Переходные и непереходные глаголы

1. По­ня­тие о пе­ре­ход­ных гла­го­лах

Дей­ствия, ко­то­рые обо­зна­ча­ют гла­го­лы, могут пе­ре­хо­дить прямо на пред­мет, на ко­то­рый на­прав­ле­но это дей­ствие. Такие гла­го­лы и на­зы­ва­ют­ся пе­ре­ход­ны­ми.

От пе­ре­ход­ных гла­го­лов все­гда можно за­дать во­прос кого? или что? (во­про­сы ви­ни­тель­но­го па­де­жа без пред­ло­га):

Пи­сать (что?) пись­мо

Уви­деть (кого?) маль­чи­ка

У непе­ре­ход­ных гла­го­лов дей­ствие не пе­ре­хо­дит прямо на пред­мет.

От непе­ре­ход­ных гла­го­лов можно за­да­вать любые во­про­сы, кроме во­про­сов ви­ни­тель­но­го па­де­жа без пред­ло­га:

За­ни­мать­ся (чем?) спор­том

Раз­би­рать­ся (в чем?) в музыке

От­ка­зать­ся (от чего?) от по­мо­щи

Важно пра­виль­но найти слово, на ко­то­рое на­прав­ле­но дей­ствие, обо­зна­ча­е­мое гла­го­лом. Пе­ре­ход­ный гла­гол все­гда имеет при себе су­ще­стви­тель­ное или ме­сто­име­ние без пред­ло­га, ко­то­рые не про­сто стоят в ви­ни­тель­ном па­де­же, а яв­ля­ют­ся объ­ек­том того дей­ствия, ко­то­рое на­зы­ва­ет гла­гол:

Уви­деть маль­чи­ка

Уви­деть их

Воз­мож­ны слу­чаи, когда, несмот­ря на то, что су­ще­стви­тель­ные стоят в ви­ни­тель­ном па­де­же, гла­го­лы яв­ля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. По­то­му что дан­ные су­ще­стви­тель­ные не яв­ля­ют­ся объ­ек­том дей­ствия, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся гла­го­ла­ми.

Про­сто­ять час

Ждать неде­лю        

2. Лек­си­че­ское зна­че­ние и ка­те­го­рия пе­ре­ход­но­сти

Пе­ре­ход­ность/непе­ре­ход­ность гла­го­ла тесно свя­за­на с его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем. В одном зна­че­нии гла­гол может быть пе­ре­ход­ным, а в дру­гом – непе­ре­ход­ным:

Учить в школе.

Гла­гол «учить» в зна­че­нии «пре­по­да­вать» – непе­ре­ход­ный.

Учить детей.

Гла­гол «учить» в зна­че­нии «обу­чать» – пе­ре­ход­ный.

Ре­дак­тор пра­вит ру­ко­пись.

Гла­гол «пра­вит» в зна­че­нии «ис­прав­ля­ет» – пе­ре­ход­ный.

Миром пра­вит сам че­ло­век.

Гла­гол «пра­вит» в зна­че­нии «управ­ля­ет» – непе­ре­ход­ный.

3. Пред­ло­же­ния с пе­ре­ход­ны­ми гла­го­ла­ми

Пред­ло­же­ния с пе­ре­ход­ны­ми гла­го­ла­ми могут быть и утвер­ди­тель­ны­ми, и от­ри­ца­тель­ны­ми. Прав­да, при от­ри­ца­нии ви­ни­тель­ный падеж су­ще­стви­тель­но­го может за­ме­нять­ся ро­ди­тель­ным.

Он муху убьет.

В дан­ном слу­чае при пе­ре­ход­ном гла­го­ле убьет су­ще­стви­тель­ное муху стоит в ви­ни­тель­ном па­де­же.

Срав­ни­те то же самое пред­ло­же­ние, прав­да, с от­ри­ца­тель­ным зна­че­ни­ем.

Он мухи не убьет.

Ви­ни­тель­ный падеж су­ще­стви­тель­но­го за­ме­ня­ет­ся ро­ди­тель­ным.

Од­на­ко за­пом­ни­те: несмот­ря на это, гла­гол не те­ря­ет своей пе­ре­ход­но­сти.

Часто в ма­га­зине мы можем услы­шать такие фразы:

Взвесь­те мне, по­жа­луй­ста, са­ха­ра.

От­режь­те вон того сыра.

Форма Р.п. при пе­ре­ход­ных гла­го­лах упо­треб­ля­ет­ся для того, чтобы мы по­ня­ли, что го­во­рит­ся толь­ко о части пред­ме­та, а не о пред­ме­те в целом.

В ана­ло­гич­ной си­ту­а­ции, если речь идет о пред­ме­те, ко­то­рый не де­лит­ся на части, упо­треб­ля­ет­ся В.п.:

Взвесь­те мне, по­жа­луй­ста, грушу.

От­режь­те вон тот кусок.

А если мы го­во­рим о пред­ме­те, ко­то­рый де­лит­ся на части, можно упо­тре­бить форму Р.п.

Вопросы к конспектам

1. Упраж­не­ние 1.

Обо­зна­чить пе­ре­ход­ные гла­го­лы, под­черк­нуть под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

На­сту­пи­ла осень. Де­ре­вья в лесу по­жел­те­ли. Ли­стья пест­рым ков­ром по­кры­ва­ют голую землю. Мно­гие птицы уле­те­ли. Остав­ши­е­ся хло­по­чут, го­то­вят­ся к зиме. Ищут теп­лое жилье и звери, за­па­са­ют­ся едой на дол­гую зиму: ежик сде­лал норку в сухих ли­стьях, белка на­тас­ка­ла оре­хов, шишек, мед­ведь го­то­вит свою бер­ло­гу.

2. Упраж­не­ние 2.

Из дан­но­го тек­ста вы­пи­сать в два стол­би­ка сло­во­со­че­та­ния с пе­ре­ход­ны­ми и непе­ре­ход­ны­ми гла­го­ла­ми, опре­де­лить падеж су­ще­стви­тель­но­го.

1. Мо­ло­дые ли­сточ­ки берез все­гда ра­до­ва­ли меня своей неж­ной зе­ле­нью. Ре­бя­та по­са­ди­ли эти бе­рез­ки, когда учи­лись в школе.

2. В воз­ду­хе уже не чув­ству­ет­ся про­ни­зы­ва­ю­щей сы­ро­сти.

3. В от­кры­тое окно вры­вал­ся шум улицы.

4. Я вер­нул книгу, как толь­ко ее про­чи­тал.

5. Он стоял у за­бо­ра и дер­жал на по­вод­ке со­ба­ку.

3. Упраж­не­ние 3.

Обо­зна­чить пе­ре­ход­ность и непе­ре­ход­ность гла­го­лов в тек­сте.

1. Обе­зья­ны очень бо­ят­ся змей. Даже кобры стра­шат их, хотя кобры пи­та­ют­ся яще­ри­ца­ми, мы­ша­ми и не охо­тят­ся на обе­зьян. Вот ма­лень­кая обе­зьян­ка уви­де­ла удава. Она мол­ние­нос­но взби­ра­ет­ся на де­ре­во, хва­та­ет­ся за ветви и, ока­ме­нев от ужаса, не может ото­рвать глаз от хищ­ни­ка.

2. Оты­щи­те на карте ост­ров Са­ха­лин, про­ве­ди­те к югу пря­мую линию, и при вы­хо­де из за­ли­ва вы уви­ди­те кро­шеч­ную точку, а над ней над­пись «Ост­ров тю­ле­ней». Это зна­ме­ни­тый ост­ров. Туда каж­дую весну при­плы­ва­ет целое стадо мор­ских ко­ти­ков, цен­ных пуш­ных зверь­ков.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 03:20