Безличность глагола

Мы знаем, что для обыч­ных гла­го­лов свой­ствен­но иметь ми­ни­мум 10 вре­мен­ных форм: 4 формы про­шед­ше­го вре­ме­ни и 6 лич­ных форм. Рас­смот­рим это на при­ме­ре гла­го­ла учить.

Про­шед­шее время

Безличность глагола. Про­шед­шее время

Лич­ные формы (на­сто­я­щее/бу­ду­щее время)

Лич­ные формы (на­сто­я­щее/бу­ду­щее время)

А те­перь об­ра­зу­ем воз­мож­ные формы без­лич­но­го гла­го­ла све­тать.

Про­шед­шее время

воз­мож­ные формы без­лич­но­го гла­го­ла све­тать.

Лич­ные формы (на­сто­я­щее/бу­ду­щее время)

Лич­ные формы (на­сто­я­щее/бу­ду­щее время) глагола светать

 

 Значение безличных глаголов

Во­круг че­ло­ве­ка все­гда было много необъ­яс­ни­мо­го, непод­кон­троль­но­го ему, того, что со­вер­ша­ет­ся по­ми­мо его воли. И без­лич­ные гла­го­лы как раз очень хо­ро­шо при­спо­соб­ле­ны к тому, чтобы вы­ра­жать наши пред­став­ле­ния о неве­до­мых силах, управ­ля­ю­щих нами и миром во­круг.

Без­лич­ные гла­го­лы обо­зна­ча­ют:

1. яв­ле­ния при­ро­ды: све­та­ет, хо­ло­да­ет, смер­ка­ет­ся, вью­жит;

2. фи­зи­че­ские или пси­хи­че­ские со­сто­я­ния живых су­ществ: пер­шит, ли­хо­ра­дит, взгруст­ну­лось;

3. дол­жен­ство­ва­ние или же­ла­тель­ность: сле­ду­ет, по­до­ба­ет, над­ле­жит;

4. на­ли­чие или от­сут­ствие че­го-ли­бо: хва­та­ет, недо­ста­ет.

 Особенности предложений, в состав которых входят безличные глаголы

Свой­ство без­лич­ных гла­го­лов не иметь де­я­те­ля, того, кто дей­ствие со­вер­ша­ет, вы­ли­ва­ет­ся еще в одну за­ко­но­мер­ность уже в син­так­си­се. Если перед нами в роли ска­зу­е­мо­го вы­сту­па­ет без­лич­ный гла­гол, то под­ле­жа­ще­го в таком пред­ло­же­нии про­сто быть не может!

На улице уже стем­не­ло.

Мне се­год­ня что-то не ра­бо­та­ет­ся.

Его зно­бит.

Как это тебя уго­раз­ди­ло там ока­зать­ся?

В зобу ды­ха­нье спер­ло.

 Обобщение изученного

Без­лич­ные гла­го­лы – это гла­го­лы, ко­то­рые на­зы­ва­ют дей­ствия и со­сто­я­ния, со­вер­ша­ю­щи­е­ся без де­я­те­лей. Эти гла­го­лы пред­став­ля­ют дей­ствие как про­ис­хо­дя­щее само собой, неза­ви­си­мо от де­я­те­ля, т. е. без дей­ству­ю­ще­го лица и пред­ме­та.

В си­сте­му форм без­лич­ных гла­го­лов вхо­дят:

1. ин­фи­ни­тив (неопре­де­лен­ная форма): смер­кать­ся, зно­бить;

2. формы изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния:

а) 3 л. ед. ч. на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни: зно­бит, будет зно­бить, за­зно­бит;

б) про­шед­шее время ед. ч. ср. р.: зно­би­ло;

3. формы со­сла­га­тель­но­го на­кло­не­ния: рас­све­ло бы ско­рее, под­мо­ро­зи­ло бы.

Без­лич­ные гла­го­лы не из­ме­ня­ют­ся по лицам, чис­лам и по родам! Это для них по­сто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак!

При без­лич­ных гла­го­лах в пред­ло­же­нии нет и не может быть под­ле­жа­ще­го.

Вопросы к конспектам

За­да­ние 1.

За­ме­ни­те пред­ло­же­ния с под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым пред­ло­же­ни­ем с без­лич­ным гла­го­лом.

При­бли­жал­ся рас­свет. – ?

На­сту­па­ет вечер. – ?

В этот ясный, сол­неч­ный день все хо­ро­шо ра­бо­та­ли. – ?

Мы долго не хо­те­ли ухо­дить из зим­не­го леса. – ?

Мой друг по ве­че­рам не сидит дома. – ?

От вол­не­ния мы долго не спали. – ?

За­да­ние 2

Вы­пи­ши­те пред­ло­же­ния с без­лич­ны­ми гла­го­ла­ми.

1. Снеж­ное поле с за­стыв­ши­ми вол­на­ми наста вдруг по­ро­зо­ве­ло от хо­лод­но­го солн­ца.

2. Кло­чок неба, как лента, си­не­ет над вашей го­ло­вой.

3. Про­гре­ме­ло вдали.

4. С каж­дым днем все силь­нее чув­ству­ет­ся при­бли­же­ние весны.

5. В горле у Се­ва­стья­но­ва пе­ре­хва­ти­ло.

6. Сча­стье в воз­ду­хе не вьет­ся, а ру­ка­ми до­ста­ет­ся.

7. Ра­дост­но ви­деть друж­ные всхо­ды.

8. На­сту­па­ет празд­нич­ный вечер.

9. В это время по­зво­ни­ли в дверь.

10. Долго мне не спа­лось.

11. Вы­хо­жу из ком­на­ты, иду в ближ­нюю рощу.

12. Детям не си­дит­ся дома, им хо­чет­ся на све­жий воз­дух.

13. Солн­це на­чи­на­ет спус­кать­ся.

14. На­чи­на­ло уже за­мет­но смер­кать­ся.

15. В лесу легко ды­шит­ся.

Последнее изменение: Среда, 20 Сентябрь 2017, 03:07