид­но – есть время (на­сто­я­щее, бу­ду­щее, про­шед­шее). А вот в араб­ском языке вре­ме­ни нет, т. е. мы по форме гла­го­ла время опре­де­лить не смо­жем. Для этого нужно ис­поль­зо­вать слова дру­гой части речи, на­при­мер се­год­ня, сей­час и т. д. Более по­дроб­ная ин­фор­ма­ция на­хо­дит­ся по ссыл­ке в до­пол­ни­тель­ных ма­те­ри­а­лах.

 Неопределённая форма глагола (инфинитив)

Но есть у гла­го­ла и самая ма­ло­ин­фор­ма­тив­ная форма. По ней нель­зя опре­де­лить ни рода, ни числа, ни лица, ни вре­ме­ни, ни на­кло­не­ния. Эта форма на­зы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, она яв­ля­ет­ся сло­вар­ной для гла­го­ла и на­чаль­ной фор­мой в мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре. По неопре­де­лён­ной форме гла­го­ла мы можем опре­де­лить толь­ко по­сто­ян­ные при­зна­ки: вид, пе­ре­ход­ность, спря­же­ние (не все­гда).

Неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла (ин­фи­ни­тив) – это такая форма гла­го­ла, по ко­то­рой мы можем опре­де­лить толь­ко по­сто­ян­ные при­зна­ки (воз­врат­ность, вид, пе­ре­ход­ность).

На­при­мер:

пе­рей­ти до­ро­гу (рис. 2) – пе­ре­ход­ный гла­гол, он управ­ля­ет су­ще­стви­тель­ным в ви­ни­тель­ном па­де­же, без пред­ло­га. Мы опре­де­ли­ли это по неопре­де­лён­ной форме.

Глагол. Дети переходят дорогу

Рис. 2. Дети пе­ре­хо­дят до­ро­гу

Идти – гла­гол непе­ре­ход­ный, это тоже по­нят­но по неопре­де­лён­ной форме.

Учить­ся – гла­гол воз­врат­ный, по­то­му что имеет суф­фикс -ся.

Учить – невоз­врат­ный гла­гол (рис. 3).

Глагол. Маль­чик учит уроки

Рис. 3. Маль­чик учит уроки

Вести (что де­лать?) – несо­вер­шен­ный вид.

От­ве­сти (что сде­лать?) – со­вер­шен­ный вид.

Но ни у од­но­го из этих гла­го­лов мы не смо­жем опре­де­лить ни время, ни лицо, ни число.

 Образование неопределённой формы глагола

Неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла обыч­но об­ра­зу­ет­ся с по­мо­щью суф­фик­сов -ти и -ть. На­при­мер:

петь – суф­фикс –ть (рис. 4)

Глагол. Дети поют

Рис. 4. Дети поют

гре­сти – суф­фикс -ти

умы­вать­ся – суф­фикс -ть, ко­то­рый стоит перед -ся

Но ино­гда ин­фи­ни­тив за­кан­чи­ва­ет­ся на -чь, ко­то­рое воз­ник­ло из со­че­та­ния -к или -г с -ти. Гла­гол стричь об­ра­зо­вал­ся так: было стри­гу + ти – стриг­ти (су­ще­ство­ва­ло дол­гое время). Вот ещё при­мер: пеку + ти – пекти, а из слова пекти воз­ник­лопечь.

Суф­фик­сы -ти, -ть и -чь в неко­то­рых учеб­ни­ках и в неко­то­рых тео­ри­ях обыч­но вы­де­ля­ют­ся как окон­ча­ние. В общем, это ло­гич­но, по­то­му что они об­ра­зу­ют форму слова и не вхо­дят в ос­но­ву. Но мы же знаем, что ин­фи­ни­тив – это неиз­ме­ня­е­мая форма гла­го­ла, что су­ще­ству­ет в рус­ском языке фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс, ко­то­рый тоже не вхо­дит в ос­но­ву, на­при­мер суф­фикс -л.

Фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы -ть и -л-

чи­тать (суф­фикс -ть) – чи­та­ла (суф­фикс -л-)

печь­ся (суф­фикс -чь-)  – пек­лась (суф­фикс -л-)

ста­рать­ся (суф­фикс -ть) – ста­ра­лись (суф­фикс -л-)

Ин­фи­ни­тив – это сло­вар­ная форма. Т. е. если вам нужно найти в сло­ва­ре слова бежал, иду, гля­дит, вы их не най­дё­те в такой форме. Вам при­дет­ся ста­вить их в неопре­де­лён­ную форму:

бе­жать

идти

гля­деть

По­это­му ино­стран­цам тоже необ­хо­ди­мо уметь ста­вить гла­гол в неопре­де­лён­ную форму, чтобы узнать его пе­ре­вод.

По­смот­рим, как нам это по­мо­га­ет спра­вить­ся с пра­ви­лом спря­же­ния гла­го­ла. Нам нужно узнать, как пи­шет­ся гла­гол:

про­дол­жа…т

Для этого ста­вим его в на­чаль­ную форму:

 про­дол­жить

Смот­рим: перед суф­фик­сом -ть пи­шет­ся -и-, зна­чит, гла­гол в II спря­же­нии ив окон­ча­нии пишем и – про­дол­жаит.

Но на самом деле это не так. Ошиб­ка вышла, по­то­му что мы из­на­чаль­но по­ста­ви­ли гла­гол в непра­виль­ную на­чаль­ную форму. Нужно очень хо­ро­шо за­пом­нить, что вид гла­го­ла – это по­сто­ян­ный при­знак. И если в лич­ной форме у нас несо­вер­шен­ный вид (что де­ла­ет?), то и в неопре­де­лён­ной форме тоже дол­жен быть несо­вер­шен­ный вид:

про­дол­жать(что де­лать?).

А от неопре­де­лён­ной формы про­дол­жить (что сде­лать?) со­вер­шен­но­го вида тоже об­ра­зу­ет­ся лич­ная форма со­вер­шен­но­го вида – про­дол­жит (что сде­ла­ет?).

Труд­ность может быть свя­за­на не толь­ко с видом гла­го­ла, но ещё и с его зна­че­ни­ем. На­при­мер, возь­мём гла­гол бегу и по­ста­вим его в неопре­де­лён­ную форму – бе­жать (а не бе­гать). Хоть и оба эти гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида (что де­лать?), но зна­че­ния у них от­ли­ча­ют­ся. Бе­жать – это еди­нич­ное дей­ствие, а бе­гать – по­вто­ря­ю­ще­е­ся (лич­ная форма от него будет –бе­га­ет). То же самое со сло­ва­ми:

одоб­рим – одоб­рить, а не одоб­рять. От слова одоб­рять мы об­ра­зу­ем форму одоб­ря­ем.

за­ха­жи­ва­ет – за­ха­жи­вать, а не за­хо­дить, от ко­то­ро­го лич­ная форма – за­хо­дит.

Нужно сле­дить за тем, чтобы со­хра­ня­лись суф­фикс ос­но­вы и зна­че­ние гла­го­ла.

В до­пол­ни­тель­ных ма­те­ри­а­лах есть за­да­ния. Обя­за­тель­но по­тре­ни­руй­тесь, по­лу­чит­ся ли у вас по­ста­вить гла­гол в неопре­де­лён­ную форму пра­виль­но.

Это пер­вая труд­ность, ко­то­рая у нас воз­ни­ка­ет с неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла. Вто­рая труд­ность за­клю­ча­ет­ся в том, что, даже если вы пра­виль­но по­ста­ви­ли гла­гол в неопре­де­лён­ную форму, необ­хо­ди­мо ещё знать, как она пи­шет­ся. Рас­смот­ри­те спи­сок гла­го­лов для за­по­ми­на­ния:

гла­го­лы на -ять:сеять, реять, баять, таять, веять, ле­ле­ять, ка­ять­ся, за­те­ять, лаять, ма­ять­ся, бле­ять, хаять, чуять, чаять, на­де­ять­ся, кла­нять­ся, каш­лять.

гла­гол на -ить:кле­ить.

 Грамматический словарь А. А. Зализняка

С по­яв­ле­ни­ем элек­трон­ных сло­ва­рей труд­но­стей у ино­стран­цев стало го­раз­до мень­ше. Элек­трон­ные сло­ва­ри рас­по­зна­ют форму гла­го­ла и сразу опре­де­ля­ют его зна­че­ние. Но нужно знать, что в ос­но­ве всех элек­трон­ных сло­ва­рей лежит руч­ная ра­бо­та од­но­го че­ло­ве­ка – Ан­дрея Ана­то­лье­ви­ча За­лиз­ня­ка (рис. 5). Он со­ста­вил «Грам­ма­ти­че­ский сло­варь рус­ско­го языка».

Зализняк А.А. со­ста­вил «Грам­ма­ти­че­ский сло­варь рус­ско­го языка».

Рис. 5. А.А. За­лиз­няк

Вы толь­ко пред­ставь­те себе, какую огром­ную ра­бо­ту он про­де­лал. Со­брал все формы всех слов рус­ско­го языка. Потом клас­си­фи­ци­ро­вал их по спо­со­бам сло­во­из­ме­не­ния и со­здал сло­варь на­столь­ко точ­ный и пра­виль­ный, что его можно ис­поль­зо­вать в про­грам­ми­ро­ва­нии. Как раз элек­трон­ная вер­сия этого сло­ва­ря легла в ос­но­ву боль­шин­ства со­вре­мен­ных ком­пью­тер­ных про­грамм, ра­бо­та­ю­щих с рус­ской мор­фо­ло­ги­ей, си­сте­мы про­вер­ки ор­фо­гра­фии (то, что в Word под­чёр­ки­ва­ет­ся крас­ным) и ма­шин­но­го пе­ре­во­да, ав­то­ма­ти­че­ско­го ре­фе­ри­ро­ва­ния.

 Синтаксическая роль инфинитива

О син­так­си­че­ской роли ин­фи­ни­ти­ва нужно го­во­рить от­дель­но, по­то­му что она дей­стви­тель­но необыч­на. Ин­фи­ни­тив ведёт себя в пред­ло­же­нии со­вер­шен­но уди­ви­тель­но. Он ведёт себя так, как ведут обыч­ные имена су­ще­стви­тель­ные и имена при­ла­га­тель­ные, т. е. вы­сту­па­ет в со­вер­шен­но необыч­ной для гла­го­ла роли.

Ин­фи­ни­тив до­ста­точ­но часто вы­сту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го (что со­вер­шен­но необыч­но для гла­го­ла).

Или в роли до­пол­не­ния:

По­про­сил (о чём?) от­дать– до­пол­не­ние. Даже во­прос ста­вим па­деж­ный, что для гла­го­ла со­всем не есте­ствен­но.

Или в роли об­сто­я­тель­ства:

При­шли (зачем?) об­су­дить – об­сто­я­тель­ство цели.

Опре­де­ле­ни­ем ин­фи­ни­тив тоже может быть:

Же­ла­ние (какое?) вы­ска­зать.

Ска­зу­е­мым ин­фи­ни­тив тоже может быть:

Пре­ду­пре­дить – это ска­зу­е­мое.

 Закрепление пройденного материала

Гла­гол – это са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та и от­ве­ча­ет на во­про­сы что де­лать? что сде­лать?.

Зна­че­ние дей­ствия и про­цес­са у рус­ско­го гла­го­ла вы­ра­жа­ет­ся в ка­те­го­ри­ях вида, на­кло­не­ния, вре­ме­ни (в изъ­яви­тель­ном на­кло­не­нии), лица (в на­сто­я­щем и бу­ду­щем вре­ме­ни и в по­ве­ли­тель­ном на­кло­не­нии), числа, а в про­шед­шем вре­ме­ни и в услов­ном на­кло­не­нии – и в форме рода.

Кроме того, гла­гол об­ла­да­ет та­ки­ми свой­ства­ми, как воз­врат­ность и пе­ре­ход­ность.

В пред­ло­же­нии для гла­го­ла ха­рак­тер­на, пре­жде всего, роль ска­зу­е­мо­го, но он может вы­пол­нять также и дру­гие син­так­си­че­ские функ­ции (под­ле­жа­ще­го, до­пол­не­ния, опре­де­ле­ния и об­сто­я­тель­ства). 

Дайте опре­де­ле­ния таким тер­ми­нам, как гла­гол и неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла.

Про­чи­тай­те слова и опре­де­ли­те их на­чаль­ную форму:

Хо­ди­ла, думал, иг­ра­ли, из­вле­кал, мы­лась, при­го­то­ви­ла.

Вы­учи­те сем­на­дцать гла­го­лов на -ять и один на -ить и за­пом­ни­те их пра­во­пи­са­ние.

Последнее изменение: Среда, 27 Сентябрь 2017, 01:48