Искусство и музыка казахского народа

В духовной культуре и социально-общественной жизни казахского народа музыкальное искусство занимало большое место.  Музыкальные инструменты казахов, которые были наиболее распространенными:

-   домбра,

-   кобыз,

-   сыбызгы,

-   сырнай.

 В конце XVIII - начале XIX вв. культура казахов обогатилась произведениями композиторов Жанторе и Богда. Хан Младшего жуза Жанторе создал выдающийся кюй «Шалкыма», а Богда «Боз тобе». В первой половине XIX в. в Западном Казахстане оставили значимый след композиторы — кюйши — Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан. Они подготовили почву для возникновения таких гениев, как Курмангазы, Даулеткерей. В Северо-Западном Казахстане были широко известны такие имена, как Тореш, Орынбай, Усен. На северо-востоке, в сарыаркинских кочевьях распространили свое искусство домбристы — Куандык, Али. Их традиции в искусстве получили отражение в казахской музыке Таттимбета. В Семиречье были известны своим творчеством — Есим и Сарша, а на юге Казахстана — Шолак и Алзак. Из композиторов-песенников выделился Сегиз-сери Бахрамулы (1818–1854). Заметный след политических событий этой эпохи оставил для нас кюй «Арынгазы».

 Ткачество, валяние войлока, обработка дерева, кожи, металла, кости и рогов, др. виды ремесла хорошо были развиты среди казахов. Основным жилищем казахов оставалась войлочная юрта, деревянный остов которой состоял из: шанырака — вершины купола; уыков — купольных жердей; кереге — раздвижной решетчатой основы.  В зимовках возводились постоянные типы казахских жилищ — наземные прямоугольные дома из дерева, сырцового кирпича и камня, а также полуземлянки и юртообразные строения. В лесных районах — деревянные шестигранные строения, избы русского типа. В северных и западных районах Казахстана состоятельные люди имели бревенчатые многокомнатные дома, на сооружение которых нанимали русских мастеров.

 Национальная одежды: тон, ишик, жаргак (из меха и шкур животных шили разнообразные шубы); жаргак (из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты); каттау халат из тонкого белого войлока); шапан (из шелка и сукна); шекпен (из верблюжьей шерсти скатывали); камзол (женская приталенная безрукавка); камшат борык (девичья нарядная бобровая шапка);  тымак (мужской головной убор);  саукеле, это высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценными камнями, кораллами, жемчугами, золотом и серебром (богатый головной убор невесты); через год замужества женщины носят — желек, упрощенное саукеле, а после рождения детей — кимешек;  распространенными были мужские шляпы — калпак, телпек; красивыми и разнообразными были пояса мужчин и женщин — белдик, белбау. Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа. Наборные пояса, украшенные костяными и металлическими накладками — кисе; обувь также была разнообразной: саптама — мужские высокие кожаные сапоги; етик, маси, кебис и др.

Вопросы к конспектам
В каком году Таттимбет Казангапов побывал в Петербурге в составе делегации сибирских киргизов (казахов) и принял участие в церемонии восшествия Александра II на российский престол?

В каком году Жаяу Муса Байжанов был выслан в Тобольск как политически неблагонадежный?

В каком году Курмангазы окончательно переезжает в селение Сахма Астраханской губернии?
В каком году Таттимбет был волостным правителем в Каркаралинском округе?
Где находится могила Курмангазы?
Кто из ниже указанных кюйши-композиторов возродил музыкальную традицию кобыза?
Назовите автора произведения «Ак сиса».
Сколько кюев Курмангазы сохранилось до наших дней?
Сколько песен Биржан-сала дошло до наших дней?
Сколько песен оставил после себя поэт Жаяу Муса?
Последнее изменение: Суббота, 3 Март 2018, 11:28