Подготовка к ЕГЭ (Лексика)
Лексическое задание ЕГЭ
Лексическое задание в ЕГЭ проверяет:
- навыки словообразования базового уровня;
- лексический запас.
Как подготовиться к лексической части ЕГЭ?
- расширить словарный запас (в этом вам поможет чтение литературы и изучение тематической лексики по топикам);
- вспомнить или освоить навыки словообразования;
- тренироваться и работать над ошибками.
Словообразование
Образование новых слов может происходить при помощи присоединения к основе слова суффиксов или префиксов (приставок).
Префиксы присоединяются в начале слова, а суффиксы – в конце.
Слова, образованные с помощью префиксов и суффиксов, называются производными.
Префиксы, как и суффиксы, могут присоединяться к различным частям речи, изменяя при этом их значение.
Пример:
Happy – счастливый,
Unhappy – несчастный
Happiness – счастье
Happily – счастливо
Help – помощь
Helper– помощник
Helpful – полезный
Helpless– беспомощный
Примеры заданий
Прочитайте приведенные ниже тексты. Преобразуйте, если необходимо, слова, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текстов. Заполните пропуски пропущенными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы В-11–В-16.
В-11 Going for a walk is the most popular leisure activity in Britain. Despite its high _____________ (populate) density and widespread, the UK has many unspoilt rural and coastal areas.
Данное нам слово populate («населять») является глаголом. Для того чтобы понять, какую часть речи необходимо вставить на месте пропуска, нужно перевести предложение.
Перевод: «Несмотря на высокую плотность населения, в Великобритании еще осталось много неиспорченных сельских и прибрежных местностей».
Если же вы не можете перевести предложение, вам нужно внимательно посмотреть на слова, которые «окружают» пропуск. Так, слова despite its high требуют после себя существительного. Существительное от глагола populate будет population.
B-12 Twelve national parks are freely accessible to the public and were created to conserve the ___________ (nature) beauty, wildlife and cultural heritage they contain.
Слово nature («природа») является существительным. После пропуска также стоит существительное – beauty («красота»), то есть на месте пропуска должно стоять некое определение. Роль определения в предложении обычно играет прилагательное, и от слова nature прилагательным будет natural.
B-13 Most of the land in National Parks is privately owned, but administered by an independent National Park Authority which works to balance the expectations of __________ (visit) which they need to conserve these open spaces for future generations.
Слово visit («посещать») – это глагол. Посмотрев на слова перед пропуском – the expectations of («ожидания кого-то/чего-то») можно понять, что нам необходимо существительное – «ожидания посетителей» (visitors). На то, что существительное должно стоять во множественном числе, указывает отсутствие неопределенного артикля перед пропуском.
В-14 The UK also works to improve the global environment and has taken global warming _____________ (serious) ever since scientist discovered the hole in the ozone layer.
Слово serious («серьезный») – это прилагательное. Если перевести часть предложения до пропуска («принимала глобальное потепление»), то напрашивается вопрос «как?», а на этот вопрос отвечает наречие. Поэтому от прилагательного serious мы образуем наречие – seriously.
B-15 In 1997, the UK subscribed to the Kyoto Protocol binding developed countries to reduce emissions of the six main greenhouses gases. The Protocol declares environmental _______________ (protect). Слова protocol и declares («протокол» и «провозглашает») являются главными членами предложения, и они логически требуют после себя дополнения (провозглашает что?). Таким образом, из глагола protect необходимо образовать существительное – protection.
B-16 Nowadays British __________ (science) are taking part in one of the largest international projects.
В данном предложении пропущено подлежащее, то есть из существительного science («наука») необходимо образовать другое существительное, способное исполнить роль этого подлежащего. Более того, новое существительное должно стоять во множественном числе, так как в сказуемое входит глагол be в форме множественного числа – are. Новым существительным будет слово scientists – «ученые».
Полезные советы
- когда вам нужно заполнить пропуск, постарайтесь сразу для себя определить, какая часть речи вам нужна и в какой форме;
- не оставляйте пропуски незаполненными, даже если вы не знаете правильный ответ;
- всегда внимательно проверяйте орфографию.
Вопросы к конспектам
1. Найдите и выделите суффиксы в данных словах и определите, к какой части речи эти слова относятся:
British, foolish, understandable, heartless, pitiless, successful, experiment, function, musician, socialist, artist, capitalism, professional, fundamental, industrial, doubtful, useful, different, treatment, creative, attractive, peaceful, dangerous, elementary, childish, active, economic, director, worker, passage, marriage, silence, freedom, kingdom.
2. Определите, к какой части речи относятся следующие слова. Переведите их:
Achievement – achieve, resistance – resistant, assistance – assist – assistant, celebration – celebrate, difference – different, city – citizen, nation – national – nationality, measure – measurement, develop – development, act – active – activity, contain – container, discover – discovery – discoverer, literature – literary, graduate – graduation – undergraduate – post-graduate, educate – education, progress – progressive, act – action – activity – active, govern – governor – government.
3. Переведите следующие слова, выделите в них суффиксы и префиксы:
Untrue, prehistoric, ultramodern, postwar, ex-champion, anti-body, de compose, decode, deform, depart, discover, disappearance, reread, reconstruct, coauthor, unequal, misunderstand, undress, disarm, anti-fascist, cooperation, co-existence, interaction, superhuman, ultra-violet.