Движущие силы антропогенеза
Основные биологические факторы антропогенеза
Человек, как и любой другой биологический вид, сформировался в процессе эволюции и является результатом взаимодействия ее движущих сил. К основным биологическим факторам антропогенеза относится наследственная изменчивость иестественный отбор.
Основной предпосылкой антропогенеза послужило прямохождение, которое, вероятно, возникло ещё у древесных форм приматов. Передвижение на двух ногах первое время было малоэффективным и не давало особых преимуществ в борьбе за существование.
Однако это освободило передние конечности и позволило использовать в качестве орудий различные предметы, такие как камни и палки.
Трудовая деятельность
Невысокие физические данные гоминид компенсировались способностью коллективно действовать и применять орудия труда для защиты, охоты и простой хозяйственной деятельности.
Постепенно труд становится основным фактором эволюции человека. В процессе изготовления и использования орудий происходило совершенствование кисти, что оказывало влияние на весь организм. Развитие сложных трудовых навыков привело к усложнению и укрупнению головного мозга за счет полового отбора.
Рис. 1. Коллективная деятельность древних людей
Слева направо: изготовление орудий, переноска грузов, охота на крупных животных
Гоминиды не обладали высокой скоростью, выносливостью или размерами. Они были лишены жесткой шкуры, мощных клыков, когтей, чутких органов чувств. Они могли существовать только в составе крупных стай, общин. Внутри стаи особи получали взаимную поддержку и занимались совместной деятельностью (рис. 1). Выживаемость особей в стае была выше, что и обусловило социальную организацию приматов, в том числе социальную природу человека.
Коллективные отношения
Совместная трудовая деятельность требовала координации. Возникла необходимость в передаче и обмене информацией. Так у гоминид закрепляется и совершенствуется голосовой аппарат. Это опять приводит к укрупнению и усложнению головного мозга.
С появлением второй сигнальной системы (мышления и речи) старшие члены коллектива смогли обучать молодое поколение отыскивать природные материалы, необходимые для изготовления орудия труда, учить приемам изготовления таких орудий, а также их применения. Они могли заранее предупреждать об опасных ситуациях или наоборот учить охоте и собирательству.
Среди прочих млекопитающих также наблюдается передача опыта. Например, кошка учит охотиться своих котят. Но человек с помощью своей второй сигнальной системы делал это принципиально эффективнее.
Такая эффективность сплоченного человеческого общества, вооруженного орудиями труда, была очень высока. Хозяйственная деятельность человека и использование огня снижает давление таких природных факторов, как голод, холод и угроза хищников.
Вектор естественного отбора начинает изменяться. Теперь преимущество получают не те особи, которые наиболее обучаемые, ловкие в освоении трудовых навыков, догадливые и коммуникабельные. При этом агрессивные физически сильные и выносливые особи оказываются менее приспособленными для жизни в коллективе. Естественный отбор и половой отбор теперь способствуют росту размеров головного мозга, совершенствованию голосового аппарата и тонкой моторики рук.
С развитием человеческого общества нарастает степень разделения труда. В зависимости от возраста, пола, силы и владения навыками люди начинают выполнять специфические функции.
Появляются специализированные охотники, няни, сторожа, мастера орудий труда, хранители огня, учителя и прочие прообразы профессий.
Необходимость поддержания этой сложной системы привела к возникновению особой социальной культуры. Появляются условности, традиции, обряды, законы и религии.
Для успешного выживания в таком обществе мало просто быть физически здоровым, требуется еще получить воспитание, усвоить культурную матрицу – получить образование.
Таким образом, уникальными движущими силами антропогенеза послужили: трудовая деятельность и коллективные отношения.
Естественный отбор шел в направлении усложнения головного мозга, развития мышления, отработки тонкой моторики рук и совершенствования второй сигнальной системы. Для успешного формирования и развития человека недостаточно только хорошей наследственности, требуется еще воспитание и обучение с помощью накопленных разными поколениями знаний.