Развитие просвещения в Казахстане
Во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения в развитии культуры и общественной мысли в Казахстане. Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868), в Омске (1877), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году — отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии. В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, член-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был Ы. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования. Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали «обзоры» областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай Кунанбаев. Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.
Общественный прогресс и сопутствующие ему общественное движение, преобразования в законодательстве оказали влияние на дело просвещения в национальных окраинах. Во второй половине XIX века необходимость в подготовке переводчиков для системы управления, нехватка служащих для нужд хозяйственной и чиновничьей администрации требовали увеличения русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 году в Троицке, Оренбурге, форте Казалинска пытались привлечь на учебу казахскую молодежь. Школы в Казалы и Перовске были реорганизованы в училища, где были преподаватели, получившие образование в Казани и Петербурге. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям Ы. Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890–1896 гг. открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Казахская учительская школа, открытая в Орске в 1883 году. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.
В конце XIX века в Казахстане сложилась следующая система просвещения: Начальные учебные заведения: приходские школы, прогимназии (гимназии с неполными классами), смешанные русско-казахские, аульные и школы грамотности; Средние учебные заведения: реальные училища, женские и мужские гимназии, учительские семинарии; Учебные заведения со специальной подготовкой: казахские учительские школы, сельскохозяйственные, фельдшерские школы, Тургайская ремесленная школ, Уральская специальная школа по подготовке учеников для ремесленного промысла, Омское механико-техническое училище, Гурьевская школа по обучению мореплаванию; Учительские институты, открытые в 1872 году в Омске и в 1879 году в Ташкенте по организации учебного процесса были отнесены к средним учебным заведениям России.
В каком городе был издан сборник «Маса»?