Род, лицо, число глагола

1. Грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние гла­го­ла

Гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия, и гла­го­лы уже своей фор­мой умеют ха­рак­те­ри­зо­вать того, кто это дей­ствие со­вер­ша­ет.

2. Осо­бен­но­сти форм про­шед­ше­го вре­ме­ни. Род гла­го­ла.

Гла­го­лы в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни ведут себя не как гла­го­лы, а как при­ла­га­тель­ные, т.е. из­ме­ня­ют­ся по родам и чис­лам. И это дает им воз­мож­ность со­об­щить нам, кто со­вер­ша­ет дей­ствие: он, она, оно или они. Если мы го­во­рим: Тебе нужно сде­лать уроки, то опре­де­лить, к кому мы об­ра­ща­ем­ся, невоз­мож­но (гла­гол в неопре­де­лен­ной форме, он нам эту ин­фор­ма­цию не вы­да­ет). Но как толь­ко мы го­во­рим: О! Ты уже уроки сде­ла­ла! – по­нят­но, что мы об­ра­ща­ем­ся к де­воч­ке. По­то­му что мы упо­тре­би­ли гла­гол в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни жен­ско­го рода с окон­ча­ни­ем -а.

В про­шед­шем вре­ме­ни у гла­го­ла всего 4 формы: 3 в един­ствен­ном числе (муж­ской, жен­ский и сред­ний род) и одна во мно­же­ствен­ном. Вот так мало!

3. Осо­бен­но­сти форм на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни в рус­ском языке. Лич­ные формы гла­го­ла.

Вы за­пом­ни­ли, что гла­гол в про­шед­шем вре­ме­ни из­ме­ня­ет­ся по чис­лам и в ед. ч по родам, при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к пред­ме­ту таким же спо­со­бом, как умеет это де­лать при­ла­га­тель­ное. Но есть ещё одна важ­ная и ин­те­рес­ная черта гла­го­ла, и черта эта в рус­ском языке свой­ствен­на толь­ко ему.

Гла­гол со­всем не слу­чай­но на­зы­ва­ет­ся гла­го­лом. Как вы зна­е­те, слово «гла­гол» пе­ре­во­дит­ся со ста­ро­сла­вян­ско­го как  речь, слово. «Гла­го­лить» – зна­чит го­во­рить. И такое обо­зна­че­ние эта часть речи имеет не толь­ко в рус­ском языке. И гла­гол – это часть речи, ко­то­рая боль­ше всего свя­за­на не толь­ко с дей­стви­ем, но и с об­ще­ни­ем. По­смот­рим, в чем это про­яв­ля­ет­ся. И для этого рас­смот­рим на­сто­я­щее и бу­ду­щее время гла­го­ла, то есть его лич­ные формы. Формы, в ко­то­рых гла­гол из­ме­ня­ет­ся по лицам.

А что такое лицо? С на­чаль­ной школы знаем, что это я, ты, он. Ме­сто­име­ние я в языке обо­зна­ча­ет ГО-ВО-РЯ-ЩЕ-ГО! Ты – это тот, к кому я об­ра­ща­юсь с речью, тот, кому я хочу что-то СО­ОБ­ЩИТЬ! А кто такие он, оно, она, они? А это те, О КОМ, О ЧЕМ я тебе го­во­рю. Вот так и по­лу­ча­ет­ся, что лицо – это как раз то, что поз­во­ля­ет нам об­щать­ся! И в рус­ском языке об­ла­да­ет лич­ны­ми фор­ма­ми толь­ко гла­гол. А вот в япон­ском языке по лицам из­ме­ня­ют­ся и при­ла­га­тель­ные.

Итак, лич­ных форм у гла­го­ла в одном вре­ме­ни 6: 1-е, 2-е, 3-е лицо, умно­жен­ные на два числа: един­ствен­ное и мно­же­ствен­ное. По­смот­ри­те на схему:

           Ед. ч.                                           Мн.ч.

1 лицо. Я  леч-у                             Мы лет-им

2 лицо Ты лет-ишь                       Вы лет-ите

3 лицо Он (она, оно) лет-ит      Они лет-ят

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: в тре­тьем лице един­ствен­но­го числа мы го­во­рим он, она или оно, но на гла­голь­ной форме это никак не от­ра­жа­ет­ся. Лич­ные формы со­вер­шен­но рав­но­душ­ны к ка­те­го­рии рода. Де­воч­ка учит­ся, и маль­чик тоже учит­ся. Это от­ли­чие форм на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни от форм про­шед­ше­го.

Мы уви­де­ли, что формы про­шед­ше­го вре­ме­ни про­ти­во­по­став­ле­ны лич­ным фор­мам гла­го­ла. В про­шед­шем вре­ме­ни невоз­мож­но опре­де­лить лицо, но обя­за­тель­но в ед. ч. ука­зы­ва­ет­ся род, а в на­сто­я­щем и бу­ду­щем вре­ме­ни мы не можем по форме гла­го­ла опре­де­лить род, зато обя­за­тель­но обо­зна­ча­ем лицо.

4. Ор­фо­грам­мы лич­ных и ро­до­вых окон­ча­ний гла­го­лов

В каж­дой из рас­смат­ри­ва­е­мых нами форм будут свои ор­фо­грам­мы. В про­шед­шем вре­ме­ни бы­ва­ют неболь­шие труд­но­сти с ро­до­вы­ми окон­ча­ни­я­ми: ре­бя­та ино­гда пу­та­ют окон­ча­ния жен­ско­го рода и сред­не­го. На­при­мер, Солн­це за­ка­ти­лось. Окон­ча­ние в сла­бой по­зи­ции, и здесь воз­мож­на ошиб­ка. Чтобы ее не до­пу­стить, нужно пра­виль­но опре­де­лить род гла­го­ла, а перед этим со­об­ра­зить, что мы имеем дело с ро­до­вым окон­ча­ни­ем гла­го­ла. Го­раз­до боль­ше про­блем с лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми. Здесь необ­хо­ди­мо уметь спря­гать гла­го­лы, знать пра­ви­ла спря­же­ния, ис­клю­че­ния, знать, как пи­шут­ся на­чаль­ные формы, и, ко­неч­но, су­меть уви­деть, что тут имен­но лич­ные окон­ча­ния. Эти ор­фо­грам­мы изу­ча­ют в теме «Спря­же­ние гла­го­ла».

Вопросы к конспектам

Рас­крой­те скоб­ки, по­ставь­те гла­го­лы в нуж­ную форму на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го вре­ме­ни. Если в речи встре­ча­ет­ся несколь­ко ва­ри­ан­тов дан­ной формы, вы­бе­ри­те один из них. Обос­нуй­те выбор ва­ри­ан­та. Если гла­гол не имеет нуж­ной формы, из­ме­ни­те пред­ло­же­ние так, чтобы вы­ра­зить дан­ное со­дер­жа­ние.

1. По ули­цам (бе­жать) ка­кие-то люди. 2. Его (влечь) к людям с труд­ной судь­бой. 3. Чтобы не за­мёрз­нуть по до­ро­ге, он обыч­но (за­прячь) ло­шадь, пу­стит её вскачь, а сам (бе­жать) рядом. 4. Я обя­за­тель­но (вы­здо­ро­веть) к празд­ни­ку. 5. Я обя­за­тель­но (по­бе­дить) на этих со­рев­но­ва­ни­ях. 6. Я толь­ко (вы­сы­пать) сахар в банку, (за­вин­тить) крыш­ку и по­дой­ду к тебе. 7. Вот так я (до­са­дить) учи­те­лю! 8. Кра­пи­ва очень силь­но (жечь­ся). 9. Щенок (лечь) под диван и урчит. 10. Я (за­ехать) за тобой к ве­че­ру. 11. Мать (за­жечь) все лампы и (на­ка­пать) ле­кар­ство до­че­ри. 12. Ему не стоит по­ру­чать такое от­вет­ствен­ное за­да­ние: он обя­за­тель­но (за­ко­ле­бать­ся) в самый от­вет­ствен­ный мо­мент. 13. Я (за­ме­сить) тесто, а потом от­дох­ну. 14. Если кровь (за­печь­ся), труд­но об­ра­ба­ты­вать рану. 15. Если вода (за­течь) под ванну, её будет труд­носо­брать. 16. Когда мы (за­хо­теть), тогда и (лечь) от­ды­хать! 17. Если вы сей­час же не сда­ди­тесь, я (из­ре­ше­тить) весь дом! 18. Он быст­ро (ис­тре­пать) новый ко­стюм, если будет так небреж­но об­ра­щать­ся с ним. 19. Я (кру­тить­ся, вер­теть­ся, ку­ро­ле­сить), а всё без толку! 20. Он (лезть) на самую вер­хуш­ку де­ре­ва. 21. Он (лгать) вам! 22. Они ни­ко­гда не (класть) порт­фе­ли на парты. 23. Он (на­влечь) на нас беду. 24. На­ра­бо­та­юсь за день, (на­тру­дить­ся), ино­гда к ве­че­ру так (обес­си­леть) – рукой дви­нуть не могу. 25. Я тебя не (оби­деть). 26. Это (от­влечь) тебя от груст­ных мыс­лей. 27. Он (от­речь­ся) от нас при пер­вой опас­но­сти. 28. Я (по­бе­дить) и этого про­тив­ни­ка! 29. Вода (течь) из крана уже тре­тий день. 30. Они (хо­теть) опо­зо­рить нас. 31. Лодки не стоят непо­движ­но, они чуть (ко­лы­хать­ся) на воде. 32. Дует ветер, дождь(брыз­гать) мне в лицо. 33. Ро­ди­те­ли стоят на пер­роне и (ма­хать) вслед ухо­дя­ще­му по­ез­ду. 34. Текут ручьи, с крыш (ка­пать). 35. Волк (рыс­кать) по лесу в по­ис­ках до­бы­чи. 36. Жен­щи­ны стоят на бе­ре­гу и (по­лос­кать) бельё.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 03:01