Движущие силы антропогенеза

 Основные биологические факторы антропогенеза

Че­ло­век, как и любой дру­гой био­ло­ги­че­ский вид, сфор­ми­ро­вал­ся в про­цес­се эво­лю­ции и яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том вза­и­мо­дей­ствия ее дви­жу­щих сил. К ос­нов­ным био­ло­ги­че­ским фак­то­рам ан­тро­по­ге­не­за от­но­сит­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость иесте­ствен­ный отбор.

Ос­нов­ной пред­по­сыл­кой ан­тро­по­ге­не­за по­слу­жи­ло пря­мо­хож­де­ние, ко­то­рое, ве­ро­ят­но, воз­ник­ло ещё у дре­вес­ных форм при­ма­тов. Пе­ре­дви­же­ние на двух ногах пер­вое время было ма­ло­эф­фек­тив­ным и не да­ва­ло осо­бых пре­иму­ществ в борь­бе за су­ще­ство­ва­ние.

Од­на­ко это осво­бо­ди­ло пе­ред­ние ко­неч­но­сти и поз­во­ли­ло ис­поль­зо­вать в ка­че­стве ору­дий раз­лич­ные пред­ме­ты, такие как камни и палки.

 Трудовая деятельность

Невы­со­кие фи­зи­че­ские дан­ные го­минид ком­пен­си­ро­ва­лись спо­соб­но­стью кол­лек­тив­но дей­ство­вать и при­ме­нять ору­дия труда для за­щи­ты, охоты и про­стой хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

По­сте­пен­но труд ста­но­вит­ся ос­нов­ным фак­то­ром эво­лю­ции че­ло­ве­ка. В про­цес­се из­го­тов­ле­ния и ис­поль­зо­ва­ния ору­дий про­ис­хо­ди­ло со­вер­шен­ство­ва­ние кисти, что ока­зы­ва­ло вли­я­ние на весь ор­га­низм. Раз­ви­тие слож­ных тру­до­вых на­вы­ков при­ве­ло к услож­не­нию и укруп­не­нию го­лов­но­го мозга за счет по­ло­во­го от­бо­ра.

Кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность древ­них людейКол­лек­тив­ная де­я­тель­ность древ­них людейКол­лек­тив­ная де­я­тель­ность древ­них людей

Рис. 1. Кол­лек­тив­ная де­я­тель­ность древ­них людей

Слева на­пра­во: из­го­тов­ле­ние ору­дий, пе­ре­нос­ка гру­зов, охота на круп­ных жи­вот­ных

Го­мини­ды не об­ла­да­ли вы­со­кой ско­ро­стью, вы­нос­ли­во­стью или раз­ме­ра­ми. Они были ли­ше­ны жест­кой шкуры, мощ­ных клы­ков, ког­тей, чут­ких ор­га­нов чувств. Они могли су­ще­ство­вать толь­ко в со­ста­ве круп­ных стай, общин. Внут­ри стаи особи по­лу­ча­ли вза­им­ную под­держ­ку и за­ни­ма­лись сов­мест­ной де­я­тель­но­стью (рис. 1). Вы­жи­ва­е­мость осо­бей в стае была выше, что и обу­сло­ви­ло со­ци­аль­ную ор­га­ни­за­цию при­ма­тов, в том числе со­ци­аль­ную при­ро­ду че­ло­ве­ка. 

Коллективные отношения

Сов­мест­ная тру­до­вая де­я­тель­ность тре­бо­ва­ла ко­ор­ди­на­ции. Воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в пе­ре­да­че и об­мене ин­фор­ма­ци­ей. Так у го­минид за­креп­ля­ет­ся и со­вер­шен­ству­ет­ся го­ло­со­вой ап­па­рат. Это опять при­во­дит к укруп­не­нию и услож­не­нию го­лов­но­го мозга.

С по­яв­ле­ни­ем вто­рой сиг­наль­ной си­сте­мы (мыш­ле­ния и речи) стар­шие члены кол­лек­ти­ва смог­ли обу­чать мо­ло­дое по­ко­ле­ние отыс­ки­вать при­род­ные ма­те­ри­а­лы, необ­хо­ди­мые для из­го­тов­ле­ния ору­дия труда, учить при­е­мам из­го­тов­ле­ния таких ору­дий, а также их при­ме­не­ния. Они могли за­ра­нее пре­ду­пре­ждать об опас­ных си­ту­а­ци­ях или на­о­бо­рот учить охоте и со­би­ра­тель­ству.

Среди про­чих мле­ко­пи­та­ю­щих также на­блю­да­ет­ся пе­ре­да­ча опыта. На­при­мер, кошка учит охо­тить­ся своих котят. Но че­ло­век с по­мо­щью своей вто­рой сиг­наль­ной си­сте­мы делал это прин­ци­пи­аль­но эф­фек­тив­нее.

Такая эф­фек­тив­ность спло­чен­но­го че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства, во­ору­жен­но­го ору­ди­я­ми труда, была очень вы­со­ка. Хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка и ис­поль­зо­ва­ние огня сни­жа­ет дав­ле­ние таких при­род­ных фак­то­ров, как голод, холод и угро­за хищ­ни­ков.

Век­тор есте­ствен­но­го от­бо­ра на­чи­на­ет из­ме­нять­ся. Те­перь пре­иму­ще­ство по­лу­ча­ют не те особи, ко­то­рые наи­бо­лее обу­ча­е­мые, лов­кие в осво­е­нии тру­до­вых на­вы­ков, до­гад­ли­вые и ком­му­ни­ка­бель­ные. При этом агрес­сив­ные фи­зи­че­ски силь­ные и вы­нос­ли­вые особи ока­зы­ва­ют­ся менее при­спо­соб­лен­ны­ми для жизни в кол­лек­ти­ве. Есте­ствен­ный отбор и по­ло­вой отбор те­перь спо­соб­ству­ют росту раз­ме­ров го­лов­но­го мозга, со­вер­шен­ство­ва­нию го­ло­со­во­го ап­па­ра­та и тон­кой мо­то­ри­ки рук.

С раз­ви­ти­ем че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства на­рас­та­ет сте­пень раз­де­ле­ния труда. В за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та, пола, силы и вла­де­ния на­вы­ка­ми люди на­чи­на­ют вы­пол­нять спе­ци­фи­че­ские функ­ции.

По­яв­ля­ют­ся спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные охот­ни­ки, няни, сто­ро­жа, ма­сте­ра ору­дий труда, хра­ни­те­ли огня, учи­те­ля и про­чие про­об­ра­зы про­фес­сий.

Необ­хо­ди­мость под­дер­жа­ния этой слож­ной си­сте­мы при­ве­ла к воз­ник­но­ве­нию осо­бой со­ци­аль­ной куль­ту­ры. По­яв­ля­ют­ся услов­но­сти, тра­ди­ции, об­ря­ды, за­ко­ны и ре­ли­гии.

Для успеш­но­го вы­жи­ва­ния в таком об­ще­стве мало про­сто быть фи­зи­че­ски здо­ро­вым, тре­бу­ет­ся еще по­лу­чить вос­пи­та­ние, усво­ить куль­тур­ную мат­ри­цу – по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние.

Таким об­ра­зом, уни­каль­ны­ми дви­жу­щи­ми си­ла­ми ан­тро­по­ге­не­за по­слу­жи­ли: тру­до­вая де­я­тель­ность и кол­лек­тив­ные от­но­ше­ния.

Есте­ствен­ный отбор шел в на­прав­ле­нии услож­не­ния го­лов­но­го мозга, раз­ви­тия мыш­ле­ния, от­ра­бот­ки тон­кой мо­то­ри­ки рук и со­вер­шен­ство­ва­ния вто­рой сиг­наль­ной си­сте­мы. Для успеш­но­го фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия че­ло­ве­ка недо­ста­точ­но толь­ко хо­ро­шей на­след­ствен­но­сти, тре­бу­ет­ся еще вос­пи­та­ние и обу­че­ние с по­мо­щью на­коп­лен­ных раз­ны­ми по­ко­ле­ни­я­ми зна­ний.

 

 

Последнее изменение: Воскресенье, 1 Апрель 2018, 00:25