Понятие глагола

1. Общее зна­че­ние гла­го­ла

Гла­гол – это часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие, со­сто­я­ние, от­но­ше­ние как про­цесс.

На­при­мер, гла­го­лы идти, ру­бить, пи­сать, но­сить, пи­лить обо­зна­ча­ют соб­ствен­но дей­ствия. Гла­го­лы ле­нить­ся, без­дей­ство­вать, бо­леть, лю­бить обо­зна­ча­ют со­сто­я­ния. А гла­го­лы со­сто­ять, за­клю­чать, пре­об­ла­дать, воз­вы­шать­ся обо­зна­ча­ют от­но­ше­ние.

2. Мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки гла­го­ла

Сфор­му­ли­ру­ем ха­рак­те­ри­сти­ки дей­ствия и по­смот­рим, как гла­гол при­спо­саб­ли­ва­ет­ся с по­мо­щью своих свойств к тому, чтобы эти ха­рак­те­ри­сти­ки вы­ра­жать.

Дей­ствие кто-то со­вер­ша­ет – род (шеп­тал, шеп­та­ла), лицо (шепчу, шеп­чешь), число (шеп­та­ли, шеп­чет, шеп­чут), без­лич­ность.

Дей­ствие над кем-то (или над чем-то) со­вер­ша­ет­ся, на ко­го-то (на что-то) на­прав­ле­но – пе­ре­ход­ность (ручей ко­лы­шет (что?) траву на дне), воз­врат­ность (шеп­чут­ся).

Дей­ствие со­вер­ша­ет­ся ко­гда-то – время (шеп­тал, шеп­чет, будет шеп­тать).

Дей­ствие со­вер­ши­лось, со­вер­шит­ся до конца или на­хо­дит­ся в про­цес­се со­вер­ше­ния – вид гла­го­ла.

Дей­ствие про­ис­хо­дит ре­аль­но в про­шлом, на­сто­я­щем или бу­ду­щем или пред­став­ля­ет­ся же­ла­е­мым или тре­бу­е­мым  – на­кло­не­ние (шеп­чет, по­шеп­та­лись бы, по­шеп­чи).

3. Син­так­си­че­ская роль гла­го­ла

Так же как роль под­ле­жа­ще­го ха­рак­тер­на пре­жде всего для су­ще­стви­тель­но­го, а функ­цию опре­де­ле­ния в пред­ло­же­нии вы­пол­ня­ют чаще всего при­ла­га­тель­ные, ска­зу­е­мое – наи­бо­лее ха­рак­тер­ная роль гла­го­ла в пред­ло­же­нии.

Для гла­го­ла вме­сте с су­ще­стви­тель­ным ха­рак­тер­но со­став­лять грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния.

Гла­гол может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Вопросы к конспектам

Упраж­не­ние 1.

Рас­пре­де­ли­те гла­го­лы по ко­лон­кам, учи­ты­вая их общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние. 

Тру­до­вая 
де­я­тель­ность

Ум­ствен­ная 
де­я­тель­ность

Пе­ре­ме­ще­ние 
в про­стран­стве

Со­сто­я­ние 
че­ло­ве­ка

Со­сто­я­ние 
при­ро­ды

 

 

 

 

 

-        зно­бить,

-        пла­вать,

-        по­вто­рять,

-        це­мен­ти­ро­вать,

-        ра­до­вать­ся,

-        меч­тать,

-        учить­ся,

-        со­би­рать,

-        под­мо­ро­зить,

-        чув­ство­вать,

-        про­го­ва­ри­вать,

-        ша­гать,

-        ве­че­реть,

-        вы­ра­щи­вать,

-        пу­те­ше­ство­вать,

-        шеф­ство­вать.

Упраж­не­ние №2.

За­ме­ни­те фра­зео­ло­гиз­мы одним сло­вом – гла­го­лом.

Встав­лять палки в ко­лё­са – …

Гнуть спину – …

Об­ве­сти во­круг паль­ца – …

За­дать жару – …

За­ме­тать следы – …

Сесть в ка­ло­шу – …

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 02:51